История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ - ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Учащиеся знакомятся с Передней Азией начиная с эпохи образования древнейшего классового общества в Южном Междуречье (IV тысячелетие до н. э.) и вплоть до эпохи расцвета Персидской державы, под властью которой оказались страны Передней Азии и Египет (начало V в. до н. э.).
Большая часть времени отводится истории Месопотамии, страны, расположенной в долине Тигра и Евфрата, где возникла столь же древняя и развитая,- как в Египте, земледельческая цивилизация. Древнейшие жители Южного Междуречья (шумеры) создали ирригационную систему, построили города и превратили плоскую равнину с жарким, засушливым климатом в цветущий сад. Влияние шумерской культуры на древние народы Передней Азии чрезвычайно велико.
Изучая кодекс вавилонского царя Хаммурапи, учащиеся получат представление о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для всего населения страны.
Факт первостепенной важности, изучаемый в теме, - начало обработки рудного железа (конец II тысячелетия до н. э.).
К важнейшим культурным достижениям народов Передней Азии относится создание шумерами клинописи и создание финикийцами первой чисто звуковой системы письма.
УРОК 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
В древности природа Южного Междуречья была схожа с природой Египта (см. пособие, табл. 12). Она способствовала развитию земледелия, обладала рядом тех же отрицательных факторов (топи, обилие вредных насекомых, засушливые земли). Сходны были и пути преобразования природы (осушение болот, орошение), и те социально-экономические последствия, к которым привел переход к производящему хозяйству (рост излишков, возникновение неравенства и классов).
Таблица 12. Сравнение природных условий Египта и Южного Междуречья в древности
- |
- |
Египет |
Южное Междуречье |
||
СХОДСТВО |
Условия, благоприятствовавшие земледельцам Условия, не благоприятствовавшие жизни людей |
Солнечный свет и тепло Земля для посевов Реки Растительность и животный мир |
Изобилие света и тепла Плодородные, мягкие почвы Изобилие воды Обширные топи, изобилующие насекомыми. Непроходимые заросли, населенные хищниками. Отсутствие строевого леса |
||
РАЗЛИЧИЕ |
Полезные ископаемые |
Камень, медь |
Только глина |
||
Осадки |
Во все сезоны редки |
Ливневые дожди зимой |
|||
Целесообразно начать урок с изучения нового материала. Другой вариант начала урока: беседа по искусству древнего Египта (например, задания 2, 3 к § 13).
План изучения:
1. Местоположение Междуречья.
2. Природа Южного Междуречья.
3. Развитие хозяйства в III-II тысячелетиях до н. э.
4. Возникновение неравенства и классов в Междуречье.
1. «Вы закончили изучение темы «Древний Египет», - говорит учитель. - Познакомьтесь с тем, что представляла собой еще одна страна - Междуречье. Выясним ее местоположение».
- Совершим путешествие из Мемфиса на восток. (Учитель медленно передвигает указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии делает остановку.) Здесь проходит граница между двумя частями света. Назовите их... Итак, мы в Азии (указка движется на северо-восток). Определите по карте № 2, через какие страны проходит наш путь. Миновав Палестину и Сирию, мы добираемся до страны, называемой Междуречьем. (Указка обводит Междуречье.) Какие две реки здесь протекают? Тигр и Евфрат берут начало южнее Кавказских гор. Куда они впадают? Где расположено Междуречье относительно Египта?
Желательно начертить на доске меловую схему Междуречья (обозначаются реки (В настоящее время обе реки перед впадением в Персидский залив сливаются, образуя общее русло - Шатт Эль-Араб), залив, горы на севере страны - пособие, рис. 13).
Рис. 13. Междуречье в древности. Меловой рисунок
Учащимся предлагается показать на стенной карте Междуречье, протекающие здесь реки (от истока до устья), определить словами местоположение страны (Страну называют также Двуречьем (она охватывает не только пространство между реками, но также левобережье Тигра и правобережье Евфрата), образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух).
2. Показав на карте (а также на меловой схеме) примерные границы Южного Междуречья, учитель ставит перед классом вопрос: «Вам известно, что в Египте неравенство между людьми, эксплуатация и классы возникли намного раньше, чем в большинстве других стран мира. Так же давно, как и в Египте, классы возникли и в Южном Междуречье. Чем это можно объяснить?»
