Английские колонии в Северной Америке - СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Английские колонии в Северной Америке - СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Английские колонии в Северной Америке:
1. Первые колонии и их жители. 2. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. 3. Формирование североамериканской нации. 4. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без представительства». 5. Бенджамин Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Возможная личностно значимая проблема: преданность светской или религиозной идее в условиях некритического к ней отношения может переродиться в слепой фанатизм

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Как вы думаете, что дало основание крестьянину из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию: «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклонов перед каким бы то ни было господином»? 2. Как вы думаете, какие причины привели к колонизации Северной Америки европейцами и какие из этих причин вы укажете как главные? Свою точку зрения докажите. 3. По ходу объяснения учителя определите и запишите в тетрадь причины конфликта между жителями колоний и Английской короной.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы или урок - лабораторная работа в малых группах.
Приемы деятельности учителя: объяснение (особенности создания североамериканского общества), сюжетный повествовательный рассказ (о колониальном обществе), эвристическая беседа (причины конфликта с метрополией), персонификация (Б. Франклин), организация лабораторной работы с документами, обучение решению учебных проблем, предъявление результатов самостоятельной деятельности

Развитие умений учащихся

Работают с текстом учебника и дополнительными источниками, анализируют и выделяют главное, формируют личностное отношение к содержанию, устанавливают внутрикурсовые связи, развивают коммуникативные умения, учатся доказательствам, решают проблемы, предъявляют результаты самостоятельной деятельности

Основные понятия и термины

Пилигрим, национальное самосознание

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 22. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Северная Америка в 1775—1783 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 509—511; Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга.— Ростов-на-Дону; М., 1997. В. Согрин. Основатели США. Л. Слезкин. У истоков американской истории.Ф. Купер. Зверобой; Осада Бостона; Последний из могикан; Следопыт; Шпион. У. М. Теккерей. Виргинцы. Р. Ф. Иванов. Франклин


Комментарии к технологической карте

На уроке начинается изучение темы «Североамериканские колонии в борьбе за независимость». Для создания интереса у семиклассников следует их спросить, что им известно об истории возникновения современного государства Соединенные Штаты Америки. Ответы учащихся, скорее всего, не будут носить системного характера, но возбудят интерес к теме. Учитель сообщает семиклассникам, что на этом и на следующем уроках они познакомятся с историей рождения нового государства — США, узнают об особенностях североамериканского общества.

Затем учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают для решения одно из трех проблемно-познавательных заданий, написанных на доске. Содержание урока излагается по материалу учебника, но при объяснении следует учитывать особенности исторического развития США.

Североамериканское общество возникло в ходе коренного преобразования европейских по своему происхождению цивилизационных основ: государственных, экономических и социальных моделей, которые возникли в Европе в период после Реформации. Особенно следует учитывать, что в протестантской Европе уже были модели государств с конституционным устройством — прежде всего в Англии и Нидерландах. В этих странах широко распространялись и частично узаконились новые учения и группы людей, стремящиеся реализовать принцип равноправия в религиозной и политической сферах.

США — страна, созданная поселенцами, явившимися носителями тех европейских религиозных и культурных традиций, которые открыли простор для развития принципа равноправия и постепенно создали предпосылки для образования североамериканского общества.

В то же время США нельзя рассматривать как «осколки» своих европейских «стран-родителей», ибо в этой стране у народа сформировано свое коллективное самосознание, сложилась американская нация, а многие из норм экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, перенесенных из Европы, изменились в соответствии с местными предпосылками. Историки считают, что наиболее важные основы были заложены в результате «мессианских» учений и предоставленной возможности создания Царства Божия на земле. Идеология основателей нового общества своими корнями уходила в пуританские религиозные представления, политические идеалы Локка и во взгляды европейского Просвещения.

Для общественного устройства (политики) Соединенных Штатов был характерен акцент, ориентированный на личные достижения, индивидуализм, на республиканские свободы.

Как мы видим, в Соединенных Штатах сложилось особое слияние религиозных ценностей, культа индивидуализма и экономического успеха, отсутствие культа государства. Эти идеи оказали влияние на формирование американского национального характера.

При объяснении первого вопроса можно подробнее рассказать об отношениях колонистов и индейцев.

Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Именно индейцы научили пришельцев, как расчищать первобытные леса и делать землю пригодной для обработки. Они же научили белых сеять маис и табак, горох и бобы, тыкву и кабачки, дыню и огурцы, готовить кленовый сахар; охотиться на диких животных, ставить на них капканы и выделывать их шкуры; как делать челны из березовой коры (без этих челнов колонистам никогда бы не удалось проникнуть в дикие чащи); печь съедобных моллюсков на взморье. Тропинки индейцев стали дорогами колонистов. Одним словом, индейцы научили колонистов жить в Новом Свете, а европейцы отплатили тем, что отняли у них земли. Колонисты стали захватывать леса, в которых индейцы, не имевшие домашнего скота, охотились. Торговцы за ром и фабричные товары покупали у индейцев ценнейшую пушнину. Современник писал: «За порцию рома, стоимостью в полшиллинга, можно купить у них мех, который не получить в обмен на другой товар даже стоимостью в 15 шиллингов» (остров, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, был «куплен» за набор ножей и бус, стоивших всего 24 доллара). Такая политика поселенцев вызвала возмущение индейцев и подтолкнула их к борьбе, которая кончилась истреблением коренного населения.

