Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия - ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия - ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (2 ч)


УРОК 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия:
1. Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. 2. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. 3. Западноевропейская колонизация новых земель. 4. Испанцы и португальцы в Новом Свете. 5. Значение Великих географических открытий.
Возможная личностно значимая проблема: каждое историческое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходится платить высокую цену

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества? 2. Почему урок об открытии новых земель авторы учебника назвали «встреча миров», а не «открытие Америки»? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы.
Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, персонификация (рассказ от имени вымышленного члена экспедиции X. Колумба), организация лабораторной и групповой работы учащихся, обсуждение проблем и значимости содержания урока для личности подростков

Развитие умений учащихся

Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление плана по 5-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ

Основные понятия и термины

Аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 2. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.».Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 334—346. В. Травинский. Звезда мореплавателя (Магеллан). Г. Р. Хаггард. Дочь Монтесумы. С. Цвейг. Подвиг Магеллана; Америго Веспуччи


Комментарии к технологической карт.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель предлагает ученикам вспомнить о причинах Великих географических открытий. Это может быть устный ответ одного ученика, а также проверка нескольких планов ответа на этот вопрос, сделанных дома или на прошлом уроке в классе. Затем следует выслушать рассказ учащегося об открытиях португальцев в ближней Атлантике.

После этого учитель обращает внимание семиклассников на тему, план урока и проблемные задания, написанные на доске. Учащимся предлагается выбрать одну из двух проблем и принять участие в ее обсуждении в конце урока.

Мотивацией для деятельности учеников может быть рассказ учителя.

В 1992 г. в мире отмечалось 500-летие открытия Америки Колумбом. К этому событию было издано много книг, печатались научные статьи, проводились различные конференции. Некоторые ученые предложили заменить привычное определение «открытие Америки», поскольку оно соответствует только взглядам европейцев, более точным понятием «встреча двух миров» (подчеркивая этим существование у аборигенов своего мира, до встречи с европейцами). Однако часть исследователей считает, что коренным американцам эта встреча была совсем не нужна и навязана вопреки их воле. Подумайте сегодня над этой проблемой и изложите в конце урока свою точку зрения.

Таким образом, учитель предлагает ученикам взять на себя роль экспертов и попытаться разобраться в сложной проблеме.

Проведя беседу по вопросам рубрики «Вспомни из ранее изученного», учитель переходит к изучению нового материала.

К рассказу о первом кругосветном путешествии можно добавить, что король Испании и император Германии Карл V щедро наградил вернувшихся живыми участников экспедиции Магеллана, а командиру корабля разрешил иметь герб с изображением муската, корицы, гвоздики и шлема, украшенного изображением земного шара, под которым красовалась надпись: «Ты первый объехал вокруг меня».

Рассказ об экспедициях великих мореплавателей следует сопровождать составлением в тетради хронологии Великих географических открытий:

1488 г. — Бартоломеу Диаш, обогнув Африку, вышел в Индийский океан.

1497—1498 гг. — Васко да Гама, обогнув Африку, достиг берегов Индии.

1492 г. — Христофор Колумб открыл новый материк, названный Америкой.

1519—1522 гг. — Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Третий пункт плана позволяет использовать прием беседы. Учитель сообщает ученикам, что у завоевателей был девиз: «Бог, слава и золото!» «Подумайте, — говорит учитель, — чьи это ценности? Представители каких слоев населения могли входить в состав экспедиции завоевателей?»

В результате беседы учащиеся укажут, что среди завоевателей были рыцари, наемники, люди, не имевшие постоянного заработка, монахи. Следует добавить, что среди них было много и тех, кто стремился скрыться от инквизиции.

Для конкретизации представлений европейцев об аборигенах можно познакомить учащихся с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба. Карточки с текстом раздаются учащимся. Если нет возможности размножить текст, чтобы он был на каждой парте или в каждой группе, можно его прочитать, хотя это менее эффективно.

Из дневника Христофора Колумб.

12 октября 1492 г. после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал:

«Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные четки и погремушки. С большой охотой отдавали они все, чем владели.

Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всем. Все они ходят нагие... И все люди, которых я видел, были еще молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие... Некоторые разрисовывают себя черной краской... другие красной краской... Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведенью обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики — это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из иного материала...

Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами — я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, чтобы научились они говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел».

Вопросы и задания: 1. Какие действия аборигенов позволили Христофору Колумбу оценить их поступки как дружественные? 2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества. 3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнесся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите текстом.

Изучение вопроса о значении Великих географических открытий можно организовать тремя вариантами: 1. Беседа с классом, сопровождающаяся записью плана ответа на доске (ученики записывают план в тетрадях). 2. Работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп. 3. Индивидуальная работа учеников с учебником и составление плана ответа в тетради (при необходимости можно использовать памятку).

Заключительная часть урока — обсуждение проблемