История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ - РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ - ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Урок может быть начат с изучения нового материала (если оно построено на использовании экранных пособий, работа с которыми требует значительного времени). Другие варианты начала урока: I. А. II. Б 1; А. III. Б 3, 5, 6. IV. Б 2-5.
Вопросы и задания:
А. Объясните слова: «человека создал труд». Учитель может предложить использовать рисунки учебника: 1) Рассмотрите рис. 2-3 на стр. 17. Что изображено на них? В чем основное различие между рукой и лапой? Каковы преимущества руки перед лапой? (Большой палец руки расположен под углом к остальным и может работать в паре с любым другим пальцем.) В чем причина превращения обезьяньей лапы в человеческую руку? 2) Что изображено на рис. 1 на стр. 17? Как изменялись лица и черепа первобытных людей? Почему изменялись? 3) Какую мысль помогают обосновать рисунки учебника?
Б. 1. Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины. 2. Какие орудия труда были изобретены людьми в ледниковое время? Как эти орудия облегчили жизнь людей? 3. Как охота стала главным занятием? Какие способы первобытной охоты вам известны? 4. Опишите первые жилища и одежду людей. 5. Какие изменения происходили в самих людях? 6. Что называется родовой общиной? Какие ее признаки выражает слово «община» и какой признак выражает слово «родовая»?
План изучения:
1. Возникновение искусства.
2. Зарождение религиозных верований.
Вариант I предполагает использование диапозитивов из серий «Искусство первобытных людей» и «Жизнь первобытных людей».
1. Ярким свидетельством развития первобытных людей являются созданные ими произведения искусства. Что это за произведения и как они были найдены? Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира (Живопись в пещере Альтамира была открыта в 1879 г. См.: Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967, с. 12 и след). Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах (диапозитивы «Потолок пещеры Альтамира», «Самка бизона. Альтамира»).
Задание: Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Вот как он доказывал свою мысль: 1) изображены бизоны - давно вымершие звери; 2) рядом обнаружены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя, а также обломки каменных орудий; 3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи ко-,торой найдены в той же пещере. Однако никто из тогдашних ученых не ловерил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему. Какие возражения возникли у ученых? Сильные учащиеся способны высказать правильные догадки («ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать. Он демонстрирует диапозитив «Родовая община охотников»:
- Так выглядели люди в то время, когда возникло искусство. Опишите их одежду и жилища, занятия мужчин и женщин.- Выслушав ответы, учитель продолжает: «Почему ученые долго не хотели верить, что люди, подобные тем, которых вы видите на экране, создали изображения бизонов из пещеры Альтамира?.. Взгляните еще раз на самку бизона (диапозитив демонстрируется повторно): нравится ли вам это изображение? Чем?» Обобщая ответы, учитель развивает главную мысль: «Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».
Вслед за открытием рисунков Альтамиры в различных пещерах Европы были найдены другие, не менее интересные и выразительные произведения первобытного искусства.
Учитель подчеркивает, что искусство возникло около 30 тыс. лет назад.
Демонстрируется диапозитив «Олень. Фон де Гом». «Опишите изображение, - предлагает учитель. - Нравится ли вам оно и, если да, то чем? В какой позе изображен олень? Предположите, что он делает». Обобщая ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»), учитель отмечает, что художник передал не только облик, но и характер животного. Кажется, видишь, как чутко прислушивается олень, как вздрагивает его потное тело.
Демонстрируется диапозитив «Мамонт. Каповая пещерана Урале». «А это что за зверь?» - спрашивает учитель. Глубокие трещины в стене пещеры не сразу позволяют узнать мамонта. Однако и в этом случае первобытный художник сумел искусно передать внешний вид Животного, его массивность и силу, горбатый профиль головы и спины.