Углубляя вопрос о хозяйственной жизни колониального общества, учитель может добавить, что английский король и земельная аристократия старались насаждать крупное землевладение. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; лорд Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т. д. Эти собственники земли пытались ввести сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Но наличие «свободных» земель обрекло эту политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на Запад, становились свободными фермерами.

При изучении третьего пункта плана следует использовать документ: писатель Жан де Кревекер о некоторых качествах американцев и американского общества. Анализ документа позволит решить первую проблему (см. технологическую карту).

Содержание урока позволяет показать учащимся опасность религиозного фанатизма. Учитель говорит, что XVI—XVII вв.— это время, когда шла «охота на ведьм». Учащиеся знают о преследованиях инквизицией еретиков и «ведьм». Приведенный ниже рассказ позволяет увидеть, что не отставала от католической церкви и кальвинистская церковь.

Чтобы обвинить женщину в ведовстве, не требовалось никаких доказательств. Достаточно было соседям указать на вред, якобы причиненный им колдовскими приемами определенной женщины. Болезнь или смерть ребенка, пропажа молока у коровы, красота, недобрый взгляд и т. д. — все это могло вызвать обвинения в колдовстве.

Вместе с переселенцами из Европы эта истерия перекинулась и в Новый Свет, где ведовство считалось преступлением более тяжким, чем поджог или убийство. Всемирную известность приобрел маленький американский городок Сайлем, расположенный на берегу Массачусетского залива. С января по октябрь 1692 г. здесь продолжался чудовищный процесс над ведьмами. Две девочки, 9 и 11 лет, дочь и племянница пастора, начитавшись книг о ведовстве, которых было много в доме, впали в истерическое состояние: они плакали, смеялись, бились в судорогах. Врач помочь не смог, и тогда заговорили о кознях нечистой силы. Девочки ухватились за это предположение, и болезнь (подростковая истерия) превратилась в игру. Они заявили, что их мучает дьявол, а во время своих припадков начали называть и других его сообщников, которыми были уважаемые и состоятельные жители Сайлема, чем-то несимпатичные девочкам. Всех «изобличенных» ими ждал суд.

Последний вопрос изучается по материалу учебника, а причины конфликта между колониями и метрополией выписываются в тетрадь.

Вопрос о Б. Франклине вынесен в дополнительное чтение, и прочитать его ученики могут самостоятельно.

В конце урока учащиеся предъявляют результаты своей работы: обсуждаются варианты решения познавательного и проблемных заданий.

Возможен также вариант урока в форме лабораторной работы. Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, с проблемными и познавательными заданиями и просит их подготовить ответы, пользуясь полученными документами и текстом параграфа. В этом случае учитель раздает учащимся пакеты с документами и заданиями.


Задание 1. Используя содержание учебника и приведенные ниже статистические данные, выделите причины эмиграции в Северную Америку в конце XVII — начале XVIII в.:

— к началу XVIII в. в Северной Америке проживало 250 тыс. выходцев из Британии, в течение XVIII в. переселилось еще 432 тыс. британцев;

— от 1/4 до 1/3 переселенцев были родом из Лондона или близлежащих городов;

— средний надел земли в Европе у свободного землевладельца не превышал 30 акров, в Северной Америке составлял 100 акров;

— в Англии мелкие землевладельцы владели менее чем 30% всей обрабатываемой земли, в Северной Америке — 70% всех угодий;

— в Англии беднота без земли становилась наемными рабочими, которые в середине XVIII в. составляли около 50% населения, в Северной Америке наемные рабочие в это же время составляли 20% населения;

— в середине XVIII в. по европейским стандартам в Северной Америке был самый высокий уровень жизни в мире. Доходы на душу населения в Северной Америке росли вдвое быстрее, чем в Англии;

— средний доход свободных американцев в 70-е гг. XVIII в. составлял (по разным данным) от 60 до 75 ф. ст., в то время как в Англии он не превышал 55 ф. ст.;

— в английских колониях Северной Америки не менее четверти дохода каждого фермерского хозяйства шло на покупку товаров из-за океана;

— не менее 2/3 населения североамериканских колоний жили за счет торговли, тогда как в Англии — 1/4 часть;

— к 1790 г. в 2/3 американских семей насчитывалось до 9 человек, тогда как в Англии — 4, 5 человека.


Задание 2. Прочитайте документы и укажите:

а) как развивались отношения между индейцами и белыми колонистами с середины XVII в. до середины XVIII в.;

б) чем вы можете объяснить изменение этих отношений.

Дайте свою оценку сложившейся ситуации.

Из заявлений вождей индейских племен во время переговоров с уполномоченным английских властей баронетом Уильямом Джонсоном (март 1768 г.)

