Международные отношения в XVI— XVIII вв. - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI—XVIII вв. - РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Международные отношения в XVI— XVIII вв. - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI—XVIII вв. - РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Международные отношения в XVI— XVIII вв.:
1. Почему происходили международные конфликты? 2. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя из религиозных войн. 3. Ход войны. Состояние вооружения. Военная система. «Армия кормит себя сама». 4. Тяжелые последствия войны для европейского населения. 5. Условия и значения Вестфальского мира.
Возможная личностно значимая проблема: понимание бесчеловечности войн и их непригодности в качестве средства для разрешения конфликтов

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Как вы считаете, была ли Тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач? Свою точку зрения аргументируйте. 2. Историки говорят, что Тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». Как вы думаете, о какой эпохе идет речь? Прокомментируйте эту точку зрения. 3. Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точку зрения.
Форма урока: комбинированный урок или урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся.
Приемы деятельности учителя: объяснение (причины международных конфликтов), сюжетный повествовательный рассказ (ход военных действий), картинное описание (бедствия войны), обучение решению учебных задач

Развитие умений учащихся

Учатся самостоятельно готовить сообщения по заданной теме (о развитии военного дела, о бедствиях войны) и предъявлять результаты своей деятельности; учатся слушать сообщения одноклассников и выделять главное; самостоятельно работают с текстом учебника и картой, выделяют главное (значение Вестфальского мира), учатся решать учебные проблемы и предъявлять их решение

Основные понятия и термины

Коалиция, батальон

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 496—501. Дюпюи Р.-Э., Дюпюи Т.-Н. Всемирная история войн.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1997.— Книга вторая.— С. 459—471. Ф. Шиллер.Лагерь Валленштейна; Смерть Валленштейна; Драмы; Стихотворения. Репродукции: Теодор де Бри. Прощание солдата в 1600 г.; Гравюра Павла Понция с картины Ван Дейка. Густав Адольф, король шведский; Валленштейн (гравюра на меди); Высадка Густава Адольфа; Смерть Густава Адольфа в битве при Люцене; Эгерское убийство. Все указанные иллюстрации представлены в книге: Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1999


Комментарии к технологической карте

Урок начинается с беседы, цель которой — обобщить знания учащихся об английских революциях и создании в стране парламентской монархии. Для беседы могут быть использованы вопросы домашнего задания, в том числе и из рабочей тетради, а также вопросы, помещенные в учебнике в конце темы.

Для проверки знаний может быть использовано тестирование:

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Протекторат Кромвеля был установлен:

а) 1640 г.;

б) 1649 г.;

в) 1653 г.;

г) 1660 г.

1.2. О ком эти слова: «Ключи от континента висели у него на поясе» и «Это самый сильный человек в Европе»?

а) Карл I;

б) Карл II;

в) Оливер Кромвель;

г) Вильгельм Оранский.

1.3. Законченный парламентский режим — это:

а) существование в стране конституции;

б) существование политических партий;

в) ответственность правительства перед парламентом.

2. Согласны ли вы со следующим утверждением?

2.1. Аграрная революция в Англии — это передача земли крестьянам (да, нет).

2.2. Диггеры — это разрушители машин (да, нет).

2.3. В 1707 г. парламент узаконил унию между Англией и Шотландией, и государство стало называться Великобританией (да, нет).

3. Установите соответствие между «а» и «б».

3.1.

«а»


«б»


1649 г.
1660 г.
1640—1653 гг.
1649 г.
1688 г.
1660 г.
1649—1651 гг.


1. Английская революция.
2. Казнь Карла Стюарта.
3. Завоевание Ирландии.
4. Установление республики в Англии.
5. Период протектората Кромвеля.
6. «Славная революция».
7. Реставрация Стюартов.


3.2.

«а»

«б»

Отстаивали нерушимость «божественного права короны». На их знамени было начертано «Трон и алтарь!».

1. Виги

Защищали права парламента, считая, что только ему может принадлежать законодательная власть. Выступали за реформы в экономической и политической жизни страны. Их лозунг «Сопротивление!».

2. Тори


После подведения итогов изученного учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и познавательными заданиями (по выбору).

