Великая французская революция. От монархии к республике - ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Великая французская революция. От монархии к республике - ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. - ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Великая французская революция. От монархии к республике:
1. Декларация прав человека и гражданина закладывает основы правового государства. 2. Вареннский кризис — бегство и возвращение короля. 3. Конституция 1791 г. Жирондисты в Законодательном собрании. 4. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!» 5. Якобинский клуб. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ж. Дантон. 6. Свержение монархии и провозглашение республики. Казнь короля. 7. Якобинская диктатура и террор.
Возможная личностно значимая проблема: свобода есть право делать то, что разрешено законом. Человек свободен в своих действиях, пока они не причиняют вреда другим. Насилие безнравственно, даже если его одобряет большинство

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что Декларация прав человека и гражданина провозгласила основы нового политического устройства Франции и была победой права над традициями старого порядка; в результате завоеваний революции Франция стала республикой, что явилось победой третьего сословия; якобинская диктатура стала отступлением от правовых норм. Ученики убеждаются, что террор аморален по своей сути и не является методом разрешения проблем

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Считается, что одно из величайших значений Декларации прав человека и гражданина заключается в том, что она означала победу права над традициями старого порядка. Если вы согласны с этим положением, то найдите аргументы и факты, подтверждающие эту точку зрения. 2. Авторы учебника считают, что диктатура якобинцев являлась нарушением Декларации прав человека и гражданина. Укажите факты, подтверждающие эту точку зрения. 3. Как вы думаете, почему политика террора, введенного по требованию санкюлотов, закончилась крушением якобинской диктатуры?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (развитие революции), организация лабораторной работы (Декларация...), драматизация повествования (казнь короля, террор), персонификация (Робеспьер, Марат), эвристическая беседа (причины террора), обучение решению учебных проблем

Развитие умений учащихся

Анализируют текст документа, выделяют главное и устанавливают причинно-следственные связи, решают познавательные и проблемные задания; актуализируют ранее полученные знания, оперируют терминами и понятиями, учатся сопереживать

Основные понятия и термины

Белая эмиграция, жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина, декрет

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 25. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Начало Великой французской революции» и «Борьба революционной Франции с внешней и внутренней контрреволюцией в 1792—1794 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 518—529. В. Гюго. Девяносто третий год. Ф. Гра. Марсельцы. Р. Роллан. Вальми. Дантон. Робеспьер. С. Цвейг. Мария Антуанетта: Портрет ординарного характера. Е. Черняк. Судебная петля.— М., 1991 (глава «Лики террора»). Иллюстрации:гравюры и репродукции картин; портреты Людовика XVI, Марии Антуанетты, Дантона, Робеспьера, Марата


Комментарии к технологической карте

После короткой проверки домашнего задания, цель которой — выяснить, насколько усвоены причины революции, учитель знакомит учащихся с планом урока и проблемными заданиями. Поскольку содержание урока велико по объему, важно четко определить: какие вопросы рассматриваются на уроке информативно, какие определяются на самостоятельное домашнее чтение, какие следует объяснить подробно и обсудить. Сюжеты: поход на Версаль, бегство короля, казнь Людовика XVI, характеристики деятелей революции могут быть прочитаны дома самостоятельно, так как они доступны и увлекательны по содержанию.

Некоторые из вопросов требуют более подробного пояснения; это прежде всего вопросы о Декларации прав человека и гражданина, о якобинском терроре, характере якобинской диктатуры и причинах ее крушения.

При изучении первого вопроса следует опираться на знания учащихся о бесправном положении личности во Франции накануне революции. Проблема освобождения личности от деспотической власти короля, сеньора, а в семье — отца была решена законодательством Французской революции.

11 июля 1789 г. маркиз Лафайет внес в Учредительное собрание предложение о провозглашении Декларации прав человека и гражданина. 26 августа Декларация была принята. Депутаты Национального собрания придавали Декларации общечеловеческое значение. «Наша задача не ограничивается одной Францией,— говорил депутат Петион,— мы должны объявить, какие права составляют общее достояние всех людей и всех времен».

Декларация 1789 г. не представляет собой самостоятельного творчества французских мыслителей и политических деятелей, но это не умаляет ее значения. В этом документе воспроизведены идеи, получившие хождение и развитие в период Английской революции XVII в., систематизированные и философски обоснованные в трактатах великого английского философа Локка.

В чем же состоит значение этого документа? Декларация прав человека и гражданина провозглашала основы нового политического строя и знаменовала победу принципов нового права над средневековыми привилегиями, закрепляла первые победы, одержанные третьим сословием над абсолютизмом и старыми порядками, довершала разрушение традиционного общества. В семнадцати статьях Декларации провозглашались «прирожденные» права человека и указывалось, что цель правительства — обеспечение прав гражданина.

