Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Страны арабского Востока и Африки - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ (1945—2009 гг.)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития стран Африки, рассказать о проблемах новых государств, образовавшихся в Африке после крушения европейского колониализма; объяснить смысл термина “третий мир”.
На материале учебника и с учетом дополнительных сведений рассказать о влияниях европейской цивилизации на экономическое развитие Африки, о трудностях и достижениях.
Национально-освободительная борьба народов Африки, их героизм, энергия и упорство воспитывают у учащихся уважение к ним.
Формы проведения урока: лекция, семинар, беседа, вопрос-ответ, толкование понятий, оценка знаний, информация учащихся.
Наглядные пособия: карта, билеты, загадки, дополнительные сведения.
Повтор домашнего задания (7—8 мин).
Вопросы
1. Что такое “белая революция”?
2. В чем суть аграрной революции в Турции?
3. В чем особенность “дороги жизни” в Афганистане?
Примерные вопросы новой темы:
1. Ливийская революция.
2. Арабские государства Африки.
3. Этапы развития Египта. Политическая система правления.
Этапы развития:
1. Результаты борьбы с колониализмом.
2. Трудности 80—90-х годов.
3. Достижения в экономике.
Ход урока: урок начинается с вводного слова учителя. Работая с картой, учитель останавливается на африканских странах, получивших независимость, и дает задание составить таблицу.
Таблица 46
Год Африки
Государства Африки |
Год приобретения независимости |
Опросив 1—2 учеников, учитель продолжает лекцию, ставит вопрос, связанный с географией: Сколько государств в Африке получили независимость? Ученики должны ответить: “Всего 52 государства. На севере — 6, на западе — 4, востоке — 13 и т. д.”.
Далее учитель говорит, что теперь речь пойдет об арабских государствах, и дает краткое пояснение Ливийской революции. Уровень развития этих государств разный.
Далее следуют вопросы: Какое арабское государство самое крупное? Почему получившие независимость африканские страны были причислены к “странам третьего мира”? Почему 1960 г. называется Годом Африки? Надо назвать 17 государств, получивших независимость, и показать их на карте. Учитель дополняет и поправляет учеников.
Вопросы даются для самостоятельного чтения (по 5— 7 мин). Класс предварительно делится на 3—6 групп в зависимости от числа учеников.
Заранее подготовившиеся два-три ученика знакомят класс с отрывками из книги Д. А. Кунаева “О времени и о себе”, где сказано об Алжире.
Материал для учителя. “Алжир” по-арабски означает “острова”. Столица — Алжир — расположена на западном побережье Средиземного моря. В административном отношении она разбита на 15 областей, а они, в свою очередь, на округа. Основное население — алжирцы, они арабоязычны и являются носителями арабской культуры. В основном это мусульмане-сунниты, к ним близки берберы.
Алжир считается “золотыми” воротами страны. Здесь, в порту, в год обслуживаются тысячи кораблей, а в аэропорту — 35 тыс. самолетов. В Алжире много полезных ископаемых — нефть, природный газ, железо, свинец, фосфорит, цинк, ртуть. Алжир занимает второе место в Африке по производству пшеницы, ячменя, пальмового масла. По сбору винограда и выпуску вин Алжиру нет равных в Африке.
На севере и на востоке страны находятся имеющие всемирное значение залежи нефти и природного газа.
Алжирцам пришлось переживать длительное время большие невзгоды. После Османской империи эту страну терзали французы, испанцы, итальянцы и другие европейские колонизаторы. В начале 50-х годов ХХ в. в ходе национально-освободительной борьбы алжирцы потеряли 1,5 млн. человек, 2 млн. сидели в лагерях и тюрьмах, 9 тыс. погибли в сожженных деревнях. Однако героизм алжирцев заставил французское правительство признать их независимость.
Прочитав отрывок, учитель задает вопросы: Где расположен Алжир? (Покажите на карте.)
Когда Алжир провозгласил свою независимость? Что заставило Францию дать независимость Алжиру? После оценки ответов учитель делает выводы и рассказывает о Египте.
Египет по форме правления — президентская республика. Законодательный орган — Народное собрание. На основе всеобщего избирательного права президент избирается на 6 лет, он глава государства и исполнительной власти.
В 1973—1974 гг. А. Садат одновременно исполнял функции премьер-министра. В 1980 г. в конституцию были внесены изменения. Был создан совещательный орган — мажилис. Египет — унитарное государство, он состоит из 26 губернаторств. Губернаторы назначаются правительством, их власть ограничена.
В 1974 г. А. Садат сделал первые шаги в политике “открытых дверей”: ввоз иностранного оборудования, регулирование системы налогов, гарантия со стороны государства, сохранение частной собственности.
Первый президент Египта Гамаль Абдель Насер пришел к власти в 1952 г. в результате офицерского переворота. Закончив лекцию, учитель дает слово ученикам, которые имеют заранее заготовленные материалы о Г. А. Насере и о Египте из книги Д. А. Кунаева “О времени и о себе”.
Насер был талантливым оратором и вообще приятным и привлекательным человеком. Его слова: “Мы хотим мирной жизни, однако пока до спокойствия далеко... Как бы тяжело ни было, мы готовы биться до конца, бороться за справедливость может любой народ”, — остаются до сих пор в памяти народа.
После прочтения этого отрывка учитель задает вопросы- задания:
1. Когда Египет приобрел независимость?
2. Какую систему власти установил первый президент Г. А. Насер?
3. Расскажите, используя ранее полученные сведения, какие отношения сложились на Ближнем Востоке между арабскими странами и Израилем?
4. Что вы думаете о политике Израиля в отношении Палестины в настоящее время?
Ученики, получив задание и прочитав учебник, рассказывают о проблемах, стоящих перед молодыми государствами.
Примерные ответы:
— Сохранение тяжелых последствий колониализма.
— Сохранение политического и экономического господства метрополий в молодых независимых государствах.
— Быстрый рост численности населения.
Ученики второй группы пишут на доске статистические данные, ученики первой группы используют их при ответе. Ученики третьей группы дают ответы на следующие вопросы:
1. Какая страна победила в борьбе против французского колониализма?
2. Какая исламская республика расположена на юго-западе Азии?
3. Какая организация создана для вывоза за границу нефти?
4. Какая страна на севере Африки имеет самую большую численность населения в регионе?
5. Каковы шаги по внедрению в сельское хозяйство современных новшеств?
Ученики четвертой группы отвечают на вопросы билетов. Остальные задают вопросы или дополняют ответы. Билеты рассматриваются по порядку номеров: № 2, 3, 5.
Билет № 2.
1. Успехи в развитии экономики “стран третьего мира”.
2. Что такое “страны третьего мира”?
Билет № 3.
1. Нарушение прав человека в конституции исламских государств.
2. Страна, получившая независимость в 1952 г.
Билет № 5.
1. Самая отсталая африканская страна.
2. Численность населения Африки сегодня.
Ответы 1-, 2-, 3-й групп оценивает группа ассистентов из трех человек.
Закрепление урока не предусмотрено, так как по ходу урока ученики уже давали ответы по теме.
На дом дается подготовить пятый и шестой вопросы новой темы.