Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Содружество Независимых Государств - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Цели
Обучения: проследить особенности развития стран Содружества Независимых Государств, внутренней и внешней политики в данный период; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.
Воспитания: продолжить формирование активной жизненной позиции учащихся, независимости в суждениях, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике; в реальной жизни; воспитывать патриотизм и гражданственность на примере изучаемого материала.
Развития: развивать у школьников долговременную память, логическое мышление, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные (“аквариум”), использование опережающего задания, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Конфедерация — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления, создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях.
Основные события
1991 г. (декабрь) — 1993 гг. (январь): первый этап формирования органов СНГ.
1992 г. (27 марта): в Алматы было подписано Соглашение о Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ.
1993 г. (22 января): принят Устав СНГ.
1991 г. (декабрь) — 1993 гг. (осень): первый период формирования экономических отношений стран СНГ.
1993 г. (январь) — по настоящее время: второй этап формирования органов СНГ.
1993 г. (конец) — 1994 гг. (осень): второй период формирования экономических отношений стран СНГ.
1995 г.: — по настоящее время: третий период формирования экономических отношений стран СНГ.
1996 г.: принятие Концепции формирования единого образовательного пространства.
2001 г.: принятие решения о создании Коллективных сил быстрого развертывания.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с ДМ.
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока; излагает материал об этапах формирования и структуре СНГ.
Процесс формирования органов СНГ
Первый этап: декабрь 1991 — январь 1993 г. — образованы политические координирующие органы и основные специализированные органы сотрудничества в соответствии с Уставом СНГ.
Второй этап: январь 1993 г. — по настоящее время.
Формирование органов СНГ началось 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Были созданы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Объединенное командование общего военно-стратегического пространства.
27 марта 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о Межпарламентской ассамблее государств—участников СНГ. 22 января 1993 г. Советом глав государств был принят Устав СНГ.
4. Работа с ДМ.
5. Учитель применяет метод “аквариум”. Четверо учащихся, заранее получивших задание, находятся в центре класса, остальные располагаются вокруг. Находящиеся в “аквариуме” учащиеся начинают обсуждение тем: экономические, политические и военные взаимоотношения между странами СНГ; особенности развития стран Содружества.
Учитель и учащиеся участвуют в обсуждении темы.
Вопросы учителя: 1. Назовите самое жизнеспособное региональное экономическое образование в СНГ. 2. Из-за какой территории обострились отношения России и Молдовы? 3. Кто стал правопреемником СССР как ядерная держава? 4. В экспорте какой страны преобладает готовая продукция? 5. Назовите особенность экономики Узбекистана. 6. Каково уязвимое место в экономике Украине? 7. В чем главная причина низкого жизненного уровня в Таджикистане, Кыргызстане, Молдове? 8. Каковы особенности развития стран Кавказа?
В ходе изучения материала учащиеся выполняют задания из ДМ.
6. Задание для закрепления. Какие процессы преобладали во внутренней и внешней политике в 90-х годах на постсоветском пространстве?
7. Рефлексия. Какой характер носят отношения между странами СНГ?
8. Домашнее задание: § 19. Опережающее задание. Сообщение “Российско-казахстанские отношения на современном этапе”.