История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
МОГУЩЕСТВО И УПАДОК ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Характеризуется Египет в середине II тысячелетия до н.э., когда он «превратился в большую, в рамках древнего мира «великую державу», ведущую широкую завоевательную политику и вступившую в контакт с целым рядом соседних племен, народов, стран и государств» (Авдиев В. И. Военная история древнего Египта, т. II. М., 1959, с. 179).
Раскрывается одна из важнейших функций древневосточного государства - ограбление соседних народов. Агрессивная внешняя политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.
Одним из результатов завоевательных войн было резкое увеличение числа рабов в Египте. Повысилась также их роль в производстве.
Впервые в курсе сообщается о важнейшем источнике рабства в древности – рабстве - должничестве.
Варианты начала урока: I. А 1; Б 2; А 2-3. II. Б 2; А 2-3. III. А 1; Б 1-3.
Вопросы и задания:
А. 1. «Подсчитайте, что было раньше: восстание в Египте или постройка пирамиды Хеопса. На сколько раньше? Начертите на доске «линию времени», обозначьте на ней начало нашей эры, нынешний год и обе даты по истории Египта. 2. Проанализируйте отрывок из «Описания бедствий страны» (стр. 46). Беседа по вопросам: «Кому сочувствовал автор «Описания»? Каких успехов добились восставшие? Могло ли восстание привести к уничтожению неравенства и эксплуатации? Подтвердите ответы словами документа». Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что бедняки и рабы не стремились к уничтожению рабовладельческого строя, напротив, они сами становились рабовладельцами. 3. Фараону донесли, что в отдаленной области Египта восстали крестьяне и рабы. Что за этим последовало? Учитель может еще до урока написать на доске опорные предложения: Бегство чиновников. Уничтожение списков. Бедняки стали богачами. Объясняя задание, он предлагает учащимся включить в рассказ упомянутые факты. При этом от детей требуется не пересказ, а словесная картина. Развитым учащимся задание по силам. Приведем начало одного рассказа.
«Фараон сидел погруженный в думу о постройке пирамиды, как вдруг двери распахнулись и в зал вбежал перепуганный вельможа. Падая ниц, он прокричал:
- Ваше величество! В каменоломнях восстали крестьяне и рабы!»
Б. 1. В чем различие между словами «страна» и «государство»? 2. Кто управлял Египтом? В чем заключались служебные обязанности чиновников? За что они получали жалованье? (При ответе использовать схему на стр. 45.) 3. Расскажите о восстании 1750 г. до н. э. в Египте.
План изучения:
1. Египетское войско в середине II тысячелетия до н. э.
2. Завоевания при Тутмосе III и его преемниках.
3. Рост числа рабов и увеличение их роли в производстве.
1. В ходе описания египетского войска желательно использовать аппликации, разработанные 3. И. Добрыниной (см. пособие, рис. 11).
Рис. 11. Египетское войско. Аппликации
I. В середине II тысячелетия до н. э. во главе Египта стоял фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами.
Большую часть войска при Тутмосе III составляли пехотные полки. По приказу фараона чиновники производили набор в войско. Рабов в войско не брали, большинство новобранцев было из крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. Ленивых били палками. В мирное время воинов часто заставляли выламывать камень в каменоломнях. Это был тяжелый и бесплатный труд.
Исход войны во многом зависел от действия пехоты, от ее выучки и выносливости. По вооружению пехота делилась на легковооруженных - стрелки из лука (1) и тяжеловооруженных, имевших длинные копья, топорики, щиты, а иногда искривленные мечи (2).
Учитель говорит, что в те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Он пишет на доске: медь(9/10) + олово(1/10) = бронза и поясняет: медь и олово - мягкие металлы, а сплав из этих металлов, называемый бронзой, много тверже и прочнее как меди, так и олова (Бронза - это не всегда сплав меди с оловом, это также и сплав меди с мышьяком, сурьмой и т. д).
Наглядное представление о египетской пехоте дает рис. 3 (стр. 49). Древний мастер прекрасно передал стремительное движение отряда, его сплоченность.
Можно сказать, что в пехотных полках было до 30. тыс. воинов. По тем временам это было большое войско.
Во II тысячелетии до н. э. в Египте стали разводить лошадей, приведенных из Азии. (Мускульную силу каких животных использовали египтяне в более раннее время?) Это позволило создать особое колесничное войско (3). Боевая колесница была небольшой по размерам двухколесной повозкой, легкой и подвижной. В нее обычно впрягали двух коней. Помещались в колеснице двое: владелец колесницы, стрелявший из лука, и возница. Колесничими были знатные и богатые египтяне, щеголявшие резвостью своих коней, богатством упряжи и отделкой колесницы. В колесничном войске было более двух тысяч колесниц. Оно делилось на отряды, по 25 колесниц в каждом. Всеми колесницами командовал знатный вельможа, иногда даже царевич - сын фараона.
Предположите, какую роль играли колесницы на войне. (Боевые колесницы превратились в главную ударную силу египетского войска. Войско получило возможность стремительно нападать на врага и энергично преследовать его после поражения.)
Формируя понятие наемное войско, учитель говорит, что фараоны за плату нанимали воинов среди соседних народов Азии и Африки. Предположите, в каких случаях фараоны охотнее использовали наемников, а не войско из египтян. (Наемников часто использовали в царской охране, для подавления восстания крестьян и рабов.)
