Перестройка и ее итоги - СССР в годы войны и мира

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Перестройка и ее итоги - СССР в годы войны и мира

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Объяснение нового материала рекомендуется построить по следующему плану: 1. Перестройка и ускорение. 2. Переход к рыночной экономике. 3. Попытки реформирования политической системы. 4. Складывание многопартийной системы. 5. Обострение национального вопроса. 6. Август 1991. Распад СССР.

После смерти Л. И. Брежнева (10 ноября 1982 г.) наступает период острой борьбы за власть. Во главе КПСС становится сначала Ю. В. Андропов, затем К. У. Черненко. В конце концов к власти пришла группировка относительно молодых политиков, готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР — Н. И. Рыжков. Началась перестройка. Как заявил в то время Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 г.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Позднее директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования — совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Экономическая стратегия партии и основные направления экономического развития СССР на период 1986—1990 гг. и до 2000 г. стали предметом обсуждения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Приоритетными были определены развитие машиностроения, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтяной и угольной промышленности. В сельском хозяйстве предлагалось продолжить реализацию долговременной программы мелиорации, химизации и технического перевооружения. Первый этап реформы вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности.

В этих условиях концепция перестройки подверглась критике как справа, так и слева. На октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразования выступил первый секретарь Московского горкома партии Б. Н. Ельцин, а несколько месяцев спустя, в марте 1988 г., в «Советской России» появилась статья консервативного толка «Не могу поступиться принципами» преподавателя вуза из Ленинграда Н. Андреевой.

К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Центр все больше утрачивает инициативу, назревает политический кризис. Тем не менее была сделана еще одна попытка экономических преобразований.

24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на третьей сессии Верховного Совета СССР с концепцией регулируемой рыночной экономики. Предлагалось с 1 июля 1990 г. поднять цены на хлеб, а на другие потребительские товары поднимать цены постепенно, начиная с 1 января 1991 г. Предусматривались также последующие денежная и налоговая реформы. Программа была рассчитана на 6 лет. Против программы решительно выступил Б. Н. Ельцин, выдвинувший тезис «переходить к рынку не в ущерб населению». В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В свою очередь, Верховный Совет РСФСР 11 сентября 1990 г. принял для Российской Федерации другую экономическую программу — «500 дней», выработанную Г. А. Явлинским и С. С. Шаталиным. Переход к рынку в соответствии с этой программой должен был произойти без централизованного повышения цен.

21 сентября на заседании Верховного Совета СССР было принято решение на основе двух программ подготовить одну объединенную. В результате в октябре 1990 г. были выработаны «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

Середина 1988 г. отмечена попытками администрации придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. Ставка была сделана на политическую реформу.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.). Председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС.

В условиях горбачевской «оттепели» на рубеже 1987—1988 гг. начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации — «народные фронты» («Саюдис», «Рух», «Свободная Грузия» и т.д.). В противовес им сложились «интерфронты» — движения, выступавшие против сепаратистских, националистических тенденций. Они объединяли в основном русскоязычное население.

В самой России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциалистической направленности. Например, в 1989 г. организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер — В. В. Жириновский), было создано Российское христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер — В. В. Аксючиц).

Кризис охватил КПСС — в 1989—1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы и Эстонии; весной 1990 г. образовалась так называемая Марксистская платформа КПСС.

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Весной — летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и другие союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе (1988—1990 гг.), в Фергане (1989 г.), в Ошской области Киргизии (1990 г.) и др.

С весны 1990 г. горбачевская администрация, заметно теряя инициативу, приступает ко второму этапу реформ. Вынужденная постфактум принимать произошедшие изменения, она начинает их законодательное оформление. Вводится новая государственная должность — Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М. С. Горбачева.

С середины 1991 г. начинается официальная регистрация партий Министерством юстиции России.

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 г. начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М. С. Горбачева, стремившегося сохранить многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов.

К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу Центра и основных направлений их расходования). Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь языком межнационального общения, утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявший власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и правительствами. ГКЧП (Государственный Комитет по чрезвычайному положению в стране) мотивировал свое выступление необходимостью защиты СССР и его Конституции, видя в подготовленном проекте Договора угрозу целостности союзного государства. В «Обращении к советскому народу» говорилось об «экстремистских силах, взявших курс на ликвидацию Советского Союза», растоптавших «результаты общенационального референдума о единстве Отечества». ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР, о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., о приостановлении деятельности оппозиционных партий, о запрете митингов и демонстраций, о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В ответ на это Президент РФ Б. Н. Ельцин, Председатель Совета Министров И. С. Силаев и и. о. Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, сам ГКЧП был объявлен неконституционным, а все его указы не имеющими юридической силы на территории РСФСР. В Москве, а затем и в других крупных городах РСФСР были организованы митинги протеста, демонстрации, даже баррикады — у здания Верховного Совета РСФСР. Сопротивление привело к кровопролитию только однажды — в ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Садового кольца и Калининского проспекта толпа попыталась остановить движение БТР, в результате погибли три человека.

Ряд воинских частей и военачальников отказались подчиняться приказам ГКЧП. Главнокомандующий ВВС маршал авиации Е. И. Шапошников, например, не выполнил приказа Д. Т. Язова о приведении ВВС в повышенную боевую готовность. Против ГКЧП выступил частный сектор экономики.

22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Через несколько дней арестован председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. М. С. Горбачев вернулся в Москву. Б. Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее.

Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа — начало сентября 1991 г.) объявил о своем самороспуске. Однако в сентябре по инициативе М. С. Горбачева предпринимается попытка вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств (конфедерацию с единым аппаратом президентской власти). Но эта попытка не удалась — 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный втайне от Президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Домашнее задание. 1. § 67. 2. Вопросы к параграфу. 3. Вопрос 2 к параграфу — письменно. 4. Подготовиться к семинару на тему «Перестройка и ее итоги».






Для любых предложений по сайту: [email protected]