История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
История Греции изучается со времени существования Микен и других древнейших городов на ее территории (середина II тысячелетия до н. э.) и вплоть до времени подчинения страны Македонией (IV в. до н. э.).
Особенности географической среды Греции - горный рельеф, отсутствие больших рек и невозможность ирригации - препятствовали выращиванию зерновых культур и разведению крупного рогатого скота. Вместе с тем природа Греции благоприятствовала мелкому скотоводству, виноградарству и оливководству. Это привело к тому, что в большинстве областей греки отказались от самообеспечения хлебом, значительная часть земель была занята под оливковые сады и виноградники; вино и масло продавались на внешних рынках.
Прекрасная сырьевая база в Греции дала возможность для развития ремесла. Очень рано ремесленная продукция стала сбываться не только внутри страны, но и за ее пределами.
Таким образом, греческая экономика требовала установления торговых связей и с соседними, и с отдаленными странами, богатыми прежде всего хлебом. Близость моря способствовала установлению таких связей.
В истории древней Греции учащиеся встретятся со знакомыми им социальными явлениями: в период разложения родовых отношений знать владеет лучшими землями и многочисленными стадами, она эксплуатирует рабов-чужеземцев и собственных соплеменников. Последние теряют землю, превращаются в батраков, нищих, кабальных рабов. Как и на древнем Востоке, в Греции происходит процесс превращения родоплеменных органов управления в органы государственной власти: гомеровские вожди (басилеи) напоминают царей; советы знати обладают судебной властью, управляют племенами; падает значение народных собраний. Знатные семьи заводят отряды вооруженных слуг, которые охраняют их собственность и привилегии.
Однако дальнейший путь социально-политического развития Греции был иным, чем в странах древнего Востока. В Греции в VIII-VI вв. до н. э. разоряющиеся земледельцы (сельский демос) вели ожесточенную борьбу против родовой знати. Купцы и ремесленники (городской демос) поддерживали и возглавляли эту борьбу. Демос сумел организоваться, выдвинуть экономические и политические требования. После длительной и упорной борьбы власть родовой аристократии была сломлена, долговое рабство уничтожено, свободное население греческих городов объединилось в гражданские коллективы, члены которых обладали равными правами и обязанностями независимо от знатности.
Греческое рабовладение по сравнению с древневосточным обладало рядом особенностей: массовое использование рабов в ремесле, запрещение в большинстве городов-государств (полисов) рабства за долги.
В отличие от древневосточных монархий передовые греческие города-государства были рабовладельческими республиками, где у власти стоял демос (коллектив граждан). Этой форме государства, связанной с преобладанием в экономике мелкой и средней собственности крестьян и ремесленников, были присущи следующие черты: высшая власть принадлежала состоящему из граждан народному собранию; должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от их имущества и были подотчетны народному собранию; суд также был выборным. Наряду с исторической прогрессивностью созданной греками государственной формы следует показать, что греческий полис защищал интересы привилегированного меньшинства (граждан), охранял власть рабовладельцев над рабами.
Значительное место занимает в разделе рассмотрение эллинской культуры (с культурой микенского периода, мифами и поэмами Гомера учащиеся знакомятся на первых уроках - § 23-25; культурный подъем Греции V-IV вв. до н. э. изучается в § 36-39; характеристика эллинистической культуры III-II вв. до н. э. дается на последнем уроке раздела - §42).
Для знакомства с культурой Греции отводится не менее половины учебного времени, предназначенного на изучение культуры древних народов. Это объясняется тем, что древние греки создали самобытную и яркую культуру, оказавшую большое и непосредственное влияние на культуру современных народов (см. пособие, табл. 17).
ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Тема дает представление о двух периодах в истории Греции: 1) В Пелопоннесе и других районах Греции были созданы небольшие ахейские (Ахейцы (слово отсутствует в учебнике и в изложение не вводится) - греческие племена, заселившие Балканскую Грецию во II тысячелетии до н. э. Дорийцы (см. ниже) также греческие племена, жившие до конца II тысячелетия до н. э, на севере Балканского полуострова) государства (середина II тысячелетия до н. э. - XII в. до н. э.). Завершился этот период вторжением с севера дорийских племен, разрушивших древнейшие греческие государства. Большая часть ахейцев бежала в труднодоступные области Греции, в Малую Азию. 2) Этот период продолжался от расселения дорийцев в Греции до начала возникновения рабовладельческих городов-государств (XI-IX вв. до н.э.).
Дорийцы находились на более низкой ступени общественного развития, чем ахейцы, и в период своего вторжения в Грецию жили родовым строем. Поэтому процесс формирования классов и государств в Греции в XI-IX вв. до н. э. в известной степени происходил заново.
Много времени на уроках уделяется знакомству с древнегреческими мифами, поэмами «Илиадой» и «Одиссеей». Это объясняется тем, что мифы и поэмы Гомера являются важнейшим источником по истории Греции. Знание мифологических сюжетов необходимо учащимся также для понимания истории мировой культуры.
УРОК 1. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В Греции, как и в странах древнего Востока, жаркий климат. Но в остальном природа Греции иная, нежели природа земледельческих стран древнего Востока. В Греции нет полноводных рек и потому невозможно орошение. Из-за скудных почв и засухи в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, поэтому преобладал мелкий рогатый скот и свиньи.
Греция - страна морская и горная. Как узнают учащиеся на данном и последующих уроках, здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение), мореплавание, добыча соли из морской воды, морская торговля.
В обоих рекомендованных ниже вариантах урок может быть целиком посвящен изучению нового материала.
Вариант I. Работа с цветными диапозитивами «Культура Крита и Греции во II тысячелетии до н. э.». На уроке рассматривается древнейший период в истории Греции, связанный с расцветом эгейской цивилизации. По ходу работы с экраном учитель кратко характеризует природу Греции (более подробную характеристику учащиеся прочтут дома в учебнике).
Вариант II. Основное внимание уделяется природным условиям древней Греции и их влиянию на жизнь населения. Микенская культура в отличие от предшествующего варианта изучается либо в сжатой форме на уроке, либо учащимися дома по учебнику.
Учитель предлагает учащимся обосновать порядок изучения вопросов в новом разделе: «Подумайте, с чего мы начнем изучение истории древней Греции. Почему именно с названных вами вопросов? Покажите на примере из истории древнего Востока, что местоположение и природные условия страны влияли на жизнь ее населения».
План изучения.
1. Местоположение Греции.
2. Природные условия.
3. Микены и другие города Греции во II тысячелетии до н. э.
4. Переселение дорийцев и упадок культуры в Греции.
1. Учитель поведет учеников от знакомых им географических представлений к незнакомым. На карте «Древние государства мира» или физической карте полушарий он показывает Египет и Междуречье, предлагает назвать эти страны и описать их местоположение. После этого он показывает Грецию и определяет ее местоположение. Подчеркивается, что Греция расположена на Балканском полуострове, в Южной Европе. Это первая европейская страна, к изучению которой приступают учащиеся (Многие ученики все еще плохо разбираются в частях света. Поэтому, работая с картой учитель напоминает пятиклассникам взаиморасположение Европы, Азии и Африки). Затем учитель предлагает рассмотреть карту № 4 и соответствующую ей настенную карту «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Поскольку размеры Греции на картах «Древние государства мира» и «Древняя Греция в V в. до н. э.» различны, возможно задание: «Перед вами две карты: на одной Греция очень невелика, на другой она занимает чуть не всю карту. Подумайте, чем объяснить это различие». Учащиеся указывают на то, что различны масштабы карт.
После изучения вопроса учащимся предлагается показать на настенных картах Грецию и определить словами ее местоположение.
2. Задание: Выслушайте рассказ о природе древней Греции. Сравните природу Греции и Египта. В ходе объяснения учитель делает на доске краткие записи (памятку), в которых фиксируются важнейшие мысли (см. пособие, табл. 14).