Основные приемы деятельности учителя — объяснение и размышление по вопросам достаточно сложного содержания. Следует учесть, что семиклассники впервые знакомятся с темой «Международные отношения». Ввиду большой плотности содержания не следует требовать от них заучивания всего объема нового материала. Учащиеся должны знать, какие точки зрения на политическое устройство Европы существовали в XVII в., и понимать, что эпохе Нового времени более соответствовала идея существования в Европе национальных государств, что, хотя Тридцатилетняя война и началась как война религиозная, она превратилась в средство для решения политических проблем. Ход военных действий сообщается в пределах учебника, но акцентировать внимание учащихся на различных периодах этой войны не следует. Важно, чтобы ученики увидели бедствия, которые война несла воюющим странам, особенно тем, на чьей территории велись военные действия, а также мирному населению. Можно добавить, что эта война имела самые пагубные последствия для хозяйственной жизни Германии. Целые сельские области превратились в пустыни, и там, где еще в начале XVII в. крестьяне обрабатывали поля, в 50-х гг. шумел молодой лес.

Города пострадали меньше, у них были крепкие стены, но если вражеской армии удавалось захватить город, он подвергался полному разграблению.

О бедствиях населения рассказывает документ — извлечение из «похождений Симплиция Симплициссимуса», вопросы к документу имеются в учебнике. В конце параграфа помещен дополнительный материал о новой организации армии, позволяющий увидеть изменения в военном деле в период Тридцатилетней войны.

Изучение вопроса об условиях и значении Вестфальского мира может быть организовано как самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой, результатом которой будет составление в тетради плана этого вопроса.

Для иллюстрации обстановки, в которой происходило окончание войны, можно привести следующий текст:

После подписания мира «гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир». Все успели почти одичать от нескончаемой и повсеместной войны. Множество людей и свет-то Божий увидели впервые в какой-нибудь лесной трущобе, в какой-нибудь неведомой глуши пустыря, куда укрылось население их деревни вместе с семьями и имуществом, избегая неистовства и грабежей того полчища разнузданной сволочи, которая тащилась вслед за войском.

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путники — беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен... И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть! (Егер О. Всемирная история: Новая история.— СПб.; М.: Полигон — АСТ, 1999.— С. 343—344).

Очень коротко сообщается о войне за испанское наследство. Тем не менее следует добавить о роли в этой войне Англии. После «славной революции» Франция все еще представляла серьезную опасность для англичан, так как покровительствовала свергнутым Стюартам. Кроме того, Франция являлась оплотом католической церкви, восстановления которой Англия опасалась. Франция была сильным конкурентом и в торговле. Стремление Англии сокрушить могущество Франции в торговле и на море стало главной причиной вступления в войну. Следует показать по карте европейскую территорию, ставшую театром военных действий, — она простиралась от Вислы до побережья Атлантического океана. Во главе английской и союзнических армий встал Джон Черчилль, предок известного политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, знаменитого премьер-министра Великобритании. Благодаря полководческому таланту герцога Мальборо союзническим войскам удалось одержать ряд побед, но давались они дорогой ценой. Морская торговля терпела огромные убытки от нападений французских судов. В стране резко подскочили цены на продовольствие, увеличились налоги. Население нищало, а поставщики для армии и банкиры наживались. Джонатан Свифт так отзывался об этой войне:

Длительная и дорогостоящая война является бременем для нации. Она развязана в интересах тех людей, которые получают солидные доходы от войны. Эта война обогащает ростовщиков и банкиров и ведет английский народ к нищете и полному разорению. Надо немедленно покончить с этой войной!

В последней части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения выбранных ими познавательных и проблемных заданий. Они отмечают, что Тридцатилетняя война, начавшись как религиозная, превратилась в средство для решения политических проблем — правящая в Священной Римской империи германской нации династия Габсбургов стремилась установить свой контроль над возможно большей частью европейской территории, а другие монархи пытались этого не допустить; что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что новая система международных отношений, установленных Вестфальским миром,— это система, основанная на равновесии сил, вызванном ослаблением Габсбургов и усилением Франции Людовика XIV.

Указанные в технологической карте иллюстрации помогут составить визуальное представление о людях этой эпохи. Для определения объема домашнего задания следует использовать также вопросы, данные в заключении к главе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]