ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Планирование

Урок 1. Жизнь первобытных людей. Изучение материала блок-темы № I с помощью опорного конспекта № I. Сжатое и развернутое изложение материала темы с одновременным знакомством и разъяснением знаков и символов опорного конспекта. (Учебные материалы §§ 1—5).

Урок 2. Урок — калейдоскоп: «Это интересно». (Жизнь первобытных людей).

Урок 3. Углубление и закрепление основных вопросов блок-темы № I. Проработка теоретических вопросов, терминов, причинно-следственных связей. Опорный конспект № I.

Урок 4. Зачет по теме.

Урок 5. Счет лет в истории. Опорный конспект № I. Лента времени.


Опорный конспект № I.



ОТ ДИКОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Цель учителя:

Заложить основы понимания цивилизационного развития человечества как прогрессивного, поступательного развития. Познакомить учащихся с несколькими точками зрения ученых о происхождении человека (эволюционно-трудовая, внеземная, религиозная, радиационная и др.), с процессом формирования человеческого общества, зарождением духовной культуры и социальной дифференциации. Показать во взаимосвязи развитие техники и занятий человека в первобытное время, совершенствование человека, коллективное сосуществование и развитие общественной власти по мере движения к цивилизации. Особое внимание обратить на ценностные достижения ГОМО САПИЕНС, на раскрытие положительных качеств смелости, сообразительности, выживания в экстремальных условиях, гармонии сосуществования с природой; глубины эмпирических знаний о растениях, погоде, животных.

Цель учащихся:

«Я должен уяснить, как за миллион лет люди прошли путь от дикого состояния к цивилизации; как изменялись занятия, жизнь, сознание, отношения первобытных людей. Я хочу узнать все о жизни моих древних-древних предков!».

1. Объяснение нового материала блок-темы I. (Краткое прочтение OK-I).

Около полутора — трех миллионов лет назад в Африке появились древние предки современных людей. Есть несколько объяснений — почему и как это произошло... По одной из версий в Восточной Африке по линии разлома в земле появились природные ядерные реакторы. Так как излучение очень вредно влияет на организм, то человекообразные существа для выживания вынуждены были постепенно становиться на ноги и брать в передние конечности орудия труда. Жили эти существа, как и животные, человеческими стадами. Основным занятием было собирательство, но с течением времени все большее значение начинает приобретать охота, Орудия труда из камня, дерева постепенно совершенствуются от самых грубых рубил до шлифованных. Очень рано люди познакомились с огнем. Около 40 тыс. лет назад человек стал таким же разумным, как и мы. У людей появились осознанная речь, верования, искусство. На смену стаду приходит родовая община — совместная жизнь большими коллективами родственников. Несколько родов составляют племя. Во главе — совет старейшин и вождь. 7 тысяч лет назад собирательство дает начало земледелию, охота — скотоводству. Появляется и ремесло. Эти процессы прежде всего связаны с началом обработки меди, бронзы. А 6—5 тыс. лет назад появляются первые государства и первые цивилизации древности.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

«Жизнь первобытных людей»

1. Археологические раскопки в Восточной Африке.

2. Восстановление облика древнейшего человека,

3. Звероподобные и человеческие черты в облике древнейшего человека.

4. Коллектив древнейших людей.

5. Занятия людей. Древнейшие орудия труда.

6. Изготовление орудий труда.

7. Охота древнейших людей.

8. Овладение огнем.

9. Способы добычи огня.

10. Изменения в облике человека. Расселение первобытных людей.

11. Условия выживания первобытных людей.

12. Новые орудия труда и новые занятия людей. Жилище первобытных людей.

13. Охота — важнейшее занятие.

14. «Человек разумный».

15. Добыча крупного зверя. Охота на мамонта.

16. Изобретение лука и стрел.

17. Составные орудия труда.

18. Родовые общины.

19. Обычаи, правила, взгляды людей и родовой общины.

20. Отношение к женщине в родовой общине.

21. Отношение к собственности в родовой общине.

22. Пещерная живопись.

23. Характер изображений на стенах пещер.

24. Загадки древнейших художников.

25. Сверхъестественная связь и колдовство. Колдовской обряд.

26. Душа человека. Жизнь после смерти.

27. Обряд похорон первобытного человека.

28. Появление мотыжного земледелия. Первые культурные растения.

29. Приручение животных. Появление скотоводства.

30. Изготовление посуды из глины. Порядок изготовления изделий.

31. Занятия: плетение, прядения, ткачество, шлифование, сверление


2. Какие знания и умения первобытного человека, по-твоему, могли быть неизмеримо выше по сравнению с умениями и знаниями современных людей? «Наука выживания» в лесу, в горах, в пустыне для современного человека одна из самых сложных. Нужно ли было учить этому первобытного человека?

3. Проанализируйте и объясните выражение:

«С выделением знати и появлением неравенства происходят изменения в сознании, взглядах и отношениях людей».


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ № I

1. Составить устный рассказ или написать небольшое сочинение на тему «Охота на диких козлов».

2. Нарисуй сюжетный рисунок на одну из предложенных тем:

— «Охота на мамонта»;

— «Жертвоприношение идолу»;

— «Приручение животных»;

— «Выборы вождя».

3. Попробуйте на уроке разыграть сценку из жизни первобытных людей по рисунку «Родовая община» (стр. 13). Подумайте, о чем могли беседовать члены родовой общины. Озвучьте и распределите роли.

4. Изготовьте из глины, дерева, бумаги или иного материала орудия труда, предметы быта, жилище первобытного человека в виде макета, покрасьте его и оформите как наглядное пособие для кабинета истории.

5. На занятиях исторического кружка реконструируйте процесс отливки древнего металлического орудия труда, орудия из легкоплавкого олова или свинца. Форму для отливки изготовьте из глины. Процесс отливки проведите под руководством учителя и ПРИ ТЩАТЕЛЬНОМ СОБЛЮДЕНИИ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!

6. Кроссворд:



По горизонтали: 1. Обряд воздействия на духов, животных и людей. 2. Древнее орудие для обработки земли. 3. Первое простейшее каменное орудие труда. 4. Орудие для охоты на крупную рыбу. 5. Основной способ добывания пищи в человеческом стаде.

По вертикали: б. Первый «друг человека».






Для любых предложений по сайту: [email protected]