Таблица 14. Сопоставление природных условий Греции и Египта
Сходство |
Различие |
1. Обилие тепла 2. Дожди редки |
1. Море 2. Горы 3. Почвы 4. Реки |
Работая с картой «Древние государства мира, учитель предлагает сравнить местоположение относительно экватоpa Греции, Египта и местности, где проходит урок (например, Москвы). Учащиеся говорят, что ближе всего к экватору Египет. Однако учителю важнее подчеркнуть не различие в местоположении Египта и Греции, а сходство. Он отмечает, что Греция, подобно Египту, - южная страна. Зима здесь короткая и теплая, в году много знойных, жарких дней. В таблице делается запись: «обилие тепла».
Затем учитель сообщает, что дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки. Учащимся известно, что в долине Нила осадки выпадают еще реже, однако здесь важно не различие, а сходство природных условий (в дальнейшем пойдет речь о засухе, постоянно угрожавшей греческим земледельцам). Делается запись: «дожди редки».
Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управлявший кораблем с помощью большого весла.
Задание: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Обычно на уроке возникает необходимость поставить дополнительные вопросы: 1) Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней? 2) Почему греки могли заблудиться в открытом море? Почему этого не боятся современные моряки? 3) Почему греческие моряки вынуждены были часто приставать к берегу? (Корабль имел небольшие размеры и многочисленный экипаж: запасов воды и продовольствия надолго не хватало.)
Желательно, чтобы учащиеся запомнили названия морей, по которым плавали древние греки. Задания: 1. Определите название большого моря, воды которого со всех сторон омывают берега Греции. 2. Отдельные части Средиземного моря имеют самостоятельные названия. Определите по карте № 4, как называется часть Средиземного моря, расположенная к востоку от берегов Греции.
Учитель может рассказать миф, объясняющий происхождение названия Эгейского моря (Целесообразнее, однако, познакомить учащихся с этим мифом путем показа диафильма «Мифы древних греков» на следующем уроке).
- Некогда греческим городом Афины правил старый царь Эгей. В те времена Афины платили страшную дань царю острова Крит. (Афины и Крит учитель показывает на карте.) Каждые 9 лет на этот остров отправляли 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирало страшное чудовище Минотавр, которое имело туловище человека и голову быка. Минотавр жил в огромном здании под названием «лабиринт». Здание имело тысячи комнат с длинными, извилистыми, перепутанными коридорами. Попав в лабиринт, никто не мог найти дорогу к выходу.
Сын царя Эгея, молодой и отважный Тесей, решил освободить Афины от ужасной дани и отправиться на Крит, чтобы сразиться с Минотавром. Узнав об этом, старый Эгей попросил сына: «На корабле в знак нашего горя, - сказал он,- стоит черный парус. Если тебе суждено победить Минотавра и избавить страну от унижения и позора, прикажи на обратном пути сменить черный парус на белый...»
Тесей прибыл на Крит, где познакомился с доброй и красивой дочерью царя Ариадной. Она полюбила Тесея и решила помочь ему. «Вот тебе клубок ниток, - сказала Ариадна, - когда войдешь в лабиринт, привяжи конец нитки к порогу и смело иди вперед. Разматывай клубок, не выпуская его из рук, а на обратном пути эта нить приведет тебя к выходу. Вот острый меч, он поможет тебе убить Минотавра». Тесей поступил именно так, как сказала Ариадна. Он победил в бою Минотавра, и освободил Афины от уплаты дани Криту. Но на радостях забыл Тесей выполнить просьбу отца. А старый Эгей часто выходил к морю и с высокой скалы всматривался в даль. Однажды он закричал: «Афиняне! Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса». «Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным». Решив, что сын погиб, царь в отчаянии бросился вниз с крутого обрыва в море, которое, с тех пор называют Эгейским...
Рассматривается карта № 4. Древние греки научились пересекать Эгейское море, плывя от острова к острову. Уже более трех тысяч лет назад они заселили все его острова и западное побережье полуострова Малая Азия.
