История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э. - УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э. - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
В результате дорийских завоеваний в Южном Пелопоннесе сложилось общество, основанное на жесточайшей эксплуатации, в котором возникли острые противоречия между победителями-спартанцами и порабощенным ими населением Лаконики и Мессении (илотами). Спартанцы составляли меньшинство среди ненавидящей их массы илотов. Сохранить господство над ними можно было лишь при условии сплоченности господствующего класса и беспощадного террора по отношению к побежденным.
Варианты начала урока: I. А 1-3. II. Б 1-5; А 3. III. Б 2-4. IV. А 1; Б 4.
Вопросы и задания:
А. 1. Учитель привлекает внимание к названию § 29 учебника - «Победа демоса и укрепление государства в Афинах». Он предлагает развернуто ответить на два вопроса:
1) В чем выразилась победа демоса? Вспомогательные вопросы: а) Из кого состоял демос? Богатыми или бедными были люди из демоса? б) Каким было положение демоса-до реформ Солона? (От чего страдали крестьяне? За что боролись? За что боролся весь демос в целом? Чем он был недоволен?) в) Каким стало положение демоса после реформ? Чего добился демос в результате реформ?
2) В чем заключалось укрепление государства в Афинах? Учитель расчленяет задание на более частные: а) Как зарождалось государство в Афинах? (Используйте схему на стр. 120.) Чьи интересы оно защищало? От кого? Что ослабляло государство в то время? (Борьба демоса со знатью.) б) Чьи интересы стало защищать государство после реформ Солона? От кого? в) Почему государство усилилось? (Государство стало защищать интересы всех граждан, как демоса, так и знати, и укреплять их господство над рабами-чужеземцами.)
2. Солон своими реформами хотел угодить всем афинянам, но вызвал ненависть большинства граждан. Поэтому он вынужден был уехать из Афин. Чем была вызвана неприязнь к Солону знати и демоса? Учащиеся указывают на причины недовольства демоса и знати. (Солон не решился на передел земли для демоса, а знать лишил даровых рабочих рук и преимуществ в управлении государством.) Учитель подчеркивает, что в целом реформы Солона были выгодны демосу и способствовали его победе над знатью.
3. В каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона? Начертите «линию времени», отметьте на ней начало нашей эры, год реформ Солона и требуемую дату. Возможны и другие вопросы по хронологии (см. задание 5 к § 29).
Б. 1. Покажите на карте Грецию, территорию Афинского государства, главный город Аттики. Определите словами их местоположение. 2. Из кого состоял демос? Почему были проведены реформы Солона? 3. Расскажите о реформах Солона. Чего добился демос в результате их? 4. Какие права и какие обязанности были у граждан в Афинах? Кто и какую военную службу нес в Афинах? (Используйте схему на стр. 123.) 5. Какой части населения реформы не коснулись?
План изучения:
1. Местоположение и природные условия Лаконики и Мессении.
2. Образование города Спарты. Спартанцы и илоты.
3. Спартанское государство.
4. Воспитание мальчиков в Спарте.
Учитель напоминает, что в Греции возникло много государств. Древние греки, подчеркивая значение двух наиболее крупных из них, образно говорили: вся Греция стоит на двух ногах - одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство.
1. Отрабатывается представление учащихся о Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. При наличии времени рассказывается миф о происхождении названия «Пелопоннес».
Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал, спасаясь от врагов, из своего родного, города. Он нашел приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая - прекрасную Гипподамию и полюбил ее. Но царь не желал отдавать дочь замуж; ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.
Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьем. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.
Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять чеки (Чека - небольшой стержень, гвоздь, с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони. И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем... Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.
Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннесом (На фронтоне храма Зевса в Олимпии находилась группа статуй, изображавших сцену перед состязанием Пелопса и Эномая (о храме Зевса см. учебник, стр. 116, 148 и пособие, стр. 203)).
Показав на карте Лаконику и Мессению, учитель говорит о природных особенностях этих областей: 1) сравнительно с Аттикой в Лаконике было много плодородных земель. Еще плодороднее были почвы Мессении; 2) условия для мореплавания в южных областях Греции менее благоприятны, чем в Аттике (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Желательна работа и с меловой картосхемой Греции. Учащиеся видят, как учитель обозначает цветным мелом реку Эврот, горы, окаймляющие долину, границы областей и т, д., и начинают зрительно представлять себе историческую географию Южного Пелопоннеса.
2. В соответствии с учебником говорится о завоевании дорийцами южных областей Пелопоннеса. Дорийцы поработили жившее там греческое население, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население - илотами (Здесь допущено упрощение: дорийцам пришлось объединиться с жителями одного из ахейских городов Лаконики, оказавшим наиболее упорное сопротивление. Так возникло Спартанское государство, в котором было два царя: по преданию, один происходил из ахейского, а другой из дорийского рода. В VII в. до н. э. спартанцы завоевали Мессению, населенную дорийцами, которых тоже сделали илотами Таким образом, и среди спартанцев, и среди илотов были люди как ахейского, так и дорийского происхождения).
В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки).
Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями - на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по стране, которая некогда принадлежала их предкам.
