Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
От Средневековья к Новому времени - ВВЕДЕНИЕ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
От Средневековья к Новому времени: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся усваивают хронологические рамки Нового времени; понимают принципиальное отличие Нового времени от Средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традиционного общества и знакомятся с чертами зарождающегося индустриального общества |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Определите, какие новые явления в обществе позволили людям в XVI в. заявить о начале Нового времени. Согласны ли вы с их точкой зрения? 2. Подумайте, какие личные качества человека, развивающиеся в XV—XVI вв., позволили сделать вывод о рождении нового типа человека — человека Нового времени. |
Развитие умений учащихся |
Учатся использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений |
Основные понятия и термины |
Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник. Введение. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты». Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной среды: индивидуальная, групповая или семейная экскурсия по городу с целью осмотра материальных памятников Нового времени. Произведения художественной литературы, скульптуры, живописи. Кинофильмы, видеофильмы об эпохе Нового времени |
Комментарии к технологической карт.
Тема урока дает возможность поставить проблему связи исторических эпох и значимости исторического опыта для личности учащегося. На уроке используются межпредметные связи (литература), межкурсовые связи (история Средних веков). Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной среды. Во внеурочное время там, где это возможно, может быть проведена экскурсия «Мой город (другой населенный пункт) — свидетель эпохи Нового времени».
В начале урока учитель ставит перед учащимися познавательное задание (его следует написать на доске). После объяснения первого пункта плана вполне целесообразно дать возможность учащимся познакомиться с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и внетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного (по желанию) чтения. Возможно, следует прочитать фрагмент из дополнительного текста (например, о семье Фуггеров как представителях людей Нового времени). Этот прием может вызвать у учащихся интерес к дополнительным текстам.
Второй пункт плана можно рассмотреть методом беседы, используя знания семиклассников о чертах личности средневекового человека, его мировоззрении. Учащимся предлагается ответить на вопросы: какие занятия были наиболее распространены среди европейского населения в XIV—XV вв.? Какие объединения сельского и городского населения вам известны из истории Средневековья? Чем вы можете объяснить стремление средневековых людей к объединению? Представители семьи Фуггеров — люди Средневековья или Нового времени?
Очевидно, что учащиеся выделят новые черты в психологии Фуггеров, и это позволит им сделать вывод о тех чертах личности, которые отличают человека Нового времени от его предшественников, и прежде всего это способность к самостоятельной деятельности, инициатива.
При рассматривании третьего вопроса учитель, реализуя межкурсовые связи, опирается на ранее полученные знания из курса истории Средних веков. В этом случае вполне уместен рассказ учителя.
«Уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Вы помните, что в Средние века в Европе господствовало традиционное общество, где люди жили, не нарушая законов предков, где все было ориентировано на сохранение старых обычаев и ценностей. Но это общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается.
Подумаем: что же меняется в хозяйственной жизни? Вспомните, какое хозяйство господствует в традиционном обществе». Выслушав ответ учащихся о натуральном характере хозяйства в эпоху Средневековья, учитель продолжает рассказ: «В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения, большинство населения было занято в сельском хозяйстве. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков). Но постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда. Возникла потребность в увеличении потребления энергии и в связи с этим — в новых источниках энергии. Уменьшилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь; выросли города, тесно связанные с ремесленным производством и торговлей.
Большие изменения происходили и в обществе. Подумаем какие». Выслушав ответы учащихся о наличии в средневековом обществе сословий и каст, учитель продолжает рассказ: «Традиционное общество состояло из сословий и каст. Вспомним, что сословие — это группа людей, признанная государством, имеющая свои права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству. Каждый человек принадлежал к какому-нибудь сословию (дворяне, служители церкви, горожане, крестьяне и т. д.) и имел «сословное сознание», основанное на чувстве долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Отдельный человек поглощался коллективом. С конца Средневековья и до XVIII в. сословное сознание было сильно развито у духовенства, дворянства и бюргерства. Сословный характер носило и государство — власть сосредоточивалась в руках служилого сословия. В таких государствах, как вы помните, существовала сословная иерархия. Государственная система была централизованной и авторитарной.
В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление. Государства (в своем большинстве) преодолевают феодальную раздробленность.
Изменялась и духовная жизнь человека. В традиционном обществе человек всегда воспринимался как часть природы, простого и справедливого порядка вещей. Основные ценности сводились к ощущению прочности своего положения, защищенности, уверенности. Сознание человека формировалось религией и сословными нормами, и он всегда ощущал себя частью общности — сословия, общины, клана, семьи и т. д. Окружающий мир воспринимался как нечто существующее без содействия человека, не было стремления подчинить себе природу. Необходимость сохранения традиций воспринималась как истина, не требующая доказательств.
Однако в конце Средневековья отдельный человек уже начинает обособляться, полагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности — достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать важные решения. Христианское учение, ставящее перед верующим задачу спасения души, также предполагает, что заботиться о личном спасении человек должен индивидуально. Постепенно появляется мысль о возможности общения с Богом напрямую, а не через священнослужителей.
Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».
Особого внимания заслуживает вопрос о постепенном переходе от традиционного общества к обществу индустриальному. Понятие «индустриальное общество» вводится в курсе новой истории 8 класса, а в 7 классе достаточно знать, что это общество, где развивается и господствует машинное производство. Учитель говорит:
«В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники — это уже XIX в., который назовут индустриальным (от латинского слова industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».
В заключение урока можно предложить учащимся поразмышлять над вопросом: что связывает нас с Новым временем? Такой вопрос является личностно значимым, позволит семиклассникам ощутить связь времен, почувствовать непрерывность исторического процесса. Обсуждая проблему, учащиеся отметят, что новая история изучает время, которое отстоит от современности сравнительно недалеко, всего лишь на какие-то 500—200 лет. С точки зрения исторической науки это было не так давно. Особенно важно подчеркнуть, что жизнь людей этого времени уже можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Важно предложить школьникам подумать, что (какие предметы домашнего обихода, образцы нашей одежды, пища) в их городе или ином населенном пункте возникло в эпоху Нового времени. Те, кто живут в городах, должны знать, что их облик чаще всего сформировался в Новое время.
Следует сообщить ученикам, что в Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» формируются в 8 классе (или на уроке повторительного обобщения в конце курса 7 класса), здесь же достаточно сказать, что на рубеже XVIII—XIX вв. были написаны первые конституции.
Затем учащимся предлагается предъявить результаты выполнения познавательного задания. Они указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.
Предлагаем расширить образовательное поле, привлекая и межпредметные связи. Учитель говорит: «Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов. Картины и скульптуры этой эпохи близки нам и понятны». Можно предложить семиклассникам назвать художественные произведения и кинофильмы, отражающие сюжеты истории Нового времени, жизни различных слоев населения этой эпохи.
С целью мотивации интереса к предмету, стараясь сделать курс новой истории личностно значимым для учащихся, учитель обращает внимание семиклассников на последний абзац введения, где говорится: «Учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени, когда происходил переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Каждая страница — это рассказ о жизни людей Нового времени, народных масс и отдельных личностей. Что-то в их жизни покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то события и поступки позволят извлечь уроки для себя».
«Когда мы закончим изучать этот курс, — говорит учитель, — вы ответите на вопросы: что нового для себя я узнал? Чему научился? Что из этого курса для меня важно и нужно и почему?»