Записав на доске в правый столбец таблицы слово «море», учитель продолжает рассказ.
Греция - горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции - Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, и они верили, что там расположены дворцы богов. (В какой стране существовали сходные верования?)
В Греции мало плодородных земель, почвы скудные, поэтому участков, пригодных для хлебопашества, и пастбищ здесь немного. «Какие записи нужно сделать в таблице?» - спрашивает учитель. Выслушав ответы, он пишет: «горы», «почвы». Затем характеризует полезные ископаемые древней Греции, леса и животный мир (эти факты могут не фиксироваться в таблице).
В Греции было много полезных ископаемых: руды - железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея), и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы камня. Подробнее можно сказать о мраморе, поскольку он широко использовался в архитектуре и скульптуре.
- Видели ли вы мрамор? Где? Это очень красивый камень: он обладает разными оттенками - снежно-белым, розовым, желтоватым. Цвет мрамора не постоянный, он меняется в зависимости от погоды и освещения. Но в любую погоду и время суток мрамор имеет теплый, приятный для глаз цвет. Мрамор удобен для обработки: его можно пилить и сверлить, а если мрамор отполировать, он будет блестеть как зеркало.
Лесов в Греции мало; каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое-где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.
Упоминание о хищных животных и змеях поможет учащимся на следующем уроке понять, что мифы о борьбе Геракла со сказочными чудовищами отражают многовековую борьбу греков с природой. В горах Греции в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот. Было много ядовитых змей.
В Греции нет полноводных рек, подобно Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке - не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40° в тени) - выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течет по дну русла.
«Что следует записать в таблице?» Получив ответ, учитель делает последнюю запись («реки»). После чего он может предложить вопросы и задания:
1. В чем сходство и различие природных условий Греции и Египта? (Высказываясь, учащиеся пользуются таблицей на доске. Обычно они помнят природу Египта и способны дать развернутые ответы.)
2. Предположите, как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства. 3. Каким занятиям она благоприятствовала в древности?
3. Изучение вопроса осуществляется путем чтения вслух учебника. (§ 23, п. 3). По ходу чтения следует показать на карте Пелопоннес и Микены. Рассматриваются рис. 1-4 (стр. 100).
На рис. 1 изображен вход в Микенскую крепость. Так называемые «львиные ворота» сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня 5 м, толщина - 1 м). Над воротами треугольная плита с рельефным изображением двух львиц. Огромные хищники опираются передними лапами на основание колонны, головы их (они не сохранились) были обращены к входящим. Львицы как бы охраняли вход.
Содержание других рисунков раскрывается в соответствии с подписями к ним.
«Древнейшие государства греков,- говорит учитель,- погибли внезапно под ударами врагов (при раскопках обнаружены следы пожаров и разрушений)».
4. Вопрос о том, кем были разрушены Микены и другие древнейшие города Греции, также можно разобрать путем объяснительного чтения (§ 23, п. 4). Нужно подчеркнуть, что дорийцы жили родами и племенами.
В приведенном описании урока отсутствует характеристика трех частей Балканской Греции (§ 23, п. 2). Допустимо вообще здесь не касаться этого вопроса (обилие географических названий отвлечет учащихся от основных идей урока), в дальнейшем пятиклассники исподволь познакомятся с картой Греции и усвоят требуемые географические объекты. Но если учитель все же сочтет необходимым провести эту работу, целесообразнее всего проделать ее с помощью мелового контура Греции (см. пособие, рис. 18) (Контур рисуется на доске до урока от руки или с помощью трафарета из картона или фанеры). По ходу объяснения учитель делит картосхему Греции на части, делает надписи мелом: «Пелопоннес», «Фермопильский проход» и т. п. После работы с доской даются задания: «Покажите на карте «Древняя Греция» три части, на которые делится Греция. Как называется Южная Греция? Как можно было проехать по суше из Северной Греции в Южную?»
Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок
Домашнее задание: § 23. Вопросы 2-5 к § 23.