Предложив учащимся повторить высказанную мысль (она воспринимается ими с трудом), учитель рассуждает: «Может быть, дело в сходстве природных условий этих стран? Проверьте это предположение: выслушайте рассказ о природе Южного Междуречья и скажите, похожа ли она на природу древнего Египта». В своем рассказе учитель вычленяет следующие мысли:
Южное Междуречье расположено близко к экватору, поэтому здесь много жарких, солнечных дней в году.
Страна представляла собой глинистую, болотистую равнину (рассматривается рисунок, стр. 63). Здесь нет лесов (кое-где встречаются рощи финиковых пальм), нет многих необходимых человеку полезных ископаемых - медной руды, строительного камня.
Зимой в Южном Междуречье льют дожди, в остальное время года они крайне редки. В Междуречье текут две большие реки - Тигр и Евфрат. Каждой весной в горах, где берут начало обе реки, тает снег. Тигр и Евфрат разливаются, оставляя на земле плодородный ил. В низинах вода застаивается, образуя непроходимые болота, покрытые зарослями высоких тростников. В зарослях водились львы и другие хищники, змеи, тучи комаров и ядовитых мух.
В Междуречье, когда сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата, реки вздувались, выходили из низких берегов, вода становилась грозным врагом людей, она смывала все на своем пути.
Беседа по вопросам: 1. Похожа ли природа Южного Междуречья на природу Египта, и если да, то чем? 2. Какому занятию благоприятствовала природа Южного Междуречья? Чем благоприятствовала? (В помощь учащимся учитель пишет на доске опорные слова солнце, почвы, вода и объясняет, что эти слова помогут дать развернутый ответ на последний вопрос.) 3. В каких двух странах земледелие стало главным занятием уже в глубокой древности? Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что неравенство между людьми и классы возникли в древнейших земледельческих странах.
3. Примерно 8-9 тыс. лет назад люди стали осваивать плодородные земли Южного Междуречья. Жизнь здесь была нелегкой и опасной. Чем? Какие природные условия Южного Междуречья затрудняли жизнь в нем земледельцев? Предположите, какими способами люди увеличивали площадь земель для посева. (Упорный труд многих поколений преобразил природу Южного Междуречья: болота были осушены, тростники вырублены, страна превратилась в цветущий край).
Основой жизни земледельцев являлась вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. Предположите, какими способами земледельцы преодолевали эти вредные для них природные особенности Междуречья.
Учитель подчеркивает, что земледелие стало главным занятием в Междуречье. Здесь выращивали большие урожаи зерна и овощей. В хозяйствах земледельцев оставались излишки. При наличии времени конкретизируется представление о земледельческих работах.
Обработка поля начиналась с того, что его заливали водой из канала или водохранилища. Когда земля пропитывалась влагой и становилась мягкой, на поле выпускали быков. Своими копытами они выравнивали поле и вытаптывали сорняки.
Землю пахали плугом, затем крупные комья разбивали деревянными молотками, поле рыхлили бороной, разравнивали граблями. Наконец, пахали во второй раз, причем сев производили вместе с пахотой. Жители Междуречья изобрели плуг, имевший воронку, через которую семена попадали в борозды {рассматривается рис. 1 на стр. 64. Определите, чем занят каждый из изображенных здесь людей).
В период созревания ячменя дождей не бывало, поэтому поле трижды приходилось поливать, спуская воду из канала. Ячмень жали серпами и связывали в снопы. Сразу же начиналась молотьба: колосья сбрасывали на утрамбованную площадку, по которой быки взад и вперед возили повозку или салазки. Перед молотьбой быков кормили досыта, чтобы вкусный запах свежего зерна не мучил их.
Веяли лопатами, которыми подбрасывали на ветру смесь зерна с соломой и шелухой (См.: Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965, с. 79).
Напомнив, что Южное Междуречье бедно полезными ископаемыми, учитель может рассказать, как древний народ сумел использовать глину - малоценный на первый взгляд вид сырья.
В Южном Междуречье запасы глины неисчерпаемы. Но способна ли глина заменить дерево, металлы, гранит и известняк? Жители Междуречья научились делать из глины множество полезных предметов: кирпичи, которые сушили на солнце или же обжигали в печи (обожженный кирпич был не менее прочен, чем камень), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки, большие бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали. Недаром именно здесь возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!
