Социально-экономическая политика большевиков - Становление новой России (октябрь 1917—1920 г.)

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Социально-экономическая политика большевиков - Становление новой России (октябрь 1917—1920 г.)

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Поскольку тема тесно связана с предыдущей и, кроме того, § 33 учащиеся изучали дома, разбор темы можно построить в виде беседы, дополняя и разъясняя ответы учащихся на поставленные вопросы.

Примерный вариант беседы с учащимися:

1. Как представляли себе большевики экономику социалистического государства до революции?

Нерыночной, директивного типа, с отсутствием частной собственности на средства производства, огосударствление средств производства и распределения. Первоочередной мерой планировалась национализация синдикатов, принудительное синдицирование остальных предприятий и введение рабочего контроля.

2. Что такое экономический уклад? Какие уклады сосуществовали в экономике России после октября 1917 г.? Какие это ставило проблемы?

Государственный капитализм, частнохозяйственный капитализм, мелкотоварное и патриархальное хозяйство, начинает формироваться социалистический уклад.

3. Ознакомившись с документом «Хрестоматии...» на с. 53—54, расскажите о том, как должен был осуществляться рабочий контроль.

Декрет о введении рабочего контроля был принят 14 ноября 1917 г. При разработке декрета столкнулись два различных подхода: меньшевики, позиции которых были достаточно сильны в профсоюзных организациях, считали, что органы рабочего контроля должны в основном наблюдать за деятельностью администрации предприятий; фабзавкомы, где было значительное влияние большевиков, требовали наделить органы рабочего контроля правом вмешательства в управление предприятиями.

4. Какие права имели органы рабочего контроля?

Рекомендуется обратиться к тому же документу, п. 6, 7.

5. Оправдал ли себя рабочий контроль? Почему?

Нет. Из-за противодействия промышленников и из-за некомпетентности самих контролеров. Декретом СНК от 28 июня 1918 г. рабочий контроль заменяется государственным контролем над национализированными предприятиями. Функции контроля были переданы ВСНХ.

6. Что такое национализация?

Переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д.

7. Когда фактически началась национализация?

С ноября 1917 г.

8. Когда была декретирована национализация?

14 декабря 1917 г. национализированы крупные акционерные банки, в январе 1918 г. конфискованы акционерные капиталы бывших частных банков. Государственные задолженности аннулированы. В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и промышленности, а в апреле 1918 г. объявлена государственной монополией.

Декретом от 28 июня 1918 г. национализированы все крупные промышленные предприятия.

9. Была ли попытка уйти от товарно-денежных отношений?

С лета 1917 г. большевики настойчиво говорили о необходимости развернуть прямой товарообмен. Декретом СНК 26 марта 1918 г. система товарообмена вводилась повсеместно.

10. Когда был создан ВСНХ? Какими он обладал полномочиями? Какова была его структура?

В декабре 1917 г. Он возглавлял управление государственным сектором экономики и подчинялся непосредственно правительству. Мог конфисковывать, приобретать, опечатывать любое предприятие. От ВСНХ и Государственного банка зависели использование синдикатами наличных капиталов, установление цен, величина прибыли участвующих в организации производства капиталистов. Имел двойную структуру: вертикальную (главки — центральные органы, ведавшие работой различных отраслей промышленности) и горизонтальную (региональные совнархозы).

11. Вспомните текст Декрета о земле (см. хрестоматию, с. 52—53). Как предполагалось делить землю между крестьянами?

Декрет предусматривал безвозмездную отмену права частной собственности на землю и уравнительное распределение земли среди «всех граждан Российского государства, желающих обрабатывать ее своим трудом» при одновременном запрещении наемного труда. Крестьян освободили от ежегодных платежей за аренду земли, был ликвидирован их трехмиллиардный долг банкам. Практическое выполнение Декрета о земле поручалось Советам или земельным комитетам. Конфискация земли была завершена к весне 1918 г. Согласно Декрету, каждая семья должна была владеть в среднем 2—3 дес. земли.

12. Какие уточнения в аграрную программу советской власти внес Основной закон о социализации земли?

Он включил принцип коллективного ведения сельского хозяйства как способа утверждения социализма в деревне.

13. Что такое «продовольственная диктатура»? Когда она была введена?

14. Что такое комбеды? Когда и зачем они были созданы?

11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комитетов деревенской бедноты. Они должны были оказывать помощь местным продовольственным отрядам в изъятии хлебных излишков.

15. Перечислите социальные преобразования большевиков. В чьих интересах они проводились?

Декретом от 10 ноября 1917 г. была уничтожена сословная система, отменены дореволюционные титулы, чины и награды. Установлена выборность судей, введена секуляризация гражданских состояний. Установлено бесплатное образование и медицинское обслуживание (декрет от 31 октября 1918 г.). Женщины уравнивались в правах с мужчинами (декреты от 16 и 18 декабря 1917 г.). Декрет о браке вводил институт гражданского брака. В феврале 1918 г. страна перешла на общеевропейский григорианский календарь.

16. Расскажите о взаимоотношениях государства и церкви после октябрьских событий.

Декретом СНК от 20 января 1918 г. церковь была отделена от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (избран 5 ноября 1917 г.) 19 января 1918 г. предал анафеме вождей советской власти и призвал к борьбе против нее.

Домашнее задание. 1. § 33. 2. Вопрос 2 к параграфу. 3. Составить развернутый план ответа на вопрос «Социально-экономические преобразования советской власти». 4. § 34 — для ознакомления. 5*. Подготовить устное сообщение на тему «Революция и интеллигенция».






Для любых предложений по сайту: [email protected]