Россия в современном мире - На новом переломе истории: Россия в 90-е гг.

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Россия в современном мире - На новом переломе истории: Россия в 90-е гг.

Урок 50. Россия в современном мире

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Изложение нового материала можно построить по плану: 1. Ближнее зарубежье. 2. Дальнее зарубежье. В 1992—1993 гг. после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств Российская Федерация выступила как правопреемница СССР на международной арене. В этот период определились два направления российской внешней политики: отношения с бывшими республиками СССР и с ведущими странами Запада, прежде всего с США.

Отношения с ближним зарубежьем складывались непросто. Целый комплекс проблем создавал постоянную напряженность во взаимоотношениях России с Украиной (вопрос о статусе Крыма и Севастополя, а также о разделе Черноморского флота), со странами Прибалтики (вопрос о русскоязычном населении этих стран, вопрос о границах), с Казахстаном (вопрос о защите интересов русских граждан на территории этой страны) и т. д.

Претензии России на лидерство в интеграционных процессах не привели к сколько-нибудь существенному результату — в 1992—1993 гг. дезинтеграция очевидно превалировала над попытками единения. Однако роль Российской Федерации на постсоветском пространстве оставалась все-таки наиболее значительной и в экономическом, и в политическом плане.

15 мая 1992 г. в Ташкенте между странами СНГ был заключен Договор о коллективной безопасности. В 1992—1993 гг. Вооруженные Силы России под эгидой СНГ взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов на территории бывших советских республик: 14-я армия в Приднестровье, миротворческие контингенты в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах, 201-я дивизия в Таджикистане.

Очередная попытка повысить политическую роль СНГ состялась 22 января 1993 г., когда в Минске семь стран Содружества подписали Устав СНГ. Однако и на этот раз попытка оказалась малоэффективной.

В 1994—1997 гг. во взаимоотношениях независимых государств на постсоветском пространстве произошли определенные сдвиги: наметились объективные тенденции к политическому и экономическому сближению, обострилась борьба за лидерство в интеграционных процессах. Главным направлением сотрудничества России со странами СНГ стало заключение двусторонних соглашений (исходя из тезиса о разноуровневой и разноскоростной интеграции, а также в связи с аморфностью и неэффективностью структур СНГ в целом). В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный экономический комитет и сформировать Таможенный союз. С 1996 г., когда министром внешней политики был назначен Е. М. Примаков (до этого занимал должность руководителя Службы внешней разведки России), процесс интеграции пошел значительно быстрее. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали четырехсторонний Договор «Об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях», согласно которому создавались исполнительные органы «четверки». 2 апреля 1996 г. в Москве был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества стал Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко. Дата подписания этого договора провозглашалась Днем единения народов России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Устав Союза был принят 23 мая 1997 г. В январе 1998 г. утвержден Союзный бюджет.

В конце мая 1997 г. был наконец решен и вопрос о Черноморском флоте — в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота и принципах его базирования в Севастополе. 31 мая Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

Выход из Приднестровского конфликта, по существу, произошел еще 21 июля 1994 г., когда Россия и Молдавия заключили соглашение (при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики) о прекращении военных действий в Приднестровье. 8 мая 1997 г. Россия и Украина выступили гарантами подписанного лидерами Молдавии и Приднестровья Меморандума об основах нормализации отношений.

Продолжалась миротворческая деятельность России на Кавказе и в Средней Азии. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые грузино-абхазские переговоры. В том же 1997 г. при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.

Политика России по отношению к странам дальнего зарубежья определялась несколькими факторами: тяжелым социально-политическим положением в стране; стремлением построить модель демократического общества по американскому и западноевропейскому образцам; готовность правительства США и крупнейших европейских стран оказать поддержку демократическому правительству; и, наконец, приблизительно с 1996 г. — стремление восстановить утраченные после радикальных демократических преобразований и распада СССР внешнеполитические позиции России.

1 февраля 1992 г. во время визита Б. Н. Ельцина в США состоялось подписание Декларации об окончании холодной войны. В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд и Всемирный банк. В июле 1992 г. российского Президента официально пригласили на заседание политической части Мюнхенского совещания «Большой семерки».

Наивысшей точкой российско-американского сближения стало подписание в Москве 3 января 1993 г. Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

В 1992—1993 гг. укрепляются связи России с Тихоокеанским регионом: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, восстановлены отношения со странами АСЕАН, Китай превратился в основного торгового партнера России. Одновременно значительно ослабли связи с традиционными партнерами — Монголией, КНДР, Вьетнамом, Ираком, Сирией и др.

С 1996 г. Россия постепенно стала выходить из-под опеки иностранных держав, все в большей и большей степени заявляя о своей самостоятельности, о наличии у нее собственных национальных и геополитических интересов — прежде всего как у великой державы. В этот период происходит значительное расширение связей России с азиатскими и европейскими странами. В июне 1994 г. в ответ на предложения США и руководство НАТО Россия, равно как и другие страны СНГ, присоединилась к программе «Партнерство во имя мира» и одновременно ускорила вывод своих войск из стран бывшего Варшавского договора (31 августа 1994 г. последние российские части торжественно покинули Берлин). Однако в конце 1994 г. в связи с желанием ряда стран бывшего социалистического Содружества войти в состав НАТО, с одной стороны, и готовности большинства европейских лидеров их принять — с другой (декабрьское совещание 1994 г. ОБСЕ (СБСЕ) в Будапеште), отношение России к программе «Партнерства...» существенно меняется. 1995—1996 гг. прошли под знаком напряженного диалога о расширении НАТО на Восток. 27 мая 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле того же 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии.

Принятая в январе 1996 г. в Совет Европы, Россия, с одной стороны, все больше дистанцируется от США, а с другой — предпринимает максимальные усилия для создания «Большой тройки» в составе России, Франции и Германии (с возможным присоединением Великобритании).

Домашнее задание. 1. § 71—72. 2. Вопросы к параграфам. 3. Повторить § 69—72. 4. Подготовиться к контрольному опросу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]