Франция, Испания. Народный фронт - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Франция, Испания. Народный фронт - МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

Цель урока: обратить особое внимание на формирование в Европе народных фронтов для борьбы с фашизмом, рассмотреть итоги борьбы за власть фашизма и демократии в Испании после буржуазной революции, влияние фашизма на социальную жизнь общества. Изучение материала урока должно способствовать воспитанию чувств гуманизма, интернационализма и уважения к людям.

Рекомендуем на уроке использовать карты, учебник, беседу и постановку проблемных вопросов.

I. Для проверки домашнего задания можно использовать следующие задания:

1) Покажите сходство и различие путей выхода из кризиса, предложенных в 1929—1933 гг. Ф. Рузвельтом (США) и А. Гитлером (Германия).

2) Раскройте влияние политики “Нового курса” на жизнь американского народа.

3) Назовите причины изоляции внешней политики Америки и невмешательства в ход Второй мировой войны.

II. Примерный план объяснения новой темы:

1) Образование народных фронтов во Франции и Испании.

2) Сходство и различие политики “Нового курса” в США и Народного фронта во Франции.

3) Гражданская война в Испании, падение республики.

4) Матиньонское соглашение. Кризис Народного фронта во Франции и значение его деятельности.

Ход урока: учитель начинает урок с вводного слова. Затем вместе с учениками дает характеристику и называет причины образования народных фронтов во Франции и Испании в 30-х годах. Он объясняет идеи Народного фронта и пути их реализации.

Используя диаграммы в учебнике, учитель указывает на то, что из-за разногласий коммунистов и социал-демократов в рейхстаг в 1932 г. к власти пришли фашисты, и спрашивает, какие выводы из этого сделали для себя Франция и Испания. Затем коротко останавливается на причинах победы Народного фронта во Франции.

В 1936 г. во Франции объединенные силы коммунистов и социалистов на выборах парламента получили 330 мест из 612, председателем правительства был избран Леон Блюм. Пользуясь материалами “памятки”, учитель рассказывает о нем, дает характеристику его политической деятельности и указывает на его роль в истории государства. Затем раскрывает суть Матиньонского соглашения, подписанного в Париже в Матиньонском дворце, и рассказывает о программе правительства Народного фронта 1936 г. по улаживанию трудовых конфликтов и выполнению требований рабочих.

На основе “памятки”, ученики должны ответить на вопрос: “Интересы каких социальных групп отстаивал Л. Блюм и каковы результаты его деятельности?” В объеме учебного материала надо рассказать о начале кризиса Народного фронта во Франции, уменьшении золотого фонда страны и обесценивании национальной валюты страны — франка. Растущая угроза со стороны Германии заставила Францию предпринять шаги по поиску союзников. В качестве таковых рассматривались СССР и Англия. Радикалы считали, что если СССР не имеет общих границ с Германией, то союз с ними невыгоден Франции, поэтому союзником должна быть Англия, с которой они сотрудничали в годы Первой мировой войны. Солидарность с Англией означала принятие курса на умиротворение фашизма в Германии и Италии и невмешательство в дела стран, где шла гражданская война. Коммунисты же в составе республиканского правительства требовали оказания открытой помощи воюющим республиканцам Испании и поддерживали СССР, который оказывал всестороннюю помощь испанским республиканцам.

Внутренние противоречия в правительстве Народного фронта вынудили Л. Блюма в 1932 г. уйти в отставку. В 1938 г. Народный фронт прекратил существование.

Ученики должны уяснить для себя значение Народного фронта из рассказа учителя и материала учебника. По вопросу делаются краткие выводы:

1) Народный фронт был средством борьбы против фашизма.

2) Хотя фашизм не был ликвидирован, но его не допустили к власти.

3) Борьба с фашизмом велась одновременно с поисками путей выхода из экономического кризиса.

4) Народный фронт заложил основы будущего “Государства благоденствия”.

Для закрепления вопроса можно также предложить составить таблицу, чтобы показать сходство и различия политики Народного фронта Франции во главе с Л. Блюмом и политики президента США Ф. Рузвельта.

Гражданская война в Испании рассматривается в ходе беседы. Учитель пишет на доске новые слова и термины и дает им пояснение: фаланги, кортес, Народный фронт, военная хунта, режим Франко, испанский фашизм, интернациональные бригадыи

В 1938 г. в Испании в результате революции пала монархия и была провозглашена демократическая республика. В 1934 г. правые политические силы объединились с фашистской организацией “Испанская фаланга”, а левые создали блок из социалистов, коммунистов и левых республиканцев. В 1936 г. на выборах в кортес (парламент) Народный фронт левых одержал победу. Потерпевшие поражение правые, решили совершить переворот и передать власть военной хунте. Мятеж начался в Испанском Марокко в 1936 г., и уже осенью этого года хунта провозгласила главой государства Франциско Франко. Сопротивление хунте положило начало гражданской войне. Ф. Франко в поисках союзников против республиканцев объединил вокруг себя сторонников восстановления монархии и укрепления влияния католической церкви в обществе, приложив, таким образом, все усилия для прихода к власти. Сторонниками режима Франко были аристократы, крупные капиталисты, католическое духовенство. Этот режим вошел в историю как испанский фашизм.

Предлагаем рассмотреть проблемные вопросы для сравнения германского и испанского фашизма. Ученики должны показать сходство и различия:

1. Покажите отличия испанского фашизма от германского и итальянского. Докажите свое мнение, приведите факты.

2. В чем опасность германского фашизма, каковы были его последствия?

3. Покажите на карте территорию проживания каталонцев и басков. Укажите, какова была политика Народного фронта в отношении этих народов.

Учитель указывает на то, что основной целью Народного фронта была борьба против фашистских мятежников. СССР помогал Испании поставкой оружия, боеприпасов и военными специалистами. Создавались интернациональные бригады из числа добровольцев разных стран. Здесь следует выяснить, почему, несмотря на помощь мировой общественности, Народный фронт в Испании не смог устоять против фашизма. В чем было преимущество франкистов по сравнению с республиканцами? При ответе на эти вопросы ученики используют учебник и карту.

Учитель рассказывает, что со взятием Франко Мадрида, 28 марта 1939 г., республика перестала существовать. Франко правил 36 лет, до самой смерти. Закончив лекцию, учитель дает домашнее задание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]