РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы

РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Внутрипредметные связи.

1727-1760 гг. - правление Георга II в Англии.

1740-1741 гг. - голод в Ирландии.

1745-1746 гг. - восстание якобитов в Шотландии. Попытка Карла Эдуарда, внука Якова II, захватить престол, его поражение.

1762 г. - крестьянские восстания в Англии.

1740-1788 гг. - Фридрих II Великий.

1715 - 1774 гг. - правление Людовика XV во Франции.

1757 г. - покушение Дамьена на Людовика XV.

1756-1763 гг. - Семилетняя война.

1755 гг. - выступления крестьян в Краковском воеводстве.

План изучения нового материала.

1. Борьба за власть после смерти Петра I.

2. Попытка ограничения самодержавия.

3. Бироновщина.

4. Императрица Елизавета Петровна.

5. Петр III. 6. Расширение привилегий дворянства.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Исторические чтения: выдающиеся исторические деятели эпохи дворцовых переворотов в оценках историков.

Беседа по проблеме: отвечала ли интересам России политика императоров времен дворцовых переворотов?

Анализ текста учебника по теме «Расширение привилегий дворянства».


Урок 56. Внешняя политика России в середине XVIII в.


Внутрипредметные связи.

1740-1788 гг. - правление Фридриха II Великого в Пруссии.

1741-1748 гг. - война за австрийское наследство.

1756-1763 гг. - Семилетняя война.

1763 г. - Англия получает от Франции Канаду и Сенегал, от Испании - Флориду. Англия достигает высшей степени колониального могущества.

1762-1763 гг. - миссия И. И. Кропотова в Китае.

План изучения нового материала.

1. Основные направления внешней политики во второй четверти XVIII в.

2. Добровольное вхождение Казахстана в состав России.

3. Присоединение горного Алтая.

4. Семилетняя война.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Беседа по проблеме: что было сделано русскими дипломатами в середине XVIII в. в интересах России?

Работа с исторической картой: показать территории, вошедшие в состав России в середине XVIII в. Доклад ученика о П. А. Румянцеве.

Составление хронологической таблицы «Россия в Семилетней войне».


Уроки 57-58. Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны


Внутрипредметные связи.

1768-1771 гг., 1772-1775 гг. - экспедиции Дж. Кука в южную часть Тихого океана.

1771 г. - австро-турецкое секретное соглашение против России.

1775-1783 гг. - война Англии с североамериканскими колониями.

1783 г. - признание Англией независимости США.

1789 г. - начало революции во Франции.

План изучения нового материала.

1. Начало царствования Екатерины II.

2. Причины русско-турецких войн.

3. Война с Турцией 1768-1774 гг.

4. Война 1787-1791 гг. A. В. Суворов.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Личность в истории: B. О. Ключевский о Екатерине II. Анализ текста учебника по теме «Причины русско-турецких войн».

Составление обобщающей таблицы «Русско-турецкие войны».

Беседы по проблеме: в чем проявилось русское военное искусство второй половины XVIII в.?

Творческая работа: рисунки на тему русско-турецких войн второй половины XVIII в.

Доклад ученика о полководческом искусстве А. В. Суворова.


Урок 59. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы


Внутрипредметные связи.

1776 г. - провозглашение независимости США.

1789 г. - начало Великой французской революции.

1789-1791 гг. - Учредительное собрание.

1792 г. - свержение монархии.

1793 г. - казнь Людовика XVI.

1794-1795 гг. - термидорианская реакция.

1789-1790 гг. - революция в Австрии.

1788-1790 гг. - война Швеции с Россией.

1791 г. - создание в Белфасте патриотического общества «Объединенные ирландцы».

1764-1795 гг. - правление Станислава Августа Понятовского в Польше.

План изучения нового материала.

1. Французская революция и Россия.

2. Разделы Речи Посполитой. Присоединение древнерусских земель и Литвы к России.

3. Начало российско-американских отношений.

4. Россия и Япония.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление таблицы «Три раздела Польши»; нахождение на карте территорий, вошедших в состав России в результате разделов.

Беседа по проблеме: какие внешнеполитические мероприятия правительства Екатерины II во второй половине XVIII в. отвечали интересам России?

Анализ текста учебника по теме «Оценка внешней политики правительства Екатерины II».


Урок 60. Развитие России во второй половине XVIII в.


Внутрипредметные связи.

1765 г. - изобретение механической прялки Дж. Харгривсом.

1769 г. - прядильная машина Р. Аркрайта.

1779 г. – изобретение C. Кромптоном мюльмашины.

1784 г. - получение Дж. Уаттом патента на универсальную паровую машину.

1785 г. - изобретение Т. Беллом печатной машины.

1774-1776 гг. - реформы Р. Тюрго во Франции.

1782 г. - основание металлургического завода Ле-Крезо во Франции.

1783 г. - отмена личной крепостной зависимости в Бадене, постройка первой механической прядильной фабрики в Эльберфельде.

1789 г. - крестьянские волнения на западе Германии.

1789 г. - начало революции в Германии.

План изучения нового материала.

1. Территория и население страны.

2. Сельское хозяйство.

3. Положение крестьянства.

4. Расслоение крестьянства.

5. Развитие мануфактурной промышленности.

6. Внутренняя и внешняя торговля.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Анализ различных частей учебника с целью сопоставления территории России и ее населения в XVI, XVII, XVIII вв.

Творческая работа: рассказ от первого лица о трудовом дне крестьянина второй половины XVIII в.

Составление краткого конспекта по теме «Изменения в жизни русского крестьянина второй половины XVIII в.».

Доклад учащегося об одном из российских предпринимателей второй половины XVIII в.

Работа с исторической картой: показать направления внутренней и внешней торговли, рассказать, что, откуда ввозили и вывозили.

Беседа по проблеме: как служат интересам своего Отечества предприниматели?


Урок 61. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Внутренняя политика Екатерины II


Внутрипредметные связи.

1762 г. - крестьянские восстания в графствах Корк, Уотерфорд, Лиммерик, Типперэри (Ирландия), возглавлявшиеся тайной организацией «Белые ребята».

1763 г. - выступления ирландцев против дорожной повинности.

1764 г. - изгнание иезуитов из Франции.

1767 г. - первые выступления луддитов в Англии.

1767 г. - декрет испанского короля Карла III об изгнании иезуитов.

1789-1790 гг. - революция в Австрии.

1789 г. - начало революции во Франции. 1790 г. - отмена дворянских титулов.

1789 г. - крестьянские волнения на западе Германии.

1791 г. - создание в Белфасте патриотического общества «Объединенные ирландцы».

1794 г. - массовые аресты участников демократических движений в Англии.

1795 г. - введение в Англии смертной казни «за посягательства на государственную власть» и «за мятежные сборища».

1790 г. - крестьянские восстания в Саксонии.

План изучения нового материала.

1. Усиление крепостного гнета.

2. Е. И. Пугачев. Начало восстания.

3. Восстание разрастается.

4. Поражение крестьянской войны.

5. Особенности крестьянской войны.

6. Политика правительства после восстания Пугачева.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление таблицы «Развитие крепостного права в России».

Беседа по проблеме: положение крестьян и дворян во времена Судебника 1497 г. и в эпоху правления Екатерины II. Сравните факты и дайте оценку изменениям.

Составление конспекта по рассказу учителя: основные этапы крестьянской войны 1773-1775 гг.

Анализ текста учебника: преобразования в России при Екатерине II.

Решение исторической задачи: Екатерина II оставила своему сыну Павлу Петровичу следующее предостережение: «Всегда государь виноват, если подданные против него огорчены. Изволь мерить на свой аршин». Можно ли отнести эти слова на счет самой императрицы?


Урок 62. Внутренняя и внешняя политика Павла I


Внутрипредметные связи.

1796 г. - заговор Бабёфа.

1797 г. - восстание матросов английского военного флота.

1799 г. - переворот 18 брюмера.

1797-1840 гг. - правление Фридриха Вильгельма III Прусского.

План изучения нового материала.

1. Внутренняя политика в конце XVIII в.: укрепление дисциплины в армии, крестьянский вопрос, мероприятия в церковной жизни.

2. Внешняя политика Павла I.

3. Итальянский и Швейцарский походы русской армии.

4. Русский флот в войне 1798-1799 гг.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Личность в истории: Павел I в оценках историков. Чем объяснить недовольство дворян внутренней политикой Павла I?

Исторические чтения: отрывки из рассказов о Суворове. Составить краткий рассказ об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова.

Беседа по проблемам: в чем выразилось полководческое искусство Суворова; оценка деятельности русского солдата и моряка в войнах XVIII в.


Урок 63. Образование и наука второй половины XVIII в. в России


Внутрипредметные связи.

1713-1784 гг. - Д. Дидро.

1724-1804 гг. - Э. Кант.

1715-1771 гг. - К. Гельвеций.

1717-1768 гг. - И. И. Винкельман.

1766 г. - Г. Кавендиш получил чистый водород и углекислый газ.

1771 г. - открытие фотосинтеза.

1774 г. - открытие кислорода.

1781 г. - открыта планета Уран.

1783 г. - первый полет на воздушном шаре.

1791 г. - И.-Г. Гердер. «Мысли по философии истории». А. Смит. К. Линней. А. Лавуазье.

План изучения нового материала.

1. Образование.

2. Открытие Московского университета.

3. Развитие науки.

4. М. В. Ломоносов.

5. Историческая наука.

6. И. И. Ползунов.

7. Изобретатель И. П. Кулибин.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление сравнительной таблицы «Культура России и западноевропейских стран второй половины XVIII в.».

Доклады учащихся об отдельных страницах жизни русских ученых второй половины

XVIII в. Беседа по проблеме: как служат интересам своего Отечества деятели науки?

Решение исторической задачи: согласны ли вы с высказыванием М. В. Ломоносова: «...в пространном сем государстве высокие науки изберут себе жилище и в российском народе получат к себе любовь и усердие»? Свое мнение обоснуйте.


Урок 64. Литература и искусство во второй половине XVIII в.


Внутрипредметные связи.

1712-1778 гг. - Ж.-Ж. Руссо.

1694-1778 гг. - Вольтер.

1689-1755 гг. - Ш.-Л. Монтескье.

1749-1832 гг. - И. Гёте.

1769 -1805 гг. - Ф. Шиллер.

1740 г. - организация труппы И. Шенемана.

1778 г. - открытие театра Ла Скала в Милане.

1752 г. - «Деревенский колдун» - первая французская комическая опера.

1714-1787 гг. - К.-В. Глюк.

1732-1809 гг. - И. Гайдн.

1756-1791 гг. - В.-А. Моцарт.

1697-1764 гг. - У. Хогарт.

1699-1779 гг. - Ж.-Б. Шарден.

1753-1775 гг. - площадь Согласия в Париже.

1788-1791 гг. - Бранденбургские ворота в Берлине.

1727-1788 гг. - Т. Гейнсборо.

1741-1828 гг.- Ж.-А. Гудон.

1748-1825 гг. - Ж.-Л. Давид.

1746-1828 гг. - Ф. Гойя.

План изучения нового материала.

1. Русская литература.

2. Архитектура.

3. Живопись.

4. Театр. Музыка.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Продолжить составление таблицы «Культура России и западноевропейских стран второй половины XVIII в.».

Беседа: как в литературе и искусстве отразились проблемы исторической жизни России второй половины XVIII в.?


Урок 65. Национальное самосознание русского народа. Взаимодействие народов России


Внутрикурсовые связи.

Куликовская битва и формирование национального самосознания русского народа.

Подъем национального самосознания в борьбе с интервентами в начале XVII в.

План изучения нового материала.

1. Усиление признаков единства русского народа.

2. Взаимодействие народов России.

3. Патриотические и духовные традиции народа в XVIII в.

4. Тема народа в культуре.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Работа над понятиями: Русь и Россия, русский и россиянин, национальное самосознание, патриотизм и его проявление.

Анализ текста учебника: выявление конкретных признаков единства русского народа.

Беседа по проблеме: взаимодействие народов России в области религии, культуры, хозяйственной жизни.


Урок 66. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в середине и второй половине XVIII в.»


План урока.

1. Внутренняя политика России: успехи и проблемы.

2. Внешняя политика России середины и второй половины XVIII в. «Золотой век» русского оружия.

3. Духовное и культурное наследие XVIII в.


Примерный минимум знаний учащихся по теме


Хронология

11 сентября 1790 г. - день победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у острова Тендр.

11 декабря 1790 г. - день взятия турецкой крепости Измаил войсками под командованием А. В. Суворова.

1755 г. - открытие Университета в Москве.

Внутренняя политика страны

Уметь определять дворцовые перевороты как борьбу политических группировок за власть; отмечать изменения в развитии промышленности, сельского хозяйства; раскрывать смысл понятий: расслоение крестьянства, отходничество; оценивать проблему крепостничества и расширение вольностей дворянских.

Внешняя политика страны

Понимать, в чем выразилось усиление влияния России в международных делах; определять роль России в Семилетней войне; выделять внешнеполитические задачи, решенные в результате русско-турецких войн.


СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ


Дипломаты и военные на защите интересов России


Положение России в Европе

(сер. XVIII в.)

Источники опасности для России

Меры по защите интересов России

Итоги

Усиление влияния России в Европе во второй четверти XVIII в.

Швеция:

стремится вернуть утраченные прибалтийские земли.

Франция:

стремится создать антирусский блок (Швеция, Речь Посполитая, Турция) - «восточный барьер».

Сближение России и Австрии.

1733-1735 гг. - война за польское наследство, ввод русских войск в Польшу.

1735-1739 гг. - война с Турцией. Победы России.

1741-1743 гг. - война со Швецией. Поражение шведов. Подтверждение ими итогов Северной войны.

Отпор нападения на Россию государств «восточного барьера».


Поля славы российской (вторая половина XVIII в.)


Война

Полководец

Сооруженные в честь победы памятники

Семилетняя война.

Сражение при Цорндорфе (1758 г.).

Сражение при Кунерсдорфе (1759 г.).

Взятие Берлина (1760 г.).

Сражение при Кольберге (1761 г.).

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

Битва на р. Ларга (1770 г.).

Битва на р. Кагул (1770 г.).

Сражение в Чесменской бухте (1770 г.).

Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Штурм Очакова (1788 г.).

Битва у р. Рымник (1789 г.).

Взятие Измаила (1790 г.).

Сражение у о-ва Тендр (1790 г.).


П. С. Салтыков.

З. Г. Чернышев.

П. А. Румянцев.



П. А. Румянцев.


А. Г. Орлов.

Г. А. Спиридов.


А. В. Суворов.

А. В. Суворов.

Ф. Ф. Ушаков.

В Петербурге:

Обелиск «Румянцева победам». Чесменская церковь. Памятник Суворову. Название крейсера «Потемкин».


Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.


Война

Цели Турции

Основные события

Итоги

Война с Турцией 1768-1774 гг.

План мощного удара по России с выходом к Смоленску, Киеву и Астрахани.

1768 г. - нападение татарской конницы на слабо защищенную южную границу России.

1770 г. - победа русской армии под руководством П. А. Румянцева у р. Ларга. Взятие Кутаиси.

1770 г. - Чесменское сражение.

1771 г. - взят Перекоп. Вступление в Крым.

1774 г. - Кючук- Кайнарджийский мирный договор. Россия получила территории между Южным Бугом и Днепром, крепости Керчь и Еникале в Крыму. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции. Свободное плавание русских судов по Черному морю.

Война с Турцией 1787-1791 гг.

Европейские державы не желают усиления России. Турцию не устраивает мир с Россией. Требование о возвращении Крыма, разрыве договора России и Грузии, досмотр русских судов.

1787 г. - оборона крепости Кинбурн.

1788 г. - взятие Очакова.

1789 г. - победа при Рымнике.

1790 г. - взятие Измаила. Победы Ф. Ф. Ушакова.

1791 г. - мир в Яссах.

К России отошла территория между Южным Бугом и Днестром.

Признание Крыма территорией Российской империи.


Разделы Речи Посполитой


Разделы

Земли, отошедшие к

Пруссии

Австрии

России

1-й раздел (1772 г.)

Часть земель, примыкающих к Балтийскому морю.

Галиция (Западная Украина).

Восточные районы Белоруссии.

2-й раздел (1793 г.)

Земли с Познанью и Гданьском. Западная часть Польши по рекам Варта и Висла.


Часть Белоруссии с Минском и Правобережная Украина.

3-й раздел (1795 г.)

Центральная часть земель с Варшавой.

Южная часть Польши.

Западная Белоруссия, Волынь, Литва, Курляндия.


Новое в жизни русского города


Изменения в городском строительстве и быту

Перестроенные и новые города

Перепланировка городов: выпрямление улиц, увеличение числа каменных домов. В центре города - собор, правительственные и судебные учреждения, дом губернатора и дворянского собрания, особняки дворян, торговые ряды. Изменения в городском быту: организация освещения города, наведение санитарного порядка, строительство мостовых и тротуаров, создание пожарных команд. Новые общественные постройки в городах: торговые ряды, клубы, театры, университеты, Академия наук и Академия художеств в Петербурге и др. Начало сооружения памятников.

Города, перестроенные в XVIII в.: Калуга, Ярославль, Кострома, Тверь и др.

Города, построенные в XVIII в.: Петербург, Кронштадт, Херсон, Николаев, Оренбург, Екатеринославль, Одесса, Мариуполь, Таганрог, Севастополь.


Экономика России во второй половине XVIII в.


Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Пахотная территория увеличилась в 6 раз (Северное Причерноморье, Дон, Кубань, Башкирия, Сибирь). Рост продукции сельского хозяйства.

Совершенствование сельскохозяйственной техники. Распространение картофеля, подсолнечника. Выведение новых пород коров. Возникновение конных заводов.

Увеличение мануфактур.

При вступлении Екатерины II на престол (1762 г.) насчитывалось 984 фабрики и завода, в год ее смерти - 3161, выплавка металла увеличилась с 32 тыс. до 160 тыс. т.

Россия - главный поставщик железа в Англию.

Строительство новых заводов.

Отмена внутренних таможен. Дальнейшее развитие всероссийского рынка. Специализация в торговле среди купцов.

Рост внешнеторгового оборота. Нехватка отечественных торговых судов.

Открытие банков.

Начало хождения бумажных денег - ассигнаций.


Государственное управление в России во второй половине XVIII в.


Самодержавная монархия

Императрица Екатерина II

1775 г. - губернская реформа. Страна разделена на 50 губерний

Во главе губернии - губернатор

Органы управления в губернии

Губернское правление - вся полнота исполнительной власти. Казенная палата - финансовая деятельность, сбор налогов. Приказ общественного призрения ведал больницами, школами, приютами и т. п.

Губерния разделена на уезды

Во главе уезда - капитан-исправник. Во главе города - городничий


Церковь и государство в XVIII в.


Петр I

1721 г.

Ликвидация патриаршества в России

Учреждение Синода. Введение должности обер-прокурора Синода.

Процессы и «розыски» против архиереев и духовенства.

Екатерина II

1764 г.

