История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
КАКИМИ БЫЛИ И КАК ЖИЛИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ - ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
В разделе изучается история человечества в первобытную эпоху. В эту эпоху были сделаны величайшие открытия и изобретения, лежащие в основе современной цивилизации.
Учащиеся знакомятся с процессом формирования человека и человеческого общества, зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории древнего мира прогресс человечества не выражен так ярко. Это объясняется тем, что на немногих уроках рассматривается огромный период, равный более чем двум с половиной миллионам лет.
Учитель вычленяет четыре опорные даты - вехи: 1) более двух с половиной миллионов лет назад - выделение человека из животного мира; 2) около 30 тыс. лет назад - появление «человека разумного», возникновение родовых общин, зарождение искусства и религиозных верований; 3) около 9-8 тыс. лет назад - начало перехода к производящему хозяйству - к земледелию и скотоводству; 4) более 6 тыс. лет назад - начало века металлов, возникновение неравенства в отдельных районах земного шара.
Уровень производительных сил первобытного общества был крайне низок, потребительское хозяйство (охота и собирательство) господствовало на протяжении сотен тысяч лет. Добыть мясную пищу, победить в схватке с хищниками, расчистить участок под посев и вырастить урожай можно было лишь в результате согласованных действий десятков и сотен людей. Этим и объясняется существовавшая в первобытном обществе необходимость в совместном труде. Совместный труд предопределил общественную собственность на орудия труда, убитых животных и продукты собирательства, на запасы пищи, кости и рога, а затем на скот и на землю.
В человеческом обществе по мере его становления зарождалась общественная власть. В ходе изучения родового строя (об организации первобытного стада почти ничего неизвестно) учащиеся подводятся к пониманию того, что любой человеческий коллектив нуждается в организации, в органах управления. В родовой общине и племени кто-то из родичей должен был руководить хозяйственной деятельностью (разрабатывать план охоты, принимать решение о перекочевке, выбирать место для стоянки, распределять продукты питания), разрешать споры внутри общины. Этими людьми в общинах были старейшины, в племени - совет старейшин. Военными руководителями племени являлись вожди. Первоначально любой сородич благодаря своим личным заслугам и опыту мог стать старейшиной или вождем. Для этих людей управление еще не стало специальностью: старейшины и племенные вожди продолжали трудиться; они действовали в интересах всего коллектива и потому не нуждались в органах принуждения. Власть их была основана на традиционном авторитете, на уважении к ним основной массы родичей.
Поскольку орудия и средства производства принадлежали всем членам коллектива и каждый из них мог занять определенное место в органах родоплеменной власти, мы говорим об имущественном и социальном равенстве людей в первобытном обществе.
ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ
В теме рассматривается самый длительный период в истории человечества - древний каменный век, или палеолит (примерно 2 1/2 млн. лет назад - 13 тыс. лет назад). Для изучаемой эпохи (термин «палеолит» в изложение не вводится) характерны присвоение человеком готовых продуктов питания (собирательство и охота), обработка данных самой природой материалов (камень, дерево, кость, рог, шкуры).
Прогресс может быть показан с помощью сопоставления двух картин жизни («срезов»). Первая рассматривает первобытное стадо (1-й урок), вторая - жизнь родовых общин первобытных охотников (2-3-й уроки). Знакомя учащихся со вторым «срезом» и опираясь на их представление о первом, учитель добивается понимания происшедших изменений в самом человеке, человеческом обществе, занятиях, материальной и духовной культуре (см. пособие, табл. 10).
УРОК 1. КАКИМИ БЫЛИ И КАК ЖИЛИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
Характеризуются древнейшие люди и образ их жизни, Рассматривается огромный период времени от выделения человека из животного мира до наступления ледника (примерно 2 1/2 млн. - 100 тыс. лет назад). Признаки, сходства древнейшего человека со зверями легко усваиваются учащимися (облик, отсутствие речи, способы добывания пищи). Важнейшая задача урока - показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение.
Урок целесообразно начать с. изучения нового материала. Другой вариант - беседа по вопросам к вводной части учебника (стр. 9).
