Географическое распределение мировой торговли - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География - Общая характеристика мира - Часть 1

Географическое распределение мировой торговли - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Географическое распределение мировой торговли можно рассматривать на разных уровнях, имея в виду участие в нем трех групп стран, крупных регионов и отдельных государств.

Доля трех групп стран в мировой торговле на протяжении последних десятилетий не оставалась неизменной. Это заключение можно подтвердить на примере показателей экспорта (табл. 161), тем более что показатели, характеризующие импорт, почти не отличаются от них.

Таблица 161

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОГО ЭКСПОРТА ПО ТРЕМ ГРУППАМ СТРАН

Данные таблицы 161, несмотря на определенное воздействие на них меняющейся экономической конъюнктуры, все же позволяют определить некоторые общие тенденции развития. Так, доля экономически развитых стран Запада в мировом экспорте отличается, пожалуй, наибольшей неустойчивостью и имеет в целом понижательный характер. Доля развивающихся стран обнаруживает более устойчивый стабильный рост. Нужно также добавить, что этот рост обеспечивает сравнительно небольшая группа стран, в которую входят Китай, новые индустриальные страны Азии, страны ОПЕК и некоторые другие страны Азии, Африки и Латинской Америки с экспортоориентированной экономикой. Для стран же с переходной экономикой характерна довольно отчетливая понижательная тенденция.

Не менее наглядно место каждой из трех групп стран в мировом экспорте демонстрирует рисунок 118. Он интересен также и тем, что показывает размеры главных товаропотоков, связывающих эти группы стран между собой. Отчетливо видно, что самый большой из них, как и следовало ожидать, сформировался в "связке" стран Запада и развивающихся стран (т. е. на направлении Север – Юг). Товаропотоки экспортного характера между странами Запада и бывшими социалистическими странами (Запад – Восток) и между ними и развивающимися странами (Восток – Юг) оказываются значительно меньшими по размерам.

Анализируя рисунок 118, нужно учитывать, что он не отражает товаропотоки, сформировавшиеся внутри каждой из трех групп стран, которые составляют примерно половину всего мирового товарооборота. Среди них особое значение имеют товаропотоки между развитыми странами Запада (Запад – Запад), которые связывают три главных центра западного мира – Западную Европу, США и Японию. Особенность этих потоков заключается еще и в том, что в их структуре до 40 % приходится на высокотехнологичные изделия наукоемких отраслей промышленности. Товаропотоки, связывающие между собой развивающиеся страны (Юг – Юг), также получают все большее развитие, что имеет не только экономическое, но и политическое значение. В структуре этих потоков, наряду с топливно-сырьевыми и продовольственными товарами, определенную роль начинают играть и готовые изделия.

Рис. 118. Экспортные товаропотоки между тремя группами стран

Естественно, что изменения в географическом распределении торговли между тремя группами стран нашли отражение и в торговле между главными макрорегионами мира (табл. 162).

Таблица 162

ДОЛЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ В МИРОВОМ ТОВАРООБОРОТЕ В 1950–2006 гг.

* Без стран СНГ.

Анализ таблицы 162 показывает, что первое место в мировом товарообороте продолжает занимать зарубежная Европа, хотя в последнее время доля ее несколько уменьшилась. Исключительную роль во внешней торговле этого региона играет интеграционная группировка Европейского союза, обеспечивающая 9/10 всех его межрегиональных и внутрирегиональных торговых связей. Второе место в мировом товарообороте раньше принадлежало Северной Америке, но в 1980-х гг. на него вышла зарубежная Азия, оттеснив Северную Америку на третье место. А на все остальные регионы, вместе взятые, приходится лишь немногим более 1/10 мировой торговли.

Такое соотношение во многом предопределяет и географическую направленность основных мировых товаропотоков. По данным на середину 1990-х гг., самый мощный из них (около 400 млрд долл.) соединял Северную Америку и Азию. На втором месте был товаро-поток между Западной Европой и Азией (300 млрд), на третьем – между Северной Америкой и Западной Европой (250 млрд), на четвертом – между Северной и Латинской Америкой (200 млрд). А товаропотоки между Западной и Восточной Европой, между Западной Европой и Африкой находились на уровне 100 млрд долл.

С позиций экономической географии не меньший, если не больший интерес представляет рассмотрение рейтинга отдельных стран в мировой торговле (табл. 163).

Из 20 вошедших в таблицу стран 14 относятся к экономически развитым странам (они же формируют почти всю первую десятку), 5 – к развивающимся (часть из них – новые индустриальные) и одна (Россия) – к странам с переходной экономикой. Весьма интересно, что в рейтинговый список вошло по восемь стран зарубежной Европы и Зарубежной Азии, две страны Северной Америки, одна латиноамериканская страна, а Австралия и Африка в нем не представлены вообще. Большинство из представленных в таблице стран имеет активный (положительный) торговый баланс, причем яркими примерами такого рода могут служит Китай, Россия, ФРГ и Япония. Наряду с этим для некоторых стран характерен пассивный (отрицательный) торговый баланс. Например, в США дефицит торгового баланса к 2005 г. достиг 830 млрд долл.

Страны, имеющие высокий внешнеторговый рейтинг, определяют и главные межстрановые товаропотоки, к числу которых относятся (в % к мировому уровню):

Таблица 163

ДВАДЦАТЬ СТРАН, ИГРАЮЩИХ ГЛАВНУЮ РОЛЬ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ В 2005]

* Знаком "минус" (-) обозначен отрицательный торговый баланс, а знаком "плюс" (+) – положительный.

США – Канада (4,5 %);

США – Япония (3 %);

США – Мексика (2,5 %);

Германия – Франция (1,8 %);

Германия – Великобритания (1,6 %);

Германия – Италия (1,3 %);

Германия – Бельгия (1,1 %).

В пределах градации от 0,6 до 1 % находятся также товаропотоки между Францией и Италией, Японией и Саудовской Аравией, США и Великобританией, США и Германией, Нидерландами и Бельгией, США и Саудовской Аравией.

Географическое распределение внешней торговли России в 1990-х гг. претерпело существенные изменения. Главное из них – еще большая ориентация на экономически развитые страны, которые в 2005 г. во внешней торговом обороте России занимали ведущее место (59 %). Доля развивающихся стран составляла 15 %, стран Центрально-Восточной Европы – 11, а стран ближнего зарубежья – 15 %. К числу главных торговых контрагентов России из западноевропейских стран относятся Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария, Финляндия, из внеевропейских – Китай, США, Япония, Турция, а из стран СНГ – Украина, Белоруссия и Казахстан.






Для любых предложений по сайту: [email protected]