Секуляризация церковного землевладения

Закрытие многих монастырей. Архиереи стали получать жалованье от государства. Помещики нередко смотрели на них как на крепостных.


Внутренняя политика Павла I


Мероприятия в армии

Указы о крестьянах

Изменения в церковной жизни

Укрепление дисциплины в армии. Изданы новые уставы. Дворян, неслуживших, но уклонявшихся от службы, велено предавать суду.

Указ о приведении к присяге крестьян при вступлении Павла I на престол.

10 февраля 1797 г. - повелено «дворовых людей и крестьян без земли не продавать с молотка или с подобного на сию продажу торга».

5 апреля 1797 г. - Указ о запрещении работать в воскресный день и ограничение барщины тремя днями в неделю.

18 декабря 1797 г. - учреждение в Петербурге и Казани духовных академий.

1798 г. - старообрядцы Нижегородской губернии получили разрешение иметь свои церкви и священнослужителей.

Отмена телесных наказаний для духовенства.


Воинская слава России


Итальянский и Швейцарский походы русской армии 1799 г.

А. В. Суворов.

Победы на севере Италии. Сражение на р. Треббия (6-8 июня 1799 г.).

Сражение при Нови (4 августа 1799 г.).

Перевал Сен-Готард (сентябрь 1799 г.).

Средиземноморский поход русского флота 1798-1800 гг.

Ф. Ф. Ушаков.

Взятие о-ва Корфу (21 февраля 1799 г.).

Победы в Италии (Неаполь, Рим).


Образование в России при Екатерине II (последняя четверть XVIII в.)


Сословия

Учебные заведения

Дворяне

В 1731 г. открыт Шляхетский корпус (впоследствии разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный, Пажеский). В 1764 г. открыт Смольный институт благородных девиц. Открываются благородные пансионы в других городах.

Духовенство

Духовная академия. Духовные семинарии (всего 66).

Купцы

Коммерческие школы.

Солдатские дети

Открыто 116 солдатских школ.

Купцы, разночинцы, солдатские дети

Могли учиться в Академии художеств, Горной школе, Медицинской школе, Штурманской школе, Школе водоходств, Ремесленной школе.

Независимо от сословного происхождения

Московский университет (1755 г.), гимназия при Университете, Учительский институт, губернские и уездные народные училища.


Научные открытия и выдающиеся изобретения в России и Западной Европе во второй половине XVIII в.


Достижения российской науки

Достижения западноевропейской науки

1725 г. - открытие Академии наук в Петербурге.

1725 г. - Первая камчатская экспедиция.

1728 г. - Камчатская экспедиция В. Беринга.

1733-1743 гг. - Великая северная экспедиция В. Беринга.

1741 г. - открытие Аляски В. Берингом.

1745 г. - М. В. Ломоносов - первый русский профессор Академии наук.

1745 г. - первый географический атлас России.

1748 г. - М. В. Ломоносов выдвинул идею сохранения материи и движения.

1748 г. - открытие первой химической лаборатории в России.

1763-1766 гг. - создание первой паровой машины И. П. Ползуновым.

1765 г. - создание Вольного экономического общества.

1735-1818 гг. - И. П. Кулибин - механик-самоучка, создатель оригинальных механизмов, прожектора, протезов и др.

90-е гг. XVIII в. - начало строительства в России машин системы Уатта.

1735 г. - К. Линней «Система природы» (классификация животных и растений).

1739 г. - организация Шведской академии наук.

1751-1752 гг. - «Энциклопедия, или Толковый словарь наук и ремесел» (изд. Д. Дидро и д’Аламбера).

1764 г. - И. И. Винкельман. «История искусств древности».

1766 г. - Г. Кавендиш получил чистый водород и углекислый газ.

1768 г. - первая экспедиция Дж. Кука.

1774-1779 гг. - С. Кромптон сконструировал прядильную машину для выработки тонкой и прочной пряжи.

1781 г. - открыта планета Уран.

1783 г. - первый полет братьев Монгольфье на воздушном шаре.

1784 г. - паровая машина Дж. Уатта.

1784 г. - пудлинговая печь Г. Кортона.

1785 г. - ткацкий станок Э. Картрайта.

1800 г. - создание А. Вольтом источника постоянного тока.


Литература России и Западной Европы во второй половине XVIII в.


Литература России

Литература Западной Европы

1729 г. - А. Д. Кантемир. «На хулящих учение». 1743 г. - М. В. Ломоносов. «Утреннее размышление о Божием Величии».

1761 г. - М. В. Ломоносов. «Согласие естествознания с религией».

1769 г. - сатирический журнал Н. И. Новикова «Трутень».

1771 г. - А. П. Сумароков. Трагедия «Дмитрий Самозванец».

1772 г. - императрица Екатерина II. Комедия «О время».

1782 г. - императрица Екатерина II. «Сказка о царевиче Хлоре».

1782 г. - Г. Р. Державин. «Фелица».

1782 г. - Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

1789 г. - журнал И. А. Крылова «Почта духов».

1790 г. - А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

1726 г. - Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». 1734 г. - Вольтер. «Философские письма».

1750 г. - Ж.-Ж. Руссо. «Рассуждение о науках и искусствах».

1755 г. - Вольтер. «Орлеанская девственница». 1759 г.-Д. Дидро. «Отец семейства».

1761 г. - К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам».

1774 г. - И. Гёте. «Страдания молодого Вертера».

1775 г. - П. Бомарше. «Севильский цирюльник». 1781 г. - П. Бомарше. «Женитьба Фигаро».

1783 г. - Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».

1786 г. - Р. Бернс. Первая книга стихов.


Архитектура России и Западной Европы середины и второй половины XVIII в.


Архитектура России

Архитектура Западной Европы

1752-1757 гг. - В. В. Растрелли. Большой Царскосельский дворец.

1753-1762 гг. - С. И. Чевакинский. Никольский военно-морской собор в Петербурге.

1754-1762 гг. - В. В. Растрелли. Зимний дворец в Петербурге.

1768-1785 гг. - А. Ринальди. Мраморный дворец в Петербурге.

1780-1801 гг. - Ч. Камерон. Архитектурный ансамбль в Павловске.

1783-1789 гг. - И. Е. Старов. Таврический дворец.

1784-1786 гг. - В. И. Баженов. Дом Пашкова в Москве.

1745-1747 гг. - дворец Сан-Суси в Потсдаме.

1753-1757 гг. - площадь Согласия в Париже.

1762 г. - «Малый Трианон» в Версале.