План изучения (Здесь и ниже под данным заголовком понимается план изучения нового материала):
1. Древнейшие люди. Сходство с обезьянами и внешнее отличие от них (роль прямохождения).
2. Главное отличие людей от животных.
3. Охота и собирательство - древнейшие способы добывания пищи.
4. Овладение огнем.
5. Древнейшие коллективы.
1. Учитель напоминает, что история древнего мира делится на разделы. Как называется первый раздел? Получив ответ, учитель говорит, что первобытные люди произошли от обезьян в очень отдаленные времена (более двух с половиной миллионов лет назад). Учащиеся рассматривают цветн. рис. 1. «Так выглядели древнейшие люди»,- продолжает учитель. Он предлагает выяснить с помощью настенной карты (см. пособие, рис. 1), где именно они жили.
Задание: На карте черными треугольниками обозначены те места, где были найдены следы жизни древнейших людей. Определите: в каких частях света жили древнейшие люди? В каких частях света следы их жизни не обнаружены?
Выполняя задание, учащиеся убеждаются в том, что древнейшие люди жили в Африке, Южной Азии, Европе (кроме ее северной части); Америка и Австралия в то время еще не были заселены.
Древнейшие люди сильно отличались от современных людей, и дело отнюдь не в том, что они ходили без одежды (часто дети прежде всего на это обращают внимание). Учитель указывает на звероподобные черты в их облике, относительно небольшой объем мозга, отсутствие речи. «И все же это были люди, - говорит он. - Рассмотрите рисунок: чем они отличались от обезьян?» Обычно учащиеся говорят, что люди не имели хвоста и густой шерсти. Более внимательные замечают, что древнейшие люди ходили на задних конечностях. Это важное наблюдение: прямохождение освободило руки для труда.
2. Приступая к работе с рис. 1-4 (стр. 13), важно подчеркнуть, что древнейшие люди умели изготовлять только подобные орудия: дубины, палки-копалки, ручные рубила (многим учащимся кажется, что первобытные люди во все эпохи пользовались копьями, луками, огнем, укрывались в пещерах, носили одежду из шкур животных и т. п.).
Задание: Рассмотрите ручные рубила (рис. 1-3, стр. 13). Древнейшее изображено на рис. 1. Спустя тысячи лет люди научились делать такие орудия, как на рис. 2, а спустя еще многие тысячи лет такие, как на рис. 3. Проследите, как изменялись рубила в течение сотен тысяч лет. Сильные ученики справляются с заданием, более слабые нуждаются в руководстве ответом:
Предположите: для какой цели служило рубило? Отвечающий ученик (самостоятельно или с помощью одноклассников) говорит, что ручным рубилом наносили удары в схватке со зверями, разрубали мясную тушу, дробили кости, чтобы извлечь вкусный костный мозг, заостряли палки, рыли ямы. Каким из трех рубил удобнее выполнять эту работу? Чем удобнее? Обобщая ответы, учитель отмечает, что древнейшее рубило (рис. 1) будто создано самой природой, следы обработки камня едва заметны. Иное дело рубило на рис. 3: ему придана наиболее удобная форма для держания и нанесения ударов. Какой вывод о развитии первобытных людей можно сделать, сравнивая различные рубила.
Рис. 1. Карта к урокам раздела
Жизнь первобытных людей
(Для изготовления такого пособия учитель наносит на стенную карту полушарий все условные обозначения с данной карты)
Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Не всякий камень годился для изготовления орудий труда. Взяв кусок мела, учитель спрашивает: «Что за камень у меня в руках?» «Мел, известняк»,-отвечают учащиеся. «Каковы качества известняка? - продолжает учитель, ломая мел на части. - Почему он малопригоден для изготовления орудий труда?» «Известняк мягкий, рубило из него не сделаешь»,- говорят ученики. Чаще всего орудия делались из кремня. Этот твердый камень встречается повсюду, он легко раскалывается на пластины с острыми краями (Наряду с кремнем древнейшие люди использовали и иные материалы (куски лавы, кварц, кварцит и др.) ).
