Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Россия в Первой мировой войне - Урок 2 - Накануне краха
На уроке продолжается изучение темы «Россия в Первой мировой войне».
План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Работа с «Хрестоматией...» (с. 38—39). 3. Объяснение нового материала. 4. Опрос на закрепление нового материала. 5. Пояснения к домашнему заданию.
Урок можно начать с опроса по домашнему заданию, дополняя ответы учащихся. Примерный вариант опроса:
1. Каков был характер мировой войны? За что она велась?
Война носила империалистический характер, причина ее была в противоречиях между государствами Тройственного союза, с одной стороны, и Тройственного согласия (Антанты) — с другой: между Англией и Германией (экономический, военно-морской, колониальный антагонизм); между Францией и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии, из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия); между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопрос о проливах).
2. Докажите, что война была мировой.
С первых же дней война приобрела общеевропейский характер, а вскоре мировой. В конечном итоге в ней в разной форме принимали участие 38 государств с населением свыше 1 млрд человек.
3. Какие военные союзы в основном противостояли друг другу? Когда они сложились?
Тройственный союз сложился в мае 1882 г., когда в Вене был подписан тайный военный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией. Условия договора предусматривали: не участвовать в союзах против одной из сторон; в случае нападения на одну из сторон двух или нескольких держав союзники были обязаны оказать военную помощь. Образование Тройственного согласия (Антанты) проходило сложнее — прежде всего из-за русско-английских противоречий на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке — и заняло значительно больше времени. Начало этому процессу было положено 15 (27) августа 1891 г. «Соглашением Гирса — Рибо» (министры иностранных дел России и Франции). Суть соглашения сводилась к договоренности о совместных действиях в случае, если одна из сторон окажется под угрозой нападения. 5 (17) августа 1892 г. в Петербурге начальниками генеральных штабов России и Франции была подписана военная конвенция, которая носила секретный характер, а срок ее действия определялся временем существования Тройственного союза. По условиям конвенции, если бы Франция подверглась нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия была обязана выступить против Германии; если бы, в свою очередь, нападению со стороны Германии или Австрии, поддержанной Германией, подверглась Россия, против Германии обязана была выступить Франция; Россия и Франция договорились также о проведении одновременной мобилизации в случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из стран, в него входящих. 27 декабря (8 января 1894 г.) 1893 г. — 4 (16) января 1894 г. франко-русская военная конвенция была ратифицирована. В августе 1899 г. министры иностранных дел России и Франции от имени своих правительств обменялись письмами, подтверждавшими политический и военный союз этих стран. Таким образом, формирование русско-французского союза, направленного против Тройственного союза, было завершено. Следующим этапом образования Антанты стало франко-английское и англо-русское сближение. В 1904 г. было подписано соглашение между Англией и Францией — «сердечное согласие», давшее затем название всему англо-франко-русскому военно-политическому союзу. Договор предусматривал разграничение сфер влияния двух стран в Африке и Азии. Острое столкновение русско-английских интересов в период русско-японской войны было преодолено, и 18 (31) августа 1907 г. в Петербурге Россия и Великобритания подписали соглашение о разграничении сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Это соглашение завершило оформление Антанты.
4. Что послужило предлогом для начала войны?
15 (28) июня 1914 г. в Сараево членами националистической организации «Черная рука» Габриловичем и Принципом был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена. 23 июня (10 июля) Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с неприемлемыми условиями (допущение австрийских следователей на территорию страны и введение ограниченного контингента войск). 28 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну.
5. Каковы реальные цели сторон в войне?
Германия рассчитывала положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии. В ее планы входила также аннексия северо-востока Франции, отторжение от России Прибалтики, Донской области, Крыма, Приазовья и Кавказа. Австро-Венгрия намеревалась захватить Сербию, отнять у России часть Царства Польского, Подолию и Волынь, утвердить свое господство на Балканском полуострове. Турция (вступила в войну осенью 1914 г.) рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах. Англия стремилась удержать свои колонии и господство на море, отнять у Турции Месопотамию и часть Аравийского полуострова. Франция рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию и присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн. Россия стремилась сохранить влияние на Балканах, контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, а также рассчитывала на присоединение Галиции и земель по нижнему течению Немана. Япония (объявила войну Германии 23 августа 1914 г.) намеревалась захватить германские «арендные» территории в Китае и острова в Тихом океане. Только Сербия и Бельгия вели войну за свое освобождение.
После опроса можно предложить учащимся ознакомиться с документом «Хрестоматии...» (с. 38—39) и ответить на вопросы:
1. Как объясняло правительство причины участия России в войне?
2. В манифесте говорится: «Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные». Перенесены ли уже военные действия на территорию Российской империи?
Пояснения к теме. Объясняя ход военных действий, можно предложить учащимся заполнить таблицу, сравнивая основные события на Восточном и Западном фронтах.
Вопросы для сравнения |
Восточный фронт |
Западный фронт |
Страны-участники. Силы сторон |
||
Военные планы сторон |
||
Основные военные операции: участвующие силы, ход, цель, результат |
||
1914 |
||
1915 |
||
1916 |
||
1917 |
Домашнее задание. 1. § 20. 2. Вопрос 1 к параграфу. 3. § 21. «Революция надвигается» — «Брусиловский прорыв». 4. На контурной карте пунктиром нанести территориальные претензии стран-участников войны. 5. Продолжить дома заполнение таблицы.