1788-1791 гг. – Бранденбургские ворота в Берлине.


Русская и зарубежная скульптура и живопись второй половины XVIII в.


Российская скульптура и живопись

Западноевропейская скульптура и живопись

1729 г. - А. М. Матвеев. «Автопортрет с женой».

1757 г. - основание Академии художеств в Петербурге.

1762-1764 гг. - М. В. Ломоносов. «Полтавская баталия» (мозаика).

1772 г. - Ф. С. Рокотов. «Портрет А. Л. Струйской».

1773 г. - Д. Г. Левицкий. Серия портретов смолянок.

1768-1782 гг. - Э. Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник).

1797 г. - В. Л. Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной».

1799 г. - М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге.

1732-1735 гг. -У. Хогарт. Серии картин и гравюр «Карьера мота».

1739 г. - Ж.-Б. Шарден. «Разносчицы».

1777 г. - Т. Гейнсборо. «Портрет миссис Грэн».

1781 г. - Ж.-А. Гудон. Скульптура «Вольтер».

1784 г. - Ж.-Л. Давид. «Клятва Горациев».

1793 г. - Ж.-Л. Давид. «Смерть Марата».

1793-1803 гг. - Ф. Гойя. «Капричос» (серия офортов).


В земле Российской просиявшие


Духовные просветители и подвижники XVIII в.

Деятельность подвижников

Тихон Воронежский (день памяти 26 августа).

Паисий Вейличковский (день памяти 28 ноября).


Иннокентий Иркутский (дни памяти 22 февраля и 9 декабря).


Ксения Петербургская (день памяти б февраля).

Церковный писатель, явил пример высокой нравственной жизни, занимался благотворительностью.

Способствовал возрождению лучших традиций монашества. Его ученики восстанавливали монашескую жизнь в России, в частности в Оптиной пустыни.

Миссионерская деятельность, строгая подвижническая жизнь. Много сделал для просвещения Восточной Сибири. Изучал языки бурят и тунгусов, проповедуя среди них христианство.

Отказалась от материальных благ. Пользовалась большим авторитетом у жителей Петербурга. Отношение к ней помогает понять, что составляло нравственную ценность для человека этого времени.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ


В. Н. Татищев. Из трактата «Разговор двух приятелей о пользе науки и учения»

«Истинное об увеселении в детях есть разум и способность к приобретению добра, а отвращение зла. Разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может. И тако, чтобы разумен был, надобно ему прежде учиться; есть ли же того со младенчества не приобретет, то он, в природной злости и невежестве остався, буйством и непорядками всегдашнюю печаль и страх вечной погибели, противно же тому, во младенчестве малым отлучением опечаля, разумом науки вечное увеселение приносить будет».


Вопросы. Какие качества ценили в детях в XVIII в.? Какое значение в жизни ребенка В. Н. Татищев придает учебе?


В. Н. Татищев. Духовное завещание

«Друзей старайся иметь таких, которые любят верность, правду и хранят присягу, хотя б они и низкой породы были; справедливый человек сам себе благороден: он тем подает о себе надежду иметь его другом, что всегда бывает одинаков в своих предприятиях, в богатстве и убожестве равнодушен, только таких адамантов и фениксов в свете мало».


М. М. Щербатов. Путешествие в землю офирскую

«Мы должны во всех наших деяниях и мыслях остерегаться от всякого неправосудия и всегда то делать и желать другим, что желали бы и соделывали для себя. Взимая, однако, в основание, что бы что не было к отягощению других, ибо каждый человек есть гражданин мира и не должен ничего со вредом других себе желать, дабы тем не прогневить правосудия Божия, коему мы должны подражать».


Задание и вопрос. Определите по документам, какие нравственные качества ценили в XVIII в. Ценятся ли они в наше время?


Императрица Екатерина II. Из наказа комиссии о сочинении проекта нового Уложения

(обнародован 30 июля 1767 г.)

«...33. Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина.

34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам...

36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

37. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принуждену делать то, чего хотеть не должно...

39. Государственная вольность в гражданине есть спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы только законов».


Вопрос. Каковы, по мнению Екатерины II, функции закона в государстве?


Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков

(22 августа 1767 г.)

«...Дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую е. и. в. особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск».


Вопрос. Как отразился этот указ на положении крестьян во времена Екатерины II?


Жалованная грамота дворянству

(1785 г.)

«А. О личных преимуществах дворян.

Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо...

12. Да не судится благородный, окромя своими равными.

13. Телесное наказание да не коснется до благородного...

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу...

Б. О собрании дворян.

39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии...»


Задание и вопрос. Сравните отрывок из указа Екатерины II от 22 августа 1767 г. «О запрещении крестьянам жаловаться на своих помещиков» и извлечение из «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.). О каких изменениях в сословном устройстве России по сравнению с XVII в. и эпохой Петра I свидетельствуют эти документы?


Жалованная грамота городам

(1785 г.)

«4. В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое, так и недвижимое...

56. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу...

157. Городскую общую думу составляют городской голова и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских... Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском...

167. Городской думе предлежит попечение: 1. Доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию. 2. Сохранять город от ссор и тяжб с окрестными городами или селениями. 3. Сохранять между жителями мир, тишину и доброе согласие. 4. Возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя, однако ж, относящееся к чести полицейской исполнять местам и людям, для того установленным...»


Вопрос. Какие задачи возлагались на городскую думу во времена Екатерины II?


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА


М. В. Ломоносов. Согласие естествознания с религией

(1761 г.)

«...Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерить циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают нам путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного. Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии Божием, но и о несказанных к нам его благодеяниях. Грех всевать между ими плевелы и раздоры».


С. М. Соловьев о внутренней политике Елизаветы

«До вступления на престол Елисаветы выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования...

С первых же дней царствования Елисаветы было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был и решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними».


Из указа Павла I

(5 апреля 1797 г.)

«Объявляем всем нашим верным подданным. Закон Божий... научает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное мира помазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердит во сей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работе, тем более что для сельских изделиев остающиеся в недели шесть дней, по равному числу оных в общее разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их, в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям».


ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ


С. М. Соловьев о детстве М. В. Ломоносова

«Всюду для людей чутких, исполненных силы, слышались слова: «Иди за мной, время наступило! « Под такими впечатлениями богатырского времени новой России воспитывался одаренный великою духовною силою сын холмогорского рыбака. Мать, происходившая из духовного звания, выучила его грамоте, и ребенок страстно схватился за книги, разумеется за книги церковные, кроме того, он достал грамматику Смотрицкого, арифметику Магницкого. Работа с отцом, морские плавания и промыслы укрепили его физические силы, делали из него богатыря и телом. Богатырь не усидит в отцовском доме; его тянет на подвиг, а подвиг новой, преобразованной России не развивать в степи плечо богатырское, а развивать ум наукою в школе. Семейная обстановка печальна, выживает из дому; матери, первой наставницы, уже нет, вместо нее мачеха, которая, по старому обычаю, «поедом ест» пасынка за то, что он не работает как следует крестьянскому сыну, а корпит над книгами, точно попович. Богатырь уходит из дома в Москву».


Вопросы. Кто привил М. В. Ломоносову любовь к знаниям? Что подразумевает историк С. М. Соловьев под «богатырским подвигом» применительно к XVIII в.? М. В. Ломоносов, патриарх Никон происходили из простых людей. Что, по-вашему, помогло им стать великими людьми?


С. М. Соловьев о П. А. Румянцеве

«Но в Петербурге еще оставались предания Петра Великого, помнился взгляд его на войну как на живую практическую школу, в которой всего лучше развиваются военные таланты; в Петербурге сравнивали постоянную войну против искуснейшего полководца времени с войною против Карла XII; ждали тех результатов и не обманулись: из школы начали выходить хорошие ученики. В самом начале войны иностранец, опозоривший всех русских генералов, с уважением остановился перед молодым графом Румянцевым как человеком, употребившим много труда, чтоб сделать себя способным к службе, приобретшим обширные теоретические познания. К этим теоретическим познаниям пятилетняя война прибавила еще и практику: Румянцев выдается из ряду генералов, и ему поручают поправить кампанию 1761 года - взять Кольберг, под которым уже два раза русское войско терпело неудачу. Иностранец находил в Румянцеве один недостаток - горячность; но старшие русские генералы отличались до сих пор такою холодностию, что противоположное качество могло быть почтено необходимым противоядием».


Задание и вопрос. Сопоставьте материалы учебника, рассказывающие о П. А. Румянцеве, с приведенным отрывком. Что нового узнаем мы о полководце из сочинения историка С. М. Соловьева?


С. М. Соловьев о Екатерине II

«Екатерине нужно было много лет искусного, твердого и счастливого правления, чтоб приобрести тот авторитет, то обаяние, которое она производила в России и в целой Европе, чтоб заставить признать законность своей власти. В первое время царствования это признание не было всеобщим, и в Европе не было еще уверенности, что Екатерина удержится на престоле. Такие отношения заставляли Екатерину стараться об удержании при себе старых приверженцев, об увеличении их числа, заставляли сдерживаться, уступать, идти на сделки».


Вопрос. Чем можно объяснить, что в начале своего царствования Екатерина II чувствовала себя неуверенной на престоле?


ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ


Об истории возникновения Прохоровской мануфактуры

При изучении экономического развития России в XVIII в. школьников можно познакомить с историей возникновения Прохоровской мануфактуры.

«Отец основателя производства Василия Ивановича Прохорова - Иван Прохоров принадлежал к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой лавры, в которой занимал должность штатного служителя. Он был достаточно приближен к митрополиту, с которым часто ездил в Москву по делам прихода и приторговывал заодно изделиями Троице- Сергиева посада. В 1764 г. у монастырей были отобраны вотчины, поэтому Иван Прохорович освободился от крепостной зависимости, приписавшись к мещанам Дмитровской слободы. Своего сына он пристроил приказчиком к одному старообрядцу, занимавшемуся пивоварением; это и определило будущее Василия Прохорова. После 1784 г. он открывает собственное пивоварение.

Дело шло довольно гладко, однако все более серьезной проблемой для Василия Ивановича становилось противоречие между собственной глубокой религиозностью и характером промысла. Его супруга однажды высказала то, о чем долго раздумывал сам Прохоров. «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через то разорялся», - говорила Екатерина Никифоровна. Семья Прохоровых, в которой было девять душ своих детей, взяла на воспитание и вырастила нескольких девочек, малолетних дочерей своих дальних родственников.

Так что в смене занятий Василия Прохорова следует искать прежде всего нравственные соображения, нежели экономическую конъюнктуру.

Судьба свела его с Федором Резановым - молодым честолюбивым и энергичным человеком, редким знатоком красковарения и ситценабивного дела. Прохоров к тому времени сколотил небольшой капитал. Компаньоны наняли помещения и взяли в аренду землю близ речки Пресни. Договор между ними был прост: Резанов и Прохоров работают вместе пять лет, девять частей прибыли делят поровну, десятую часть будет брать себе Резанов «за знания и распоряжения».

Ситценабивное дело было новым в России. Правительственная поддержка в то время касалась только военных производств, так что на кредиты рассчитывать не приходилось. Проблемой стал набор рабочих. Мало-мальски знакомых с ситценабивным делом людей в России катастрофически не хватало. Тогда Резанов стал на время педагогом, самостоятельно обучив не один десяток будущих рабочих и служащих фабрики.

Так знания Резанова и деньги Прохорова, соединившись, родили в XVIII в. ситценабивную фабрику, положив тем самым начало текстильной империи на Трех Горах».

Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики. - М., 1993.


Нумизматика, геральдика и формирование патриотических традиций во второй половине XVIII в.

«Металлическая монета создавала немало неудобств, особенно при расчетах и перевозках. Доставить такие тяжести за сотни и тысячи верст было хлопотно.

Бумажные деньги появились в России с середины XVIII в. Они носили наименования ассигнаций. Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране...

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX вв. был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

В XVIII столетии подделки служили также целям борьбы за власть в правящих верхах. Так, во время болезни Петра I князья Долгорукие сочинили подложную духовную грамоту императора о передаче престола после его смерти Екатерине Долгорукой.

Самозванная претендентка на российскую корону, известная под именем княжны Таракановой, имела три фальшивых «завещания» - от Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны.

Великий Суворов (кстати, кавалер ордена Александра Невского) считал себя последователем дел Петра и высоко ценил его полководческое искусство. Суворов свято хранил «кокард Петра Великого» - подарок отца, состоявшего денщиком при царе. Полководец, приветствуя Ф. Ф. Ушакова после взятия крепости на о-ве Корфу, писал: «Великий Петр наш жив», упомянув Гангутскую победу. В ходе Гангутского сражения 1714 г. молодой русский флот нанес поражение шведской эскадре. Тогда было захвачено десять судов противника. Победители привели их в Петербург.

После Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в Полтаве был открыт памятник, посвященный знаменитой баталии у этого города в 1709 г.

Во второй половине XVIII в. было опубликовано многотомное издание И. И. Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнения» к нему. Голиков собрал и документы, отражающие военно-исторические сюжеты царствования Петра I. Подробно освещены Полтавская битва и другие славные страницы боевого прошлого русской армии того времени. Труд Голикова пронизан мыслью автора противостоять односторонним суждениям иностранных историков, которые «славу русскую всевозможно старались умалить». Тем самым Голиков выполнил свой патриотический долг перед Отечеством.

Профессиональная историческая наука XVIII столетия внесла свой вклад в изучение героических дел минувших веков. Но эта литература потребовала бы особого разговора.

Общественный интерес к патриотическим традициям отразился не только в работах профессиональных историков. К этой теме обращались и авторы, не считавшие писательство главным делом своей жизни.

Среди них был видный государственный деятель и разносторонний ученый Ф. И. Соймонов. В середине XVIII в. он составил «краткий трактат» русской истории, в котором излагались события от эпохи Киевской Руси до 40-х годов XVIII столетия.

В оглавлении этого труда значились в качестве важных исторических вех Куликовская битва и освобождение от ордынского ига. «Верхом славы» России Соймонов именовал время Петра I. В «Предисловии к читателю» автор раскрыл свое отношение к истории родной страны. Подпись гласила: «Благосклонного читателя всепокорнейший слуга, Всероссийского отечества всенижайший патриот».

Не менее отчетливо тема патриотических традиций прослеживается в литературе того времени.

В 1750 г. М. В. Ломоносов закончил работу над трагедией «Тамира и Селим». Он так определил идейное содержание произведения: «В сей трагедии изображается стихотворческим вымыслом позорная гибель гордого Мамая, царя татарского, о котором из российской истории известно, что он, будучи побежден храбростию московского государя, великого князя Дмитрия Ивановича, на Дону, убежал с четырьмя князьями своими в Крым в город Кафу и там убит от своих». В распоряжении Ломоносова были различные исторические источники, включая различные редакции «Сказания о Мамаевом побоище» и летописи. До читателя и зрителя середины XVIII в. были донесены в достоверном изложении сочинения русских писателей XIV - начала XV в.

Екатерина II в 1764 г. передала М. В. Ломоносову поручение «выбрать из российской истории знатные приключения для написания картин». Ломоносов, будучи большим знатоком прошлого родной страны, назвал следующие темы, достойные художественного воплощения: «Победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере», «Начало сражения с Мамаем», «Низвержение татарского ига», «Козьма Минин», два эпизода, связанные с князем Д. М. Пожарским, и один - с патриархом Гермогеном, отвергающим предложения польских интервентов поддержать их после захвата Москвы.

Тогда же горожане Устюга попросили своего грамотного, любящего историю земляка Льва Вологдина составить летопись для всех интересующихся. Вологдин выполнил это настоятельное требование сограждан. Он, в частности, написал о Смутном времени, что

Россия испытала «расхищение» от польских и шведских интервентов, «какого и от татар не бывало». Освобождение пришло «старанием нижегородского купца Козьмы Минина, под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

Характерно отношение автора сочинения к своим героям, в котором проявилась его демократическая позиция: купец поставлен в один ряд с князем.

Под руководством Ломоносова трудился над рукописями по русской истории И. С. Барков. Этому автору принадлежало оригинальное сочинение «Краткая российская история» (от Рюрика до Петра I). Оно вошло в немецкое издание «Сокращенной универсальной истории». А это придало труду Баркова международное звучание.

Имена славных воителей за землю Русскую действительно привлекали внимание в других странах.

Так, видный финско-шведский историк и просветитель Х.-Г. Портран в 70-х годах XVIII в. подготовил курс лекций «Основные черты русской истории», в котором сообщил о «большой победе» князя Александра Ярославича на Неве, назвав его «одним из наиболее доблестных правителей России». Портрану известна и Куликовская битва: «Дмитрий Иванович... получил прозвище Донского в честь победы над татарами в 1380 г. у реки Дон на Куликовом поле... Он целых три года боролся против этих мучителей России».

О том, что известность борцов за независимость России перешагнула границы нашей страны, говорят и другие факты. Каждый, кто побывал в столице Болгарии Софии, мог любоваться величественным храмом, воздвигнутым в честь Александра Невского.

Конец XVIII-XIX в. ознаменовались появлением произведений литературы и искусства, в которых запечатлелись образы героев прошлого.

Неизвестный мастер конца XVIII в. отлил на Петербургском монетном дворе памятную бронзовую медаль в честь Дмитрия Донского. Искусный северный косторез посвятил свою работу «великому князю Дмитрию Ивановичу», изобразив героя Куликова поля. Эти исторические реликвии ныне хранятся в фондах Государственного Исторического музея в Москве.

Незадолго до смерти император Павел I приказал возвести памятник своему прадеду Петру I. На постаменте памятника изображены эпизоды Полтавской битвы и морского сражения при Гангуте.

В 1798 г. была напечатана в Московской университетской типографии трагедия М. М. Хераскова «Освобожденная Москва». Здесь речь идет о борьбе русского народа во главе с Мининым и Пожарским за освобождение страны от польско-шляхетской интервенции. Автор особо подчеркивает словами князя Пожарского выдающуюся роль Кузьмы Минина в эти грозные дни испытаний:

Сей муж, почтенный муж России, сын и друг,

Примером сделался отечеству заслуг,

Не князь, не знатный муж, не есть чиновник дворский,

Он Минин, Минин он! - купец нижегородский.

Порода знатная без добрых дел ничто.

Издававшийся И. А. Крыловым журнал «Зритель» указывал, что жизнь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского может стать «совершенным училищем, как должно любить Отечество». Журнал призывал ставить в театрах пьесы, в которых любовь к Отечеству была бы «первым предметом».

Но, может быть, все, что сказано о патриотических традициях, не имело значения для рядовых жителей России? Опять-таки воспользуемся фактами, почерпнутыми из разных источников.

Исследователи установили, что даже в далекой Сибири конца XVIII - начала XIX в. в домах крестьян и горожан встречались рукописные сборники исторического содержания. Так, у крестьянина из-под Тобольска И. Панова находился сборник, включающий не только сибирские летописи и сказания о Ермаке, но также исторические произведения о Куликовской битве, Смутном времени начала XVII в., о взятии русскими войсками Нарвы в 1704 г. и тому подобное.