По своим боевым качествам наемное войско отличалось от войска крестьянского. Какими качествами оно превосходило крестьянское войско? В каком отношении уступало ему? В какой обстановке могло оказаться менее надежным? Выслушав догадки, учитель кратко характеризует оба вида войска. Крестьян, взятых в войско фараона, обучали, и они становились лучниками или копейщиками. Однако и в походе мысли крестьян оставались в родной деревне. Думали они не столько о предстоящих боях, сколько о семье и хозяйстве. Один, например, беспокоится, что не успел замазать глиной щели в сарае для быков, другой вспоминает, что наступило время уборки урожая, его волнует, справятся ли жена и дети с жатвой. Какие занятия являлись главными для египетских крестьян? Какие - для наемников? Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что война для наемников была единственным занятием, их профессией. Поэтому наемное войско часто превосходило крестьянское своими боевыми качествами, умением сражаться, преследовать противника, брать штурмом крепости. Отрицательные стороны этого войска выявляются с помощью задания: «Предположим, враги напали на Египет. Какие войска - наемные или египетские - будут мужественнее защищать страну и почему?»
Углубляя, представление о неограниченной власти царя в Египте, учитель говорит, что во главе армии стоял верховный властитель страны - фараон. Во всех важнейших случаях он лично командовал войском. Угодливые вельможи приписывали фараону все победы над врагами, изображали его защитником своей страны и народа. Последняя мысль конкретизируется при рассмотрении рис. 2 (стр. 49) - на первом плане не войско, штурмующее крепость, а фараон. Так с помощью искусства цари Египта укрепляли свою власть.
Завершая работу, учитель спрашивает: «С какими целями фараоны создали многочисленное и хорошо вооруженное войско?» В заключение учитель отмечает, что в середине II тысячелетия до н. э. Египетское царство было настолько сильно, что ему не угрожало ни одно соседнее государство. Фараоны широко использовали войско для завоеваний соседних стран.
2. При раскрытии вопроса необходимо установить географическое положение захваченных египетскими войсками Палестины и Сирии, которые будут неоднократно упоминаться на уроках истории (учащиеся путают, какая из этих стран расположена южнее, а какая - севернее).
Задание: Рассмотрите карту учебника (стр. 48). Что означают черные стрелки? Какая страна к югу от Египта была окончательно покорена войсками фараонов? Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта? До какой реки доходили владения Тутмоса III на севере?
Территорию государства при Тутмосе III учитель может показать сам на настенной карте.
Учащиеся смешивают понятия «страна» и «государство» отчасти потому, что первое же изучаемое ими древнее государство носит название страны (Египет). Поэтому, формируя представление о различиях между указанными понятиями, учитель обращает внимание на то, что Египет при Тутмосе III по-прежнему оставался страной в долине и дельте Нила. Между тем территория Египетского государства сильно выросла. (Какие страны, кроме Египта, находились под властью Египетского государства?.
Представление о грабительских целях войн дается с помощью образной реконструкции прошлого.
Представьте себе, закончилась одна из войн, которую вел Тутмос III. По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромное стадо захваченных овец, коров, быков, коней. Везут на ослах и кораблях золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - это пленники. Идут тысячи связанных, изможденных людей, босые, в лохмотьях. В Египте рабы будут добывать камень в каменоломнях, осушать болота, стоя по колено в гниющей воде. Страшнее же всего работа в золотых рудниках Нубии. Ни один не вернется из египетского плена на родину. Зато еще богаче станет фараон: недаром про него говорят, что золота у него больше, чем песка в пустыне.
Классовая сущность войн может быть раскрыта путем персонификации.
Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его драгоценным ожерельем, браслетами и золотым кинжалом. Он подарил ему 50 мускулистых пленников, 300 голов скота и плодородный земельный участок. Военачальник стал еще богаче, чем прежде.
Вернулись с войны крестьяне. Они также мужественно бились в боях. Что же они принесли домой? Через лицо одного тянется страшный шрам от удара мечом. А другой остался без глаза: его ранили стрелой в бою. Третий вернулся без кисти на правой руке. Как он будет теперь пахать?
Увидели крестьяне: хозяйство их запущено, участки заболочены, хижины развалились. Семья одного отдала за долги быков, а в семье другого долги были так велики, что жену и детей забрали в рабство. А соседи говорят: «Радуйтесь, что живы! Сколько наших погибло в боях и не вернулось!» Войны вконец разоряли основное население страны - ее тружеников.
3. Учитель вычленяет следующие мысли. 1. В результате победоносных "войн число рабов в Египте значительно возросло. Ими становились пленники, а также разорившиеся, запутавшиеся в долгах бедняки. 2. Труд рабов стал шире применяться в земледелии, на оросительных работах, в рудниках и горном деле. Указанные мысли подведут к выводу учебника (стр. 49, курсив), с которым нужно познакомить учащихся. Вопрос об упадке Египетского государства может быть изучен либо путем чтения учебника (§ 10, п. 5), либо задан на дом для самостоятельной работы.
Домашнее задание: § 10. Вопросы 3, 5 к § 10.
">Домашнее задание: § 9. Вопросы к отрывку из «Описания бедствий страны» (стр. 46). Задания 5-6 к § 9.