Всемирная история 10 класс - методическое руководство
Международные и региональные конфликты в конце XX - начале XXI в. - МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.
Цель урока: рассмотреть проблемы развития новых независимых государств Центральной Азии и Кавказа; рассмотреть причины региональных противоречий и пути выхода из них.
Содержание урока: демократическое переустройство новых независимых государств.
План урока: вводное слово учителя. Лабораторная работа. Проблема власти в новых независимых государствах. Отдельные политические деятели, их историческая роль. Политические события в странах Центральной Азии и Кавказа.
Дискуссия. Что вы можете сказать о решении проблемы безопасности в названных регионах?
Ход урока: урок начинается с вводного слова учителя. После распада СССР страны Центральной Азии и Кавказа провозгласили свою независимость. Перед народами встал сложный вопрос о выборе своего политического и экономического пути развития.
Ученики, используя учебник, выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу 49. На это дается 15 мин.
Таблица 49
Демократическое управление в независимых государствах после распада СССР
Государство |
Система правления |
Руководители |
Армения |
Президентская республика |
Тер-Петросян — 1991 г. Роберт Кочарян — 1998 г. |
Азербайджан |
Президентская республика |
Ниязи Аяз оглы Муталибов — 1998 г. Гейдар Алиев — 1993 г. Ильхам Алиев (сын) — 2004 г. |
Грузия |
Президентская республика |
Звиад Гамсахурдия — 1990 г. Эдуард Шеварднадзе — 1991 г. Михаил Саакашвили — 2004 г. |
Кыргызстан |
Президентская республика |
Аскар Акаев — 1990 г. Курмаш Бакиев — 2005 г. |
Таджикистан |
Президентская республика |
Рахмон Набиев — 1991 г. Эмомали Рахмонов — 1992 г. |
Туркменистан |
Президентская республика |
Сапармурад Ниязов — 1990 г. |
Узбекистан |
Президентская республика |
Ислам Каримов — 1990 г. |
Учитель дает оценку роли М. Саакашвили и С. Ниязова в политике. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
1. Может ли оказать влияние на Казахстан провозглашение С. Ниязова туркменбаши?
2. Можно ли разрешить региональные конфликты?
Ученикам дается задание, используя материалы СМИ,
Интернета, подготовить сообщения о событиях в Кыргызстане и Грузии, а также о грузино-российских взаимоотношениях.