В Южном Междуречье в III тысячелетии до н. э. выросло много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Они не имели окон, что спасало от нестерпимого зноя. Между верхним краем стены и плоской крышей оставлялась щель, через нее внутрь проникали свет и воздух. Вместо дверей часто висел коврик. Дом имел внутренний двор, в который вели выходы из отдельных помещений.
Вокруг городов возникла густая сеть каналов. На полях выращивали ячмень и пшеницу, горох, лен (из льна изготавливали полотно); на огородах - лук, чеснок, салат, укроп, редис, огурцы. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма.
В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля; листья шли на плетение, из лыка делались веревки; даже древесина - хотя она и невысокого качества - в стране, бедной деревом, служила строительным материалом.
Помимо финиковых пальм, в садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья.
Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: коров, овец, коз, свиней. Особенно обширными были стада овец с густой шелковистой шерстью. Южное Междуречье славилось прекрасными шерстяными тканями (См.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967, гл. VIII-IX).
Задание: Рассмотрите рис. 2 на стр. 64. Появление гири свидетельствует о развитии торговли. Предположите, почему жители Южного Междуречья уже в глубокой древности торговали с соседними странами. Если задание трудно учащимся, учитель помогает им вопросами: «В каких товарах нуждались жители Южного Междуречья? (Металлы, строительный камень, лес.) Какие товары могли предложить в обмен?» (Зерно, шерсть, финики.) Дополняя ответы, учитель говорит, что вместо денег в Междуречье использовали слитки серебра определенного веса, имевшие форму колец или брусочков.
4. Учитель предлагает объяснить, почему в Южном Междуречье, как и в Египте, уже в IV тысячелетии до н. э. стала возможной эксплуатация рабов? Как возникло неравенство между свободными общинниками? (Вспомните, как и почему родовую общину сменила соседская.)
Положение задолжавших бедняков изучается: 1) либо учащимися дома; 2) либо путем чтения вслух учебника на уроке (§ 14, п. 4); 3) либо учитель, прибегнув к драматизации, расскажет об этих бедняках.
- Представьте себе, что разлив рек в этом году был особенно бурным - воды Тигра хлынули на поселок, затопили многие жилища и поля, когда ячмень едва взошел. Собрал крестьянин со своего участка всего два мешка зерна. Что делать ему? Дети маленькие, жена, старая мать - все умрут с голода. Рядом живет богатый землевладелец. Идет к нему крестьянин:
- Господин, выручи, дай в долг 30 мешков зерна.
- Хорошо, - говорит богач, - когда думаешь отдать?
- Через год...
- Ладно, но запомни, ты вернешь в срок не только полученные 30 мешков, но и приплату - еще 10 мешков зерна.
Грузит крестьянин мешки на телегу, в которую запряжены ослы, и едет домой. А через год не может он отдать свой долг. Рад бы, да нет у него лишнего зёрна. Едва-едва удается отдать приплату - 10 мешков, а долг остается за ним.
Проходит еще год. Чтобы освободиться от долга, крестьянин должен отдать 30 мешков зерна и новую приплату - еще 10 мешков. И опять с трудом удается отдать только одну приплату- 10 мешков. Если же крестьянин не сможет ничего отдать богачу - его ждет рабство.
Тем же приемом раскрываются формы аренды земли.
Участок крестьянина мог быть таким маленьким, что бедняк вынужден был идти к богачу с просьбой:
- Разреши мне обработать твой участок на склоне холма.
- Хорошо, - отвечает богач, - но если ты соберешь 20 мешков зерна, то 10 отдашь мне, а 10 возьмешь себе. Если соберешь 30 мешков, 15 отдашь мне, 15 возьмешь себе. (Какую часть урожая - требовал богач за временное пользование участком земли?)
Еще тяжелее были условия, если бедняк брался ухаживать за чужим садом. Из трех корзин собранных фиников лишь одну брал себе бедняк - две другие шли владельцу сада.
Обобщая материал урока, учитель указывает, что в Южном Междуречье возникли «классы рабов, свободных общинников-крестьян и богачей-рабовладельцев» (учебник, стр. 65).
Домашнее задание: § 14. Задания 2, 4-6 к § 14.