Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции - Урок 2 - Россия на пороге XX века

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции - Урок 2 - Россия на пороге XX века

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Беседа с учащимися для введения новой темы. 3. Объяснение нового материала. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Опрос по домашнему заданию можно провести, проверив заполнение таблиц (у нескольких учащихся). Классу предлагается внести дополнения или проводится беседа:

1. Какие вопросы были наиболее актуальны для общественного движения в России в начале XX в.?

Крестьянский вопрос — сохранение крупного помещичьего землевладения, крестьянское малоземелье, перенаселение аграрного центра, сословная неполноправность крестьянства и т. д.; рабочий вопрос — в особенности отсутствие рабочего законодательства и социальной защиты для рабочих; отсутствие демократических свобод; национальный вопрос; вопрос о государственной власти и т. д.

2. Как предлагали решить земельный вопрос представители различных партий?

Программа-минимум РСДРП предлагала возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель и отмену выкупных платежей; эсеры предлагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые будут осуществлять уравнительное распределение земли.

3. Как предлагали решить вопрос о власти представители различных партий?

Программа-минимум РСДРП предлагала свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер государственного строя послереволюционной России.

Переходя к объяснению нового материала, необходимо предложить учащимся ряд вопросов на повторение:

1. Какие еще социальные группы, кроме крестьян и рабочих, можно выделить в структуре русского общества начала XX в.?

Дворянство, буржуазия, духовенство.

2. Каковы их интересы и требования по отношению к государству?

Дворянство надеялось, что самодержавие защитит его социальные привилегии и земельные владения, однако часть дворянства выступала за ограничение или даже отмену собственных привилегий и введение демократических свобод; буржуазия значительно больше нуждалась в защите своих интересов и преобразовании государственной власти; духовенство нуждалось в государственной защите сословных интересов, а также в государственном регулировании отношений между различными конфессиями.

3. Где они могли высказать или попытаться реализовать свои требования?

Например, в земствах. Были случаи обращения с адресами к императору. «Эпидемия разных ходатайств», адресов и записок, в частности, разразилась в связи с восхождением на престол в 1894 г. Николая II.

Получив ответы на поставленные вопросы, можно перейти к объяснению нового материала.

Пояснения к теме. Характеризуя либеральное движение в начале XX в., можно воспользоваться, в частности, «Очерками революционного движения» Е. Маевского (Пг.; М., 1917), отрывок из которых опубликован в сборнике «Чтение по русской истории» (Тула, 1995. — Т. 2. — С. 129—134).

В ноябре 1899 г. в Москве образовался кружок земских деятелей «Беседа». Первоначально кружок состоял из 6 человек (Павел Д. и Петр Д. Долгоруковы, Ю. А. Новосильцев, В. М. Петрово-Соловово, Д. А. Олсуфьев и П. С. Шереметев), к концу своей деятельности (октябрь 1905 г.) — из 54 (из них 9 князей, 8 графов, 2 барона, 4 губернских и 18 уездных предводителей дворянства). Целью их объединения было «пробуждение общественной деятельности, общественного мнения». Общим лозунгом организации было «сочувствие земству и борьба с произволом бюрократии». Всего состоялось 30 заседаний кружка. Кроме того, «Беседа» вела издательскую работу и выпустила 6 книг по аграрному вопросу в России.

С 18 июня 1902 г. в Штутгарте начал выходить журнал «Освобождение», объединивший вокруг себя значительно бо́льшие силы, чем «Беседа». Основная идея — борьба за конституционную монархию.

В ноябре 1903 г. в Москве был создан «Союз земцев-конституционалистов». Своей задачей он ставил проведение на земских собраниях требований о необходимости политических преобразований и доведении их в форме петиций и ходатайств до царя.

В январе 1904 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд «Союза освобождения». По сути дела, это был блок «экономистов» с либеральными народниками. Программа и цели организации были весьма расплывчаты. В частности, предлагалось отчуждение помещичьих земель путем выкупа, ликвидация отрезков, чересполосицы, расширение деятельности Крестьянского банка и т. д.

Вершины либерально-оппозиционное движение достигло осенью 1904 г.

«6—9 ноября под председательством Д. Н. Шипова состоялся официально не разрешенный земский съезд. На нем подавляющим большинством была принята резолюция о созыве народных представителей.

Это был первый серьезный и действительно конституционный шаг русской земской оппозиции. В то же время это был первый случай, когда либеральное общество из сферы обычной оппозиции посредством «недоверия» вступало на путь активного политического действия.

Съезд на все русское общество произвел огромное впечатление... Оппозиционный обыватель осмелел и решил, что не все то, что запрещено, действительно неосуществимо.

На предстоящих земских собраниях решено было во что бы то ни стало обсуждать и проводить решения ноябрьского съезда. Некоторые из городских дум заговорили также более смелым языком. Отовсюду, из разных мест, собирались подавать конституционные адреса и петиции. Печать, задавленная цензурой, осмелела...

Тактика «захватного права», применявшаяся до сих пор лишь революционными партиями (демонстрации, стачки и т. п.). применена была теперь представителями «общества» в деле устройства политических банкетов и собраний.

В целом ряде городов, кроме обеих столиц, были устроены такие же банкеты. Местные власти, подражая центральному правительству в Петербурге, смотрели на эти собрания обычно сквозь пальцы. Но такая свобода была допущена властями только для так называемого «общества». Собрания же рабочих и городской демократии могли устраиваться по-старому — лишь тайно, под угрозой ареста или жестокого избиения. Естественно, что городская демократия и передовые рабочие массой устремились в эти единственно существующие оазисы свободного слова. Но «общественные деятели», из опасения потерять свою привилегию на свободу, за редкими исключениями делали все от них зависящее, чтобы так или иначе преградить вход в эти собрания рабочим и демократии. Сделать это было нетрудно — притом под весьма благовидным предлогом — стоило лишь сослаться на слишком тесное помещение или поднять входную плату до такой цифры, какая была бы непосильной для демократии. Рабочие и демократическая молодежь нередко вынуждены были целыми часами дежурить у входов собраний и выпрашивать у представителей «общества» позволения на пропуск... Оскорбленные рабочие и другие «лишенные прав», разумеется, нарушали порядок и «благопристойность» собраний, постоянно и неустанно вмешиваясь с требованием равноправия. Начинался шум, беспорядок, нередко переходившие в прямой скандал.»

Чтение по русской истории. — Тула, 1995. — Т. 2. — С. 132—133.

Домашнее задание. 1. § 9. 2. Письменный ответ на вопрос 1 к параграфу или рассмотреть либеральное движение по вопросам к вышеприведенной таблице. 3. Подготовка к контрольной работе на повторение (§ 5, 7, 8, 9).






Для любых предложений по сайту: [email protected]