«Повторите, - предлагает учитель, - изображения каких животных встречаются на стенах пещер. Какую роль играли эти животные в жизни людей?» Выслушав ответы, он подчеркивает, что чаще всего люди изображали тех зверей, мясом которых питались. От удачи на охоте зависела жизнь родовой общины, поэтому люди наблюдали за зверями, изучали их повадки. Они научились изображать животных в естественных позах, передавать их характер.
На нескольких примерах показывается, что образ человека в первобытном искусстве менее выразителен, нежели образы животных. Вопросы и задания при работе с экраном:
1) Диапозитив «Сцена с мертвым человеком и раненым бизоном. Пещера Ласко». Опишите рисунок. Предположите, что хотел изобразить первобытный художник. Сравните, как изображен бизон и как человек. («Человек изображен плохо, - говорят ученики, - у него птичья голова, нос похож на клюв, туловище на доску, руки на плети. Бизон изображен лучше, он нападает, у него свирепый вид, взъерошенная шерсть».)
2) Диапозитив «Охота на оленей. Пещера в Испании». Опишите эту сцену. Как нарисованы олени и как охотники?
При наличии времени демонстрируются «Фигурка мужчины. Брно» (она вызывает смех своей условностью) и «Фигурка женщины в меховой одежде. Буреть».
В конце изложения вопроса показывается диапозитив «Первобытные художники. С рис. 3. Буриана». Ученики видят первобытных художников, рисующих в глубине пещеры при свете факелов и каменных светильников. Краской служит глина (oxpa) различных цветов, смешанная с жиром убитых животных.
2. Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных зверей.
Диапозитив «Раненый носорог. Рисунок на гальке». Носорог изображен беспомощным и жалким. В его морду попало много копий, в живот - четыре стрелы с оперением в виде овала (возможно, охотник стрелял снизу из засадной ямы).
Диапозитив «Издыхающий медведь. Пещера «Трех братьев». Опишите это изображение. (Огромный медведь поражен камнями и копьями, из его раскрытой пасти ручьем хлещет кровь.)
Диапозитив «Раненый бизон. Пещера Нио». Это изображение обнаружено на дне пещеры. Внимание первобытного художника привлекли ямки, созданные капающей с потолка водой: он превратил их в глубокие «раны» на теле зверя и подрисовал полоски - струйки крови.
«Предположите, почему первобытные люди часто изображали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных». Учащиеся высказывают интересные догадки: «Смерть животного на охоте - целое событие, самая большая радость для охотника». Учитель объясняет, что 30 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? Почему не ловится рыба?
Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Возникает вера в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например заколдовать зверя, изобразив его раненым и издыхающим.
Диапозитив «Заклинания над изображением кенгуру у австралийцев». Относительно недавно заколдовывали зверя перед охотой австралийцы. На рисунке современного нам художника изображен колдовской обряд. Допустим, завтра на рассвете охотники собираются на промысел. А сегодня они рисуют на песке зверя и все одновременно ударяют копьями в его изображение: зверь заколдован.
Диапозитив «Колдун. Пещера «Трех братьев». До наших дней на стене пещеры сохранилось изображение странного существа: ноги и туловище человека, пышный лисий хвост, ветвистые оленьи рога. Кто это? Возможно, переодетый охотник, который совершает колдовской танец, состоящий в подражании движениям зверя. Внезапно танцующий падает, точно пораженный ударом копья. Теперь охота будет удачной, думают люди.
Диапозитив «Погребение охотника». О появлении веры в сверхъестественные силы ученые узнают также из археологических раскопок. Древний обряд погребения воссоздан современным нам художником на основе раскопок могилы первобытного охотника. Задание: Умерший лежит на боку, в позе спящего, с подтянутыми ногами. Рядом с ним - копье, бивень мамонта, кусок мяса. О появлении каких новых взглядов людей свидетельствует древний похоронный обряд?
Важно подчеркнуть, что, по представлениям первобытных людей, жизнь человека после смерти похожа на его земную жизнь, она не лучше ее и не хуже. (Позже учащиеся узнают, что в классовых обществах возникает вера в то, что загробная жизнь трудящихся будет счастливее их жизни на Земле.)
