Потребление, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

География - Общая характеристика мира - Часть 1

Потребление, экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов - ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Выше была рассмотрена, причем на разных уровнях, география мировой добычи нефти. Однако география потребления нефти и нефтепродуктов отличается от нее очень сильно. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 85.

Сравнение данных таблицы 85 с приведенными выше данными о географическом распределении мировой добычи нефти демонстрирует большую разницу положения экономически развитых стран в реестрах добычи и потребления нефти и нефтепродуктов: их доля в мировой добыче составляет 19 %, а в потреблении – 60 %. Неудивительно, что и душевое потребление нефти в них очень высокое – от 1 до 2 т/год, а в США– более 2,5 т/год. С другой стороны, доля развивающихся стран в мировой добыче нефти, как отмечалось, достигает 66 %, тогда как в потреблении она составляет 32 %, т. е. уступает первому из этих показателей более чем в два раза. Страны ОПЕК, добывающие 42 % всей нефти, потребляют всего 7 % нефти и нефтепродуктов – меньше чем один Китай.

Таблица 85

ПОТРЕБЛЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В 2005 г.

Сопоставление всех этих цифр свидетельствует о наличии огромного территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти. В пределах отдельных крупных регионов мира такой разрыв преодолевается главным образом при помощи трубопроводного транспорта (например, Россия – Западная Европа, Канада – США), а для преодоления территориального разрыва между регионами используют морской транспорт. Перед Второй мировой войной главные морские грузопотоки нефти направлялись из Америки (США, Венесуэла) в Западную Европу. Начиная с 1950-х гг., постоянно возрастали грузопотоки из зоны Персидского залива в Западную Европу, Японию, а затем и в США. Сформировались также устойчивые грузопотоки нефти из СССР в Восточную и Западную Европу, из Северной Африки в Западную Европу, из Западной Африки в США и Западную Европу. В начале XXI в. на мировой рынок ежегодно поступает примерно 2 млрд т нефти.

При этом на протяжении последних десятилетий сложилось подразделение всех стран и регионов мира на две группы, одну из которых можно назвать нефтеэкспортирующей, а другую – нефтеимпортирующей. Границы между ними довольно отчетливо прослеживаются на всех трех уровнях – глобальном, региональном и страновом.

На глобальном уровне в качестве главных импортеров нефти и нефтепродуктов стабильно выступают экономически развитые страны Запада, которые ввозят (2000 г.) 1430 млн т, а в качестве главных экспортеров – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, обеспечивающие 3/4 мирового нефтяного экспорта (в том числе страны ОПЕК – 2/3). Такое же функциональное подразделение можно проследить и на региональном уровне: Северная Америка ввозит 600 млн т нефти и нефтепродуктов, Западная Европа – 500 млн т, а страны Ближнего и Среднего Востока экспортируют более 950 млн т.

Но еще больший интерес представляет знакомство с главными странами – экспортерами и импортерами нефти и нефтепродуктов (табл. 86).

Как и следовало ожидать, среди стран-экспортеров преобладают развивающиеся страны – члены ОПЕК, к которым добавляется Мексика. Из стран Запада в группу 10 лидеров входят Норвегия и Великобритания, а из стран с переходной экономикой – Россия. Перечень десяти стран-импортеров включает 8 экономически развитых стран, Китай и Индию. В большинстве из них абсолютные размеры импорта в течение 1990-х гг. оставались относительно стабильными, но есть и два исключения – США и Китай. В 1994 г. количество импортируемых США нефти и нефтепродуктов (450 млн т) впервые сравнялось с объемом добывавшейся в самой этой стране нефти, а в 2000 г. доля импорта приблизилась уже к 60 %. Чтобы оценить эти показатели, нужно вспомнить, что в 1950 г. эта доля составляла всего 9 %, в 1970 г. – 12, а в 1980 г. – 32 %. Можно добавить, что во вторую десятку стран – импортеров нефти входят уже не только страны Запада (например, Бельгия, Швеция, Канада), но и некоторые развивающиеся страны, достигшие сравнительно высокого уровня экономического развития (Бразилия, Турция и др.).

Таблица 86

ГЛАВНЫЕ СТРАНЫ – ЭКСПОРТЕРЫ И ИМПОРТЕРЫ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В 2005 г.

Преодоление территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти привело к формированию мощных "нефтяных мостов", преимущественно океанских, которые отчетливо видны на рисунке 67. К ним относятся следующие "мосты":

Персидский залив – Япония, Республика Корея;

Персидский залив – Западная Европа; Персидский залив – США; Юго-Восточная Азия – Япония; Карибский бассейн – США; Северная Африка – Западная Европа; Западная Африка – Западная Европа; Западная Африка – США.

Рис. 67. Главные морские и сухопутные грузопотоки нефти (по И. А. Родионовой)

К этому перечню нужно добавить главный сухопутный "мост", связывающий Россию со странами зарубежной Европы и странами СНГ.

Рассматривая "нефтяные мосты", обозначенные на рисунке 67, нужно иметь в виду, что они вбирают в себя не только сырую нефть, но и нефтепродукты, которые во все больших объемах поступают на мировой рынок из стран Персидского залива, Мексики, Венесуэлы, Нигерии, Индонезии, стран Северной Африки.

В России, как это было и в Советском Союзе, нефть и нефтепродукты остаются основной статьей экспорта. Их доля в экспорте страны составляет 1/5. Как и СССР, Россия получает от экспорта нефти и нефтепродуктов свои основные валютные доходы. Важно отметить, что несмотря на уменьшение добычи нефти по сравнению с уровнем СССР, экспорт ее все время растет: в 1995 г. он составлял 100 млн т, а в 2006 г. – 248 млн т. Вырос и экспорт нефтепродуктов – до 100 млн т. Нетрудно подсчитать, что доля нефти, направляемой на экспорт, превышает 50 % всей добываемой! Однако тогда как в бывшем СССР ее экспортировали преимущественно в социалистические страны (и большей частью в форме бартерных сделок), ныне в страны ближнего зарубежья поступает менее 15 % сырой нефти, а более 85 % ее идет в страны Западной Европы, откуда и поступают основные доходы в российский бюджет. Половина российской нефти экспортируется по нефтепроводам, а другая половина – морским путем.






Для любых предложений по сайту: [email protected]