Вопросы и задания: 1. Покажите на карте Спарту и области, подвластные спартанцам. Определите словами их местоположение. 2. Кто такие спартанцы и илоты? 3. Докажите, что спартанцам необходимо было государство. Последнее задание может быть расчленено на более частные: «Вспомните, что называется государством. При каких условиях оно возникает? Почему спартанцы нуждались в государстве?»
3. Об управлении в Спарте говорится кратко в объеме учебника (либо материал читается вслух - § 30, п. 4). Вычленяется главная задача государства - держать в повиновении илотов. Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство. Спартанцы преуспели только в одном - в военном деле.
Полезно сравнить внешний вид Афин и Спарты V в. до н. э.
Представьте себе эти два города древней Греции. Афины, несмотря на их грязные и узкие улицы, показались бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На афинском рынке, на улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов-государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.
Спарта сильно уступала по красоте Афинам. Она походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый к чужестранцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских (Ремесленные изделия для спартанцев и под их контролем изготовляло неполноправное население Спартанского государства - периэки (дословно «живущие вокруг»). Это были жители в основном пограничных районов; у них была отобрана земля, но они оставались лично свободными). Вдоль улиц тянулись одноэтажные деревянные дома, похожие друг на друга. В Спарте отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы бы увидели отряды марширующих спартанцев, услышали отрывистые слова команды и военную хоровую песню. Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?
Страх спартанцев перед покоренным населением не был напрасен. Как воры, озирались они в завоеванной стране, ожидая нападения. Илоты часто поднимались на борьбу за освобождение. Для подтверждения этой мысли читается вслух яркий материал учебника об освободительной войне мессенцев (§ 30, п. 3). После чтения можно отметить, что размах движения и его ожесточенный характер объясняются не только жестоким обращением спартанцев с илотами. Население Мессении было единым по племенному составу, языку и обычаям, поэтому порабощенным мессенцам было легче, чем рабам в других древних государствах, объединиться и вести организованную борьбу с угнетателями.
4. Спартанские мальчики вырастали преданными защитниками своего государства, хотя часто они были невежественными, ограниченными и жестокими людьми.
Варианты изучения материала: 1) чтение отрывков из сочинений Плутарха и Тиртея (стр. 126-127), рассмотрение рис. 1-2 (стр. 127), ответ на вопрос 4 к § 30;2) рассказ учителя.
Во втором варианте, рассказывая о спартанских обычаях, учитель спрашивает: «Почему спартанские старейшины осуждали слабого ребенка на смерть? Ребенок мог вырасти хилым, но искусным в каком-нибудь деле. В каком, например?» Учащиеся говорят: «Из него мог получиться хороший гончар или ученый, поэт или скульптор. Но в древней Спарте ценились только сильные люди - хорошие воины». Можно ввести в изложение дополнительные факты, прибегнув к приему драматизации.
1. Спартанцы с раннего детства приучали своих сыновей заботиться о себе; их плохо кормили, заставляли самостоятельно добывать пищу. Вот, например, двое мальчиков решили забраться в кладовую чужого дома: вдруг она плохо охраняется. Увидели там амфору, открыли пробку, понюхали - вино. Забрали амфору и каравай хлеба в придачу.
Если спартанец узнает о проделках сыновей, он подумает: «Молодцы! Они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности». Но если хозяин дома поймает мальчиков, он выпорет их, не спросив, чьи это сыновья. А мальчики не решатся пожаловаться отцу. Тот узнает - изобьет. За что? «Не за воровство,- догадываются учащиеся, - а за то, что попались».
2. Оттеняя уродливые стороны воспитания в Спарте, учитель показывает, что спортивные состязания часто были опасны; в мальчиках воспитывалось уважение к грубой силе, презрение к слабым.
Представьте себе, что спартанскую школу посетили афинские послы. Они увидят, что на площадке, посыпанной песком, борются два мальчика лет одиннадцати. Вокруг стоят пожилые спартанцы, учитель, товарищи. Окружающие свистят, натравливают одного на другого: «Бейте сильнее! Вы оба трусы, вам не место в Спарте!» Противники озлобляются: у одного от страшного удара в нос кровь заливает лицо, у другого подбит глаз, вывихнут палец. Мальчики кусаются, выворачивают друг другу руки, выцарапывают глаза. Один из афинян, не выдержав этой сцены, обращается к пожилым спартанцам:
- Остановите их, это - драка, она кончится плохо!
- Отойди, чужестранец,- сердито отвечают ему. - Что тебе за дело до спартанских обычаев! Мы хотим знать, храбры ли эти мальчишки, будут ли они беспощадны к илотам, если те взбунтуются.
- Но ведь они изувечат друг друга!
- Пусть! Лучше им погибнуть в юном возрасте, чем вырасти слабыми и хилыми.
Желательно сказать о зверском спартанском обычае - внезапно нападать на безоружных илотов и убивать самых сильных из них.
В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать изложение по литературе или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город Спарту. Незаметно, ночью, подбирались они к деревушке, где жили илоты, врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»
Чем вызвана эта страшная жестокость? За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов, которые работали на них? Учащимся понятно, что цель здесь устрашение илотов. «Чтобы у илотов даже мысли не появлялось о свободе», - говорят школьники.
Домашнее задание: § 30. Задания 4-5 к § 30.