История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР - РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э. - ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Театр зародился и стал наиболее массовым и любимым видом искусства в Греции. Поэты создавали для театральных постановок трагедии и комедии, не утратившие и по сей день своей художественной ценности. Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру древней Греции.
Учащиеся знакомятся с одной из задач театрального искусства - быть школой воспитания высоких гражданских чувств.
Урок может быть начат с изучения нового материала.
Другие варианты: I. А 2-3. II. Б 1, 3; А 3. III. Б 2; А 1-2. IV. Б 2-4.
Вопросы и задания:
А. 1. Какие школы вам больше нравятся: афинские или спартанские? Чем нравятся и чем не нравятся?
2. Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя. Обычно задание не вызывает затруднений: учащиеся излагают материал с помощью несложного сюжета («Я поставил свою палатку на равнине, а место на стадионе занял с ночи... Среди других бегунов был мой земляк. Я закричал ему: «Быстрее, быстрее!» Он приободрился и добежал первым»).
3. Что вам нравится и что не нравится в Олимпийских играх в древней Греции? Учащимся нравится сам факт развития спорта в Греции, его массовый характер, многообразие видов состязаний (можно предложить рассказать о некоторых из них). Обобщая ответы, полезно выделить ту мысль, что на время игр войны между греческими государствами прекращались; в Олимпии греки ощущали себя одним народом, обладающим общей культурой, языком и религией. Учащимся не нравится, что женщин не допускали на игры; участниками игр становились, как правило, зажиточные греки; награду получал не возничий, а владелец упряжки; колесницы на гонках разбивались; судьи били провинившихся атлетов хлыстом.
Б. 1. Проследите развитие письменности. (Где возникло древнейшее письмо? Что представляло собой? Какими недостатками обладало? Кем был создан древнейший алфавит? В чем его сильные и слабые стороны? Какой вклад в развитие письма сделали греки?) 2. Расскажите о письменности в древней Греции. 3. Что вы знаете о греческих школах? 4. Опишите Олимпийские игры.
План изучения:
1. Возникновение театра.
2. Здание театра и театральные представления.
3. Трагедии и комедии в древней Греции.
Многие учащиеся любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами древних греков.
Приведенные ниже варианты изучения различаются между собой средствами наглядности.
Вариант I. Работа с диафильмом «Расцвет искусства в Греции в V-IV вв. до н. э.» (кадры 3-23). Текст диафильма содержит задания, часть которых сходна с заданиями, рекомендованными в варианте II (поэтому учителю целесообразно познакомиться с приведенным ниже описанием работы над этими заданиями).
Вариант II. Работа с рисунками учебника и картиной Г. Праксейн «Греческий театр».
1. Возникновение театра было связано с религией древних греков. Учитель напоминает, что греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис.
Почему? Каткие праздники устраивали в его честь.
В мифе рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры - лесные боги, полулюди-полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заостренные козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.
В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия - Великие Дионисии. Изображая сатиров, - греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперед выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствованиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. «Сценки, разыгрываемые участниками праздника, - говорит учитель, - и были первыми театральными представлениями: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями - все население города».
Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Актеры изображали в лицах уже не только мифы о Дионисе, но и другие мифы; они разыгрывали и сценки из повседневной жизни. Поэты стали писать для театра пьесы.
Вопрос: «Как возникли театральные представления?» Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что древние греки могли посмотреть театральные представления только на праздниках в честь Диониса, а их было несколько в году: главный, как было сказано, отмечался в марте, кроме того, устраивались праздники в декабре и в конце января.
2. В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).
Понять значение театра в жизни греков и его особенности помогут задания по картине Г. Праксейн «Греческий театр»:
1. Древнегреческие театры вмещали много тысяч зрителей. Например, афинский театр имел 17 тысяч мест. Жителей в греческих городах было меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.
Предположите, чем можно объяснить такие большие размеры греческого театра.
Учащиеся обычно нуждаются в помощи учителя. «Вспомните, - предлагает он, - как часто устраивались театральные представления. Каково было отношение к ним греков?» Получив ответы, учитель спрашивает: «Как те факты, которые вы вспомнили, помогут объяснить размеры древнегреческого театра?.
2. Театральные представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей. Чем объяснить, что театральные представления не устраивались вечером, как это принято сейчас? Если учащиеся идут по неверному пути (несколько спектаклей можно посмотреть, начав показ только утром), учитель предлагает подумать, почему греки не могли устраивать вечерних представлений. (Не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища устраивались при свете солнца.)
За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью. (На картине «Греческий театр» театр неудачно изображен полупустым.)
Большую часть зрителей составляли мужчины - граждане и приезжие иностранцы. Женщины, постоянно занятые домашними делами, бывали в театре значительно реже мужчин. Рабы посещали театр в качестве слуг, сопровождая господ. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх).
Описывая устройство греческого театра, учитель вычленяет три его части: 1) места для зрителей (по-гречески-«театр», позже этим словом стали называть все сооружение); 2) орхестра - круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине; 3) скене. В театре была прекрасная слышимость (акустика). Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.
Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях. Актерами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Обычно в каждом представлении участвовало три актера. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актер исполнял несколько ролей.
Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение (См.: Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки, с. 133).
Задание: Подумайте: 1) чем отличается древнегреческий театр от современного театра (сравните сначала здание театра, а затем представление); 2) в чем сходство между ними. Учащиеся, побывавшие хоть однажды в современном театре, охотно принимают участие в выполнении первой части задания. Вторая часть сложнее: выслушав учащихся (для развернутого ответа у них нет достаточного материала), учитель говорит, что в древней Греции, как и в наши дни, актеры, одетые в театральные костюмы, разыгрывали перед зрителями пьесы, заранее написанные писателями. Греческий театр, как и театр современный, воспитывал в греках - лучшие человеческие чувства. Поэтому греки называли театр «школой для взрослых». Последнее раскрывается в следующей части урока.
3. В древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».
Задание: Объясните происхождение этого странного названия. Вспомните, как возникли театральные представления.
О греческой трагедии лучше всего рассказать на примере трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Ознакомление с ней проводится путем чтения вслух учебника (стр. 152-153).
Вопросы: За что был наказан Прометей? Что привлекает вас в образе Прометея? Дополняя, можно сказать, что трагедия вызывала желание подражать Прометею, быть столь же бесстрашным в борьбе за счастье людей.
О древнегреческой комедии учитель рассказывает конспективно, используя материал учебника. В комедиях часто изображали людей, известных всему городу. Например, стратег, придя в театр, мог неожиданно увидеть, как один из актеров представлял его самого в карикатурном виде под хохот публики. Высмеивалась внешность этого стратега, его речи в народном собрании, его поступки по управлению государством. Как вести себя, увидев такое? Более умные смеялись вместе со всеми, стараясь извлечь для себя урок: критика шла им на пользу. Менее умные и невыдержанные сердились и даже пытались подать в суд на автора комедии, но демос, стоящий у власти, не запрещал поэтам выставлять в смешном виде и критиковать поступки любого гражданина.
Интерес учащихся вызывает описание публики в театре. Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют его рыдать. Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущаются так глубоко, чтр перестают отделять актера от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля.
Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями (См.: Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки, с. 134, 136).
Желательно обратить внимание на важнейшую особенность греческого театра, подтверждающую его народный характер. Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей, которые должны были распределить 1, 2 и 3-е места между тремя поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Всё участники состязания получали награды - венки и ценные подарки (быка, бронзовый треножник, деньги), но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.
Домашнее задание: § 37. Задания к § 37 (по выбору учителя).