Обезьяны и древнейшие люди по-разному использовали камни. Обезьяна, если за ней гонятся более сильные звери, нагнется, схватит валяющийся на земле камень и швырнет его в своих преследователей. Так, наверное, поступал и первобытный человек. Но только люди умели делать из камня рубила, вырубать с их помощью дубины, заострять палки-копалки. Труд начинается с изготовления орудий труда, делает вывод учитель. Учащимся предлагается найти в учебнике на стр. 12 слова о главном отличии древнейших людей от животных, один из учеников читает их вслух.
Первобытные люди жили в постоянной опасности: на них нападали хищники, и они сами охотились на зверей. С помощью орудий труда люди часто одерживали победу над дикими зверями.
3. «Как древнейший человек добывал себе пищу?»- спрашивает учитель. Получив ответ, он характеризует охоту и собирательство.
Задание: В первобытные времена было очень много животных, мясо которых пригодно в пищу. Предположите: почему древнейшие охотники часто страдали от недоедания и голода? Если ответы односложны, учащимся можно подсказать способ развернутого доказательства: «Сравните условия охоты в древнейшие времена с современными условиями охоты». Под руководством учителя школьники сопоставляют возможности охотников наших дней (оружие дальнего боя, охотничьи собаки, стальные капканы, автомашины и кони для преследования зверя) и охотников в древнейшее время.
Построенный на противопоставлении ответ приобретает полноту и убедительность.
Следует объяснить учащимся, что лишь в редких случаях древнейших охотников ждала удача.
Первобытные охотники выследили старого или больного быка, стали бросать в него камни и нанесли ему тяжкие раны, - оглушили дубинами и убили.
Тигр напал на крупное животное, например на оленя, и ранил его. Оленю удалось бежать. По кровавому следу нашли люди раненое, ослабевшее животное и убили его.
К стаду диких коров и быков даже приблизиться страшно. «Кое-кто из вас,- говорит учитель,- и домашних коров, вероятно, боится, обходит их». Но если дикий бычок, теленок заблудился, отстал от стада, людям удавалось окружить его и убить.
«Повторите, - предлагает учитель,- в каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивала людей пищей?»
Отмечается, что собирательство - крайне трудоемкое занятие, к тому же собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей малопитательны. Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков (ячменя, пшеницы, риса, проса). В дальнейшем это поможет учащимся понять, как возникло земледелие.
4. Овладение Огнем было огромным по своему значению открытием. Полезно заострить внимание учащихся на том, что долгое время люди не умели добывать огонь. Правда, в те времена такие естественные источники огня, как вулканы, встречались на Земле в десять раз чаще, чем теперь. Несмотря на это, потеря огня была огромным несчастьем для людей.
5. Задание: Древнейшие люди жили группами - коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько людей было в каждом стаде, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста. На чем основаны оба предположения?
Учитель помогает обосновать догадки ученых: 1. На какие две части можно разделить задание? 2. Обоснуйте первую догадку. (Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.) 3. Обоснуйте вторую догадку. (Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?.
Учитель объясняет, какие признаки человеческого стада выражены словами «стадо» (1) и «человеческое» (2):
1. Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если стадо уменьшалось от голода, болезней, нападения хищников до 15 - 20 человек, оно уже не могло успешно охотиться и защищаться от зверей - такое стадо соединялось с другим. Если же стадо росло и число людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства люди не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
2. Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления рубила, палки-копалки, способы обращения с огнем.
На уроке возможна работа с цветным диафильмом «Жизнь первобытных людей». Облик древнейшего человека (кадр 4) соответствует описанию учебника; на кадрах 5-6 показано, как выглядели рубила и как люди разыскивали кремни для их создания. При демонстрации кадра 7 (столкновение с хищником) учащимся предлагается описать рисунок и доказать, что жизнь была полна опасностей. Овладению огнем посвящены кадры 9-10. Зрительный образ первобытного стада создается при рассмотрении кадров 8, 11.
Домашнее задание: § 1. Задание 1 к § 1. («Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите (устно) ваши наблюдения».)