Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Страны Восточной Европы в конце 50-х — начале 80-х годов - СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цели
Обучения: рассмотреть изменения в развитии стран народной демократии, произошедшие в 50—80-х годах, основные направления внутренней и внешней политики; развивать познавательные способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач и заданий.
Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся; независимости в суждениях, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике.
Развития: развивать у школьников внимание, долговременную память, логическое мышление, способности к сравнению, сопоставлению, умению определять главное и второстепенное, абстрагироваться, развивать устную и письменную речь; развивать навыки работы с тестовыми материалами.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Санкция — меры воздействия, применяемые к государству при нарушении им своих международных обязательств или норм международного права.
Унификация — приведение чего-либо к единой системе, сходной форме, единообразию.
Основные события
Конец 50-х—начало 60-х годов: завершение коллективизации в странах Восточной Европы.
1961 г. (12—13 августа): возведение Берлинской стены.
1968 г.: события в Чехословакии.
1980 г.: политический кризис в Польше.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос. 1. Что предусматривали программы национальных фронтов в странах Восточной Европы? 2. Назовите общие черты в политике стран Восточной Европы. 3. Назовите общие черты в экономике стран Восточной Европы. 4. Как развивались события в Польше в связи с реализацией шестилетнего плана развития народного хозяйства на 1950—1955 гг.? 5. Как развивалось демократическое движение в Венгрии в 1956 г.?
2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока; организует работу учащихся с учебником. Учащиеся отвечают на вопросы (письменно).
1) Особенности коллективизации сельского хозяйства в странах Восточной Европе. 2) Объясните определения: “польский путь к социализму”, “социализм национальных цветов”, “югославский самоуправляющийся социализм”. 3) Что представлял собой социалистический рынок?
3. Работа с ДМ.
4. Опережающее задание. Учащийся защищает проект “Пражская весна”.
Учитель задает вопросы по проекту: 1) Почему эйфория, которую испытывали народные массы, сменилась недоверием к А. Дубчеку? 2) Почему к лету 1968 г. КПЧ перестала контролировать ситуацию в обществе? 3) Что подразумевала “доктрина Брежнева”?
5. Рассказ учителя. В Болгарии и Румынии в 50-х годах происходило становление консервативной модели социализма. В Болгарии сформировался культ личности Т. Живкова. Лидеры этих стран способствовали интеграции национальных экономик в советскую при сохранении высоких темпов развития и стабильном жизненном уровне населения. Еще более консервативным был путь Румынии. Н. Чаушеску шел по пути формирования авторитарной модели развития, который преподносился как возвращение к национальным истокам. Сформировалась жесткая система подавления инакомыслия. Внешние связи с СЭВ были ограничены. Служба госбезопасности “Секуритате” обладала полной свободой действий. Румынии был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в экономических отношениях с США. В 1968 г. в Польше между властью и интеллигенцией возник конфликт. Правительство В. Гомулки в декабре 1970 г. приняло решение о повышении цен на товары широкого потребления при замораживании заработной платы. Ориентация Польши на западные инвестиции привела к катастрофическому росту задолженности страны. Очередной кризис разразился летом 1980 г.
6. Работа с ДМ.
7. “Доктрина Брежнева” была сформулирована как “коллективная ответственность за судьбы социализма” и предполагала вмешательство во внутренние дела социалистических стран.
Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Почему именно “коллективная ответственность”? В чем она проявлялась? 2) Как осуществлялось вмешательство в экономику и политику социалистических стран?
8. Закрепление учебного материала. Учитель организует работу с тестовыми заданиями.
9. Работа с ДМ.
10. Тестирование.
1) Во избежание перерастания противостояния в польском обществе в открытое столкновение сил В. Ярузельский настоял на:
A) Введении войск ОВД;
Б) Введении в стране военного положения;
B) Проведении массовых арестов;
Г) Обращении за помощью к США;
Д) Обращении за помощью к НАТО.
2) Очередной кризис в Польше разразился летом 1980 г. Поводом к нему послужило:
A) Введение коммерческих цен на мясо;
Б) Полная либерализация цен в стране;
B) Увеличение возраста выхода на пенсию;
Г) Введение жесткой цензуры;
Д) Начало перехода к рыночным отношениям.
3) Ориентация Польши в 70-х годах ХХ в. на западные инвестиции привела к:
A) Быстрому подъему экономики;
Б) Росту задолженности страны;
B) Повышению жизненного уровня трудящихся;
Г) Созданию рыночной экономики;
Д) Введению войск ОВД.
4) Болгарский лидер Т. Живков стремился к:
A) Самостоятельному курсу в экономике;
Б) Интеграции болгарской экономики в советскую;
B) Развитию рыночных отношений;
Г) Сближению с Западом;
Д) Получению инвестиций.
11. Рефлексия. Что представляла собой модель социализма с “человеческим лицом”?
12. Домашнее задание. § 22. Задание к проведению “круглого стола” по материалу учебника.
Темы выступлений: 1. Вхождение ГДР в состав ФРГ. 2. Образование Чешской и Словацкой республик. 3. Политический кризис в Болгарии. 4. Свержение режима Чаушеску. 5. Распад СФРЮ. 6. Современное положение стран Восточной Европы.