Русские люди во второй половине XVIII в. стали создавать постоянные поселения на полуострове Аляска и Алеутских островах. Отважные мореходы и зверопромышленники добирались до Северной Америки на кораблях, среди которых были суда с наименованием «Александр Невский». В поселения Русской Америки высылались книги, повествующие о героях отечественной истории. Сопроводительные письма таких книжных посылок не без гордости отзывались о Петре I и А. В. Суворове. Кстати, один из военных кораблей России, совершивших в начале XIX в. кругосветное плавание, был назван «Суворов».

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. - М., 1991.


Москва в XVIII в.

В течение XVIII столетия значительно выросла территория государства. В состав России вошли Правобережная Украина, Белоруссия, Прибалтика, Крым, Северный Кавказ. Возникли постоянные поселения русских людей в Северной Америке. Началось освоение Алтая и южносибирских степей. Подданство России приняли казахи.

Расширение территории государства укрепило безопасность Москвы. Стены и башни Белого города потеряли свое значение, и их решено было сломать. На освободившемся месте предполагалось устроить бульвары для гулянья. Но до конца века открыли только один бульвар - Тверской.

Теперь Москва четко делилась на четыре части: Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город. Но в середине века Москву опоясали еще одним земляным валом. Его возвели не от внешних врагов. Власти хотели защитить купцов от привоза в Москву утаенного от пошлин товара. Новый вал получил название Камер-коллежского, так как его строительством ведала Камер-коллегия, собиравшая налоги. Новое кольцо вокруг Москвы вобрало в себя слободы и другие поселения за Земляным валом. По Камер-коллежскому валу устроили более десятка ворот и застав. И сейчас, проезжая или проходя по улицам Москвы, встречаются на первый взгляд непонятные названия: Калужская, Рогожская, Преображенская, Дорогомиловская, Абельмановская и другие заставы. Или: Сущевский, Семеновский и иные валы. Все это - напоминания о том самом Камер-коллежском вале. Со временем он стал границей города.

Облик Москвы сильно изменился. Чаще стали появляться каменные дома. Застройка уплотнилась, незанятых мест становилось все меньше. Жилые дома, промышленные предприятия стали строить не только в черте города, но и за его пределами.

В разных районах города были построены общественные здания, театры, дворцы царского семейства, знатных людей. Богатые московские купцы старались не отставать от дворян. Развернулась деятельность зодчих - архитекторов. Под их руководством были возведены неповторимой красоты сооружения: на высоком холме против Кремля величественный дворец - дом заводчика Пашкова. Его строил гениальный русский зодчий Василий Иванович Баженов. Сейчас здесь - Государственная библиотека России. Неподалеку стоят корпуса Московского университета, творение другого великого мастера - Матвея Федоровича Казакова. На Тверской улице появилось внушительное здание московского генерал-губернатора. Между прочим, постройка осуществлялась из кирпича разобранной стены Белого города. И вообще этот материал широко использовался в тогдашнем московском строительстве.

В другом конце Москвы встал дворец крупных предпринимателей Демидовых. Ранее это место называлось Гороховым полем (ныне Гороховский переулок). Неподалеку - дворец Разумовских (на улице Казакова). В Немецкой слободе воздвигли Екатерининский дворец. На берегу Яузы еще при Петре Первом выстроили Военный госпиталь. Он и сейчас обслуживает воинов нашей армии. Конец XVIII века ознаменовался строительством здания для дворянских собраний с его известным Колонным залом.

Знатные особы обзаводятся великолепными дворцами-усадьбами за чертой Москвы. В Останкине и Кускове они принадлежали графам Шереметевым, в Архангельском - князьям Юсуповым. Не сразу можно догадаться, что здание Останкинского дворца - из дерева. Так умело его построили «под камень». Парки, сады, пруды были неотъемлемой частью таких загородных усадеб. А на Воробьевых горах утопал в зелени Нескучный дворец.

За XVIII столетие Москва обогатилась и новыми церковными зданиями. Сподвижник Петра Первого князь А. Д. Меншиков решил удивить современников. Он заказал постройку церкви с очень высокой колокольней. Она должна была соперничать с кремлевской колокольней Ивана Великого, возведенной еще в 1600 году. Это церковь Святого Гавриила, известная как Меншикова башня (близ Главного почтамта на Мясницкой улице). В честь Полтавской битвы соорудили церковь Ивана Воина.

Внутри Кремля выросли здание Арсенала, новые дворцовые постройки.

Позаботились и о водоемах. Беспокойную реку Неглинную перевели в открытый канал. Набережные Москвы-реки у Кремля одели в гранит. Устроили водоотводный канал, построили новые мосты. Из Мытищ начали тянуть водопровод.

В центре города улицы стали освещать масляными фонарями. Благоустройство почти не затронуло городских окраин, где обитал трудовой люд.

При Петре Первом из Москвы в Петербург переселили многих купцов и ремесленников. Это было не на пользу городу. Его население росло медленно и пополнялось в основном за счет притока крестьян. Состав жителей изменился. Вместо прежних стрельцов Москва имела гарнизон из регулярных, постоянных войск. Выросло число чиновников различных учреждений. Появилась растущая численно группа рабочих казенных и частных предприятий. Ее пополняли крестьяне, ищущие заработка. Стало больше преподавателей школ и университета, врачей, аптекарей, артистов. Немало было заезжих иностранцев. Их охотно приглашали дворяне и чиновники в свои дома как учителей - воспитателей детей. Особенно много их приехало из Франции, где в XVIII веке прошла революция.

В неурожайные годы в Москву стекались тысячи нищих. Полиция пыталась их выдворить, но это мало помогало.

В истории нашего города были и такие страшные страницы, как эпидемия чумы в 1771 году. Она унесла многие тысячи жизней, вызвала волнения жителей. Заразу завезли вместе с шерстью из южных краев. Первыми заболели рабочие суконной фабрики. Затем болезнь расползлась по всему городу. Возникла паника. Как лечить чуму, не знали. Началось бегство из Москвы многих дворян и владельцев предприятий. Брошенные на произвол судьбы крестьяне, рабочие, дворовые люди скитались по городу голодными толпами. Эпидемия нанесла Москве огромный урон. С той поры появились в городе массовые захоронения - кладбища: Ваганьковское, Рогожское, Преображенское.

Преображенский А. А. Наша древняя Москва. - М., 1997.






Для любых предложений по сайту: [email protected]