На заседании 4 марта. ...Вождь племени онейда от имени вождей остальных племен обратился... со следующими словами: «Мы благодарим Великий дух за то, что он дал нам возможность встретиться здесь сегодня после многих обрушившихся на нас бед... Брат, мы и наши семьи последнее время живем как в аду, не зная, что делать. Куда мы ни посмотрим, везде мы видим нашу кровь, а когда наши юноши хотят заняться охотой на диких зверей в нашей стране, они натыкаются на заборы. Им надоело перелезать через них. Они не могут добыть оленину для еды и кору дерева для хижины, так как на животных им не дают охотиться, а деревья вырубают».

На заседании 6 марта. Представитель индейцев, отвечая на речь сэра Уильяма, заявил: «...Люди, которые раньше обижали нас... теперь поднялись, чтобы задушить нас... и англичане, вместо того чтобы защитить нас, как мы на это надеялись, воспользовались тем, что они хитрее нас, и обманули наших людей в Пенсильвании, Виргинии и по всей стране, а торговцы начали все больше обманывать нас и сейчас ни с чем и ни с кем не считаются, даже с чиновниками, которых посылают для наблюдения за торговлей. Так если нас обижают, то кто же поможет нам?»


Задание 3. В одной из резолюций английского парламента было сказано: «Развитие промышленности в колониях ослабляет их зависимость от Великобритании». Прочитайте внимательно извлечения из парламентских актов и объясните, какими методами Великобритания укрепляла зависимость своих колоний в Северной Америке.

Навигационный акт (1660 г.)

Для поощрения и развития кораблестроения и мореплавания этой нации, богатства и процветания королевства... король, лорды и общины постановляют: ...2) начиная с 1 декабря сего 1660 года никакой товар или изделие не могут ввозиться или вывозиться с земель, островов... или иных территорий, принадлежащих Его Величеству в Азии, Африке или Америке... ни на каком ином судне, кроме принадлежащих жителям Англии, Ирландии и Уэльса... или же на судах, построенных в вышеупомянутых колониях и принадлежащих их жителям при условии, что капитан и не менее 3/4 их экипажа будут англичанами; 3) в случае же, если настоящий закон будет нарушен, нарушивший его подвергается наказанию: конфискации самого судна и товара, перевозимого на нем... 4) всем адмиралам, а также капитанам судов... предписывается в обязательном порядке захватывать корабли нарушителей... и доставлять их в адмиралтейский суд...>

...Начиная с 1 апреля 1661 года сахар, табак, хлопок, индиго, имбирь и ряд других товаров, производимых в колониях Америки, Азии или Африки, не могут вывозиться из вышеупомянутых колоний ни в какую часть света, кроме владений Его Величества, или же в Англию, Ирландию, Уэльс...

Шерстяной акт (4 мая 1699 г.)

...Начиная с 1 декабря сего года в целях поощрения и развития шерстяного производства в королевстве... шерстяные изделия любого рода... произведенные в какой-либо из английских колоний в Америке, не могут вывозиться из портов вышеупомянутых колоний, а также никакие изделия из шерсти, произведенные в колониях, нельзя вывозить за пределы английских владений в Северной Америке...

Железный акт (12 апреля 1750 г.)

...Начиная с 24 июня, для того чтобы металлические заготовки, изготовленные в колониях Его Величества в Америке, обрабатывались только в Великобритании... ни одно предприятие или машина для обработки или проката железа... изготовления стали... не могут быть построены ни в одной из американских колоний Его Величества... и если кто-нибудь нарушит настоящий Акт, то будет подвергнут штрафу в размере 200 фунтов за каждую используемую для изготовления и обработки металла машину.


Задание 4. Бенджамин Франклин считается идеологом американского общества XVIII в. В чем выражалась эта идеология? Под влиянием каких учений она сложилась?

Из высказываний Б. Франклина

«Тот, кто точно отдает долги, является хозяином чужих кошельков».

«Для того чтобы обеспечить мой кредит и репутацию как торговца, я старался не только быть трудолюбивым и бережливым в действительности, но и избегать всякого внешнего проявления противоположных качеств. Я одевался просто, и меня никогда не видели в местах праздных развлечений. Я никогда не занимался ужением рыбы или охотой; книга, правда, иной раз отрывала меня от моей работы, но это случалось редко и оставалось незамеченным, так что не вызывало сплетен. Чтобы показать, что я не брезгую своим делом, я иногда привозил домой бумагу, купленную мной в магазине, на тачке. Я слыл трудолюбивым и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам».

«Усердие платит долги, а лень и отчаяние их увеличивают».

«Капля по капле камень долбит; ударяя не сильно, но часто, можно свалить большие дубы».

«Где кухня жирная, там завещание тощее».

«Лучше лечь спать не ужинавши, чем встать в долгах».

«Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое».

«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».


Задание 5. Подумайте, что отличало американское общество от европейского (см. документ в учебнике в конце параграфа «Писатель Жан де Кревекер о некоторых качествах американцев и американского общества»).

В конце урока учащиеся предъявляют в устной форме выполненные задания, после чего учитель делает заключение и подводит итоги урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]