Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в конце XIX в. - Россия на пороге XX века

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Развитие промышленности и сельского хозяйства в России в конце XIX в. - Россия на пороге XX века

На уроке формируется представление о развитии промышленности и сельского хозяйства в России в конце XIX в.

План урока. 1. Опрос. 2. Изучение нового материала. 3. Самостоятельная работа с «Хрестоматией по истории России. XX век». 4. Пояснения к домашнему заданию.

В начале урока учащимся можно предложить следующие вопросы:

1. Какова была численность населения Российской империи в конце XIX в.? Каково соотношение городского и сельского населения?

По данным первой всеобщей переписи 1897 г., численность населения достигла 126,4 млн. человек, из них в городах проживало около 17 млн.

2. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстро и почему?

3. Что такое монополистические объединения? Какие виды монополий характерны для России конца XIX в.? Чем они различаются?

Монополии — хозяйственные объединения, сосредоточивающие в своих руках бо́льшую часть производства и сбыта какого-либо товара. Картели: участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т. д.; прибыль распределяется согласно доли участия. Синдикаты: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяется объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт.

4. Что означает на практике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?

5. Что такое инвестиции?

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

Пояснения к теме. Получив ответы на последние два вопроса, можно перейти к объяснению (или в форме лекции, или в форме беседы с учащимися). При объяснении следует обратить внимание на постепенность формирования отечественной буржуазии и ее зависимость от государственной власти.

Переходя к анализу состояния сельского хозяйства, можно предложить учащимся ознакомиться с документом («Хрестоматия...», с. 4—5), который дает представление о проблемах крестьянского землепользования.

Домашнее задание. 1. Подготовить ответ на вопрос: «Особенности социально-экономических отношений в России». 2. Пользуясь атласом, заполнить контурную карту «Экономическое развитие России в начале XX века». 3*. Подготовить сообщение об экономической программе С. Ю. Витте и ее реализации. 4*. Сопоставить два пути развития сельского хозяйства (с использованием хрестоматии). 5*. Сравнить сословную и классовую структуру русского общества конца XIX в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]