Далее учитель предлагает учащимся прочитать документ в конце параграфа и ответить на вопросы: с какой целью был принят этот документ? Какие идеи мыслителей XVII—XVIII вв. получили свое отражение в Декларации прав человека и гражданина? Какие «прирожденные» права человека провозглашались в документе? Проведите сравнительный анализ Декларации прав человека и гражданина с уже известной вам Декларацией независимости США. В чем состоит, по вашему мнению, историческое значение этого документа?

В заключение учитель говорит:

«Авторы Декларации прав человека и гражданина 1789 г. скорее всего понимали невыполнимость в ближайшем будущем многих прав и свобод, провозглашенных в этом документе. Но сам факт провозглашения свободы, равноправия, безопасности человека, разделения властей был событием исключительного значения. Составленная как программа революции, Декларация, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, сохранению «братского единства».

«Задачи Декларации,— говорил в своем выступлении один из ведущих депутатов Дюпор,— заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов». Декларация выражала отрицательное отношение прогрессивных представителей французского общества к старому порядку, провозглашала новые ценности, она произвела огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами.

В Декларации глубоко разрабатывается принцип свободы. «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными» — так говорится в ст. 1 Декларации. Свобода, согласно ст. 2, является одним из естественных и неотчуждаемых прав человека. «Свобода состоит в возможности делать все то, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом». Чтобы идею равенства не поняли как равенство социальное, авторы проекта Декларации 1789 г. в лице Мирабо заявили: «Гражданское равенство не есть равенство имуществ: оно состоит в том, что все граждане равно подчиняются законам и имеют равные права на их защиту».

Декларация выдвигала главный принцип гражданского общества: человек — это частное лицо, освобожденное от всех сословно-цеховых ограничений, имеющее право руководствоваться своими личными интересами. Чтобы новое общество могло развиваться, оно должно было признать права этого частного лица, отождествляя их с «всеобщими правами человека».

Рассказывая о Конституции 1791 г., нужно подчеркнуть, что в ней, как и в американской Конституции, был отражен принцип разделения властей. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей.

Исполнительная власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.

Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Национальным собранием. Распоряжения короля вступали в силу после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за неправомерные действия по своему ведомству. Также были уничтожены все старые суды и создана новая судебная система.

Затем учащиеся могут сравнить американскую и французскую конституции, выделить их общие черты и различия.

При изучении вопроса о патриотическом подъеме во время революционных войн можно использовать документ.

Извлечение из речи Ж. Дантона на заседании Законодательного собрания 2 сентября 1792 г.

Господа! Для министров свободного народа очень радостно сообщить вам, что отечество будет спасено. Вся Франция пришла в движение. Все рвутся в бой... Часть народа пойдет на фронт, другие будут рыть окопы, третьи — защищать наши города... Комиссары Коммуны торжественно призовут всех граждан вооружиться и двинуться на защиту отечества... Мы требуем предать смерти всех, кто откажется пойти сам или выдать имеющееся у него оружие... Мы требуем разослать курьеров по всем департаментам, чтобы сообщить им изданные нами декреты. Набат, который зазвучит, будет не сигналом бедствия, а призывом к атаке на врага родины.

Господа, чтобы победить, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость — и Франция будет спасена!

Обсуждение вопроса о терроре следует использовать для нравственного воспитания учащихся, неприятия ими насилия как средства решения проблем. При изучении причин политики террора следует добавить, что это были не просто меры устрашения, но и попытка сплотить вокруг правительства простой народ. В монографии А. Матьеза приводится следующий текст:

«Философски настроенный полицейский Дютар пишет в отчете об одной экзекуции: «Должен вам сказать, что в области политики такие экзекуции производят наиболее сильное впечатление, но самое сильное их действие заключается в успокоении народного недовольства, вызванного его тяжелыми бедствиями. Народ осуществляет, таким образом, свою месть. Жена, потерявшая мужа; отец, потерявший сына; торговец, вынужденный прикрыть свою торговлю; рабочий, расплачивающийся за все по таким высоким ценам, что от его заработка почти ничего не остается,— способны примириться со своими бедствиями только при виде людей еще более несчастных, которых они считают к тому же своими врагами». (Альбер Матьез. Французская революция.— Ростов-на-Дону, 1995.— С. 455.)

Таким образом, мы видим, что обращение к террору — это не только средство борьбы с врагами революции, не только попытка устрашения, но и средство для укрепления союза с плебейской массой, цена, которую якобинцы платят за поддержку своего правительства. Крушение якобинской диктатуры — иллюстрация к выводу о том, что безнравственными методами нельзя идти даже к самой светлой цели.

В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения проблемных и познавательных заданий, обдумывают личностно значимую проблему.






Для любых предложений по сайту: [email protected]