После просмотра диапозитивов целесообразно объяснительное чтение учебника (стр. 20 с самого начала, включая п. 3 «Зарождение религиозных верований»). В ходе работы с учебником вводится понятие религиозные верования.
Таблица 10. Прогресс в эпоху древнего каменного века (палеолита)
Линия сопоставления |
Сопоставимые факты |
Основные выводы по сопоставлению |
|
Урок «Какими были и как жили древнейшие люди» |
Уроки «Родовые общины охотников», «Возникновение искусства и религиозных верований» |
||
Формирование человека |
Древнейшие люди (объем мозга меньше, чем у современных людей, отсутствие речи, неумение пользоваться огнем) |
Появление «человека разумного» |
Формируется тип современного человека |
Человеческие коллективы |
Первобытное стадо |
Родовая община |
Коллективы людей становятся более сплоченными |
Материальная культура: 1. Материалы, используемые в трудовой деятельности 2. Основные орудия 3. Одежда, жилища |
Камень, дерево Ручное рубило, дубина, палка-копалка |
Камень, дерево, кость, рог, шкуры и сухожилия животных Ножи, скребки, проколки, составные орудия (копье, гарпун) Одежда из шкур животных. Пещеры, землянки, шалаши, хижины |
Человечество накапливает опыт использования новых материалов и их обработки. Орудия труда становятся разнообразнее и совершеннее Появляется защита от диких животных и неблагоприятных климатических условий |
Занятия |
Собирательство, охота |
Охота - главное занятие. Собирательство, рыболовство |
Питание людей становится более калорийным и разнообразным |
Духовная культура |
- |
Возникновение искусства. Попытка найти объяснение силам, управляющим природой. Зарождение религиозных верований |
Растет культура человека и его сознание. Люди пытаются найти объяснение силам природы, от которых зависит их жизнь |
В заключение ввиду сложности изучаемой проблемы учитель может повторить ход рассуждений: «Подведем итоги тому, что произошло около 30 тыс. лет назад. Развивалось сознание первобытных людей. Они все чаще задумывались над причинами явлений природы, искали ответы на мучившие их загадки. И это хорошо, что люди ставили перед собой вопросы, от которых зависела их жизнь. Плохо другое - из-за недостатка знаний люди объясняли явления природы действием сверхъестественных сил; они верили, что эти силы можно привлечь себе на помощь».
Беседа по вопросам: 1. Что называется религией, религиозными верованиями? 2. Всегда ли существовала религия? Когда она возникла? 3. Почему возникли религиозные верования? Какие древнейшие религиозные верования вам известны?
Вариант II. Целесообразно весь урок посвятить работе с диафильмом «Возникновение искусства и религиозных верований». В данном диафильме представлены произведения палеолитической живописи (из пещер Испании и Франции, из Каповой пещеры на Урале), графики и скульптуры, а также композиции современных художников: 3. Буриана и других. При демонстрации диафильма необходимо обращать внимание учащихся на то, какие изображения созданы первобытными мастерами и какие художниками нашего времени.
Текст диафильма краток, поэтому при знакомстве со зрительным рядом желательны разъяснения учителя, введение дополнительного материала, работа над основными понятиями урока. Учащимся необходимо сообщить о существовавшем в истории человечества безрелигиозном периоде; полнее, чем в тексте, раскрыть причины возникновения религиозных верований.
Вопросы и задания в тексте диафильма указывают направление беседы, которой руководит учитель. Он предлагает учащимся повторить основную мысль текста, описать изображенную сцену, высказать предположения и догадки, дать оценку произведению первобытного искусства и т. п.
Вариант III. Учитель использует материал варианта I и рис. 1-3 (стр. 19), цветн. рис. 3-4 и задания учебника к ним.
Домашнее задание: § 3. Вопросы 3, 4 к § 3.