ПРИРОДА И ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

ПРИРОДА И ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Раздел знакомит с древнейшими классовыми обществами Египта, Передней Азии, Индии и Китая. Эти общества обладали сходными путями хозяйственного и общественного развития (ирригационное, земледелие, община, долговое рабство, деспотическая монархия и управление с помощью чиновников).

Хронологические рамки изучаемого периода не едины для стран древнего Востока. Знакомство с Египтом и Передней Азией начинается с образования государств в долине Нила и в Месопотамии (IV тыс. до н. э.) и доводится до завоеваний их персами. Дальнейшая история этих стран рассматривается как часть истории всего Средиземноморья. Ознакомление с историей Индии и Китая также начинается с эпохи древнейших государств в долинах Инда (III тысячелетие до н. э.) и Хуанхэ (II тысячелетие до н. э.) и доводится до первых веков нашей эры.

Учащиеся подводятся к пониманию влияния географической среды на хозяйство древневосточных стран (см. выше, стр. 12, табл. 1). Особые природные условия явились предпосылкой развития земледелия и скотоводства в долинах Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Производящее хозяйство в указанных районах стало господствовать намного раньше, чем в других областях земного шара. Формы преобразования человеком природы на древнем Востоке были сходны: осушение болот, вырубание тростников и т. п. Создание сложной ирригационной системы явилось основой хозяйственного процветания древнейших земледельческих стран. Здесь нельзя было рассчитывать на естественное орошение: в одних районах осадки выпадают редко (долины Нила и Инда), в других в период созревания хлебов стоит засуха (Месопотамия). При разливах рек одни участки долины оказывались перенасыщенными влагой, на других ее было недостаточно. Отсюда постоянная забота земледельцев о строительстве и ремонте оросительных сооружений, водоподъемных устройств.

О более высоком уровне производительных сил на древнем Востоке сравнительно с первобытным обществом свидетельствует широкое использование орудий из металла (сначала из меди, со II тысячелетия до н. э. - из бронзы, с конца II тысячелетия до н. э. - из железа), тягловой силы животных, внедрение упряжных пахотных орудий, создание системы оросительных сооружений.

Расцвет производящего хозяйства в долинах южных рек привел к возникновению неравенства, эксплуатации и классов (см. выше, стр. 32, схема 1). В результате ожесточенной классовой борьбы возникло государство (см. выше, стр. 32, схема 1).

Значительное внимание в разделе уделяется характеристике культуры - письменности, научных знаний, искусства - народов древнего Востока (см. выше, стр. 49 и ниже, табл. 13).


ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ


В теме дается обобщенная характеристика древнеегипетского общества и государства, культуры и религии. Впервые и с наибольшей для школьного курса полнотой раскрываются особенности и закономерности хозяйственного, общественного и культурного развития древневосточных стран.

Рассматриваются причины возникновения рабства как формы эксплуатации. Характеризуются основные классы древневосточного общества (крестьяне, рабы, рабовладельцы).

Основными производителями на древнем Востоке были крестьяне-общинники. Последние в отличие от рабов владели землей, имели хижину, скот, домашнюю птицу, инвентарь. Важно усвоение специфики эксплуатации крестьян, которая осуществлялась государством в целом (сбор налогов, принудительные работы и т. п.). Учащиеся получают представление о главных источниках рабства на древнем Востоке (рабы-пленники, рабы-должники); об использовании рабов в Египте: первоначально главным образом в качестве домашних слуг, затем и в производстве (на строительстве оросительных сооружений, дворцов и гробниц, в рудниках и каменоломнях, в имениях знати); о положении раба (раб лишен свободы действий, является частью имущества своего господина). Подчеркивается роль прямого насилия, внеэкономический характер принуждения эксплуатируемых масс в Египте.

Обращается внимание на то, из каких групп населения формировался класс эксплуататоров-рабовладельцев (цари и знать, чиновники, военачальники, жрецы).

Древнеегипетское государство возникло для защиты интересов господствующего класса. Оно рассматривается как орудие подавления эксплуатируемых, поскольку с его помощью египетская знать держала в повиновении крестьян, ремесленников и рабов, и как средство эксплуатации, поскольку оно само эксплуатировало угнетенных. Государство вело завоевательные войны, обогащавшие верхушку общества.

При изучении религии древних египтян учащиеся знакомятся с верованиями, которые зародились еще в первобытные времена (обожествление сил природы). Учащиеся получают представление о таких особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе (обожествление царя, вера в главного и второстепенных богов, вера угнетенных в счастливую посмертную жизнь). Учащиеся подводятся к пониманию того, что древнеегипетская цивилизация, просуществовавшая более трех тысячелетий, оказала огромное влияние на культуру и идеологию древнего мира.

(Интересный материал учитель найдет в обобщающем труде советских египтологов «Культура древнего Египта». Отв. ред; И. С. Кацнельсон. М., 1976.)


УРОК 1. ПРИРОДА И ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА


Характеризуются природные условия древнего Египта: 1) благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил как неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки); 2) затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).

Неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создавших сложную систему орошения. В IV тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство становятся в Египте главными занятиями.

В начале урока учитель может предложить одному ученику привести условие составленной дома задачи (обычно она однотипна задачам учебника), а другому - решить эту задачу. Однако проверку домашнего задания затягивать не рекомендуется: материал урока велик по объему.


План изучения:

1. Местоположение и природа древнего Египта.

2. Преобразование природы (расширение площади земель для посева, создание оросительной системы).

3. Земледелие и скотоводство - главные занятия египтян.

4. Возникновение обмена в Египте.


Учитель называет раздел (Его название здесь не поясняется, целесообразнее это сделать на Уроке, завершающем изучение раздела) и тему, изучение которой займет около месяца.

1. Географическое положение Египта определяется по настенной карте полушарий: учитель показывает части света, предлагая учащимся назвать каждую, и, наконец, задерживает их внимание на Африке. Древний Египет был расположен в Северо-Восточной Африке. Где на карте север, северное направление? Где восток, восточное направление? Выслушивая ответы, учитель медленно двигает указку сначала вверх, потом вправо: в Северо-Восточной Африке течет одна из самых полноводных рек мира - Нил. По берегам Нила и был расположен древний Египет.

Продолжая работу с картой, полезно сравнить местоположение населенного пункта, где проходит урок (например, Москвы), с местоположением Египта. Из сравнения следует важный вывод: Египет расположен недалеко от экватора, это южная страна с большим числом жарких солнечных дней в году.

Учитель предлагает найти на карте №1:1) Египет; 2) выделенный рамкой район земного шара. Следует объяснение, что этот район представлен на другой карте - № 2, которую желательно держать перед глазами на всех уроках по истории Египта. Затем внимание обращается на вторую настенную карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», которая соответствует карте № 2.

Меловая схема нильской долины поможет представить природу Египта (см. пособие, рис. 7). Учитель обозначает синим мелом реку и море/желтым - пески пустыни, зеленым - болото. В процессе рассказа он побуждает школьников сопоставить возникающую на доске схему с картой № 2. Так, рисуя берег Средиземного моря, учитель спрашивает: «В какое море впадает Нил?»

Рис. 7. Долина Нила. Меловой рисунок и аппликация

Рис. 7. Долина Нила. Меловой рисунок и аппликация


- Нил впадает в море несколькими рукавами (В древности была семь рукавов, в настоящее время их два), - говорит учитель, продолжая рисовать. - Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву «дельта», но в перевернутом виде (Греческая буква «дельта» имеет форму равнобедренного треугольника). Нилу преграждают путь пороги. Что такое пороги? (Учащиеся дают ответ.)

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине, окаймленной Высокими каменистыми обрывами. К востоку и к западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз, горячие пески, и помощи ждать неоткуда. Жизнь была возможна только в долине. Ширина ее составляла всего 12-15 км,

Желательно конкретизировать представление о незначительной ширине нильской долины (а стало быть, и всей страны, зажатой с востока и запада горами и песчаными пустынями). Учитель может сказать, что ширина долины Нила примерно равна расстоянию от школы до... (называется знакомый учащимся пункт, расположенный в 12-15 км от школы). Подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три-четыре часа.

Завершая работу, учитель говорит, что древний Египет был расположен в долине и дельте Нила от порогов и до моря.

При закреплении материала могут быть предложены сначала частные задания: «Покажите на меловой схеме и на карте первый порог, дельту, границы между долиной Нила и пустыней», а затем обобщающее задание: «Покажите Египет и объясните, где он был расположен» (Допустимо, если при определении местоположения Египта учащиеся говорят: «...по берегам Нила...» (вместо: «...в долине Нила...»). Географическое понятие «речная долина» еще незнакомо пятиклассникам). Выполняющему задание ученику разрешается пользоваться картой № 2.

Учитель рассказывает о разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:

- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрываете трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вода в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка!? Тысячу километров бежит Нил по ужаснейшей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает, а Нил вздувается и выходит из берегов. Начинается разлив. Только самые возвышенные места не заливает водой. На что похожи они во время разлива? («На острова»,- отвечают учащиеся.)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля в Египте к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц горных пород и перегнивших растений.

- Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Но никто из них не бывал в Центральной Африке, где берет начало Нил. Египтянам казалось, что разливы происходят по воле могущественного бога.

Если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи (к меловой схеме прикрепляется аппликация). В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов... А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы поем богу благодарственные песни» (см. стр. 53). Поверите ли вы, что в пещере за порогами живет бог Хапи? Получив ответ, учитель объясняет причины разливов (§ 6, п. 2).

В ходе беседы оценивается пригодность нильской долины в древности для развития земледельческого хозяйства. «Выясним, была ли природа Египта благоприятна для земледелия,- предлагает учитель. - Какие условия необходимы для быстрого роста растений? (Солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода.) Существовали ли эти условия в долине Нила или нет? Докажите».

2. Учитель говорит, что древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низинах вода загнивала - низины превращались в болота (на меловой схеме можно для примера обозначить болото на месте созданного позднее искусственного Меридова озера). Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву.

Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. «Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе!» - говорит учитель. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу.

Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев.

Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Формируется представление о необходимости искусственного орошения в Египте:

- Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля (рассматривается либо рис. на стр. 35, либо цветн. рис. 5). Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.

Вопросы: Почему египтяне вынуждены были орошать землю? Какие оросительные сооружения они создавали?

3. Описание земледельческих работ в древнем Египте можно сделать, использовав либо рис. 36 учебника, либо аппликации, разработанные З. И. Добрыниной. Последние нетрудно изготовить самостоятельно (см. пособие, рис. 8).


Рис. 8. Земледельческие работы в Древнем Египте. Аппликации

Рис. 8. Земледельческие работы в Древнем Египте. Аппликации


После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

4. Вопрос излагается по учебнику/Допустимо также задать его на дом без объяснения на уроке.

В целом изложение подводит учащихся к выводу учебника, который может быть прочитан в конце урока (курсив на стр. 37).

Домашнее задание: § 6, вопрос 2 к § 6, вопрос 5 на стр. 61.






Для любых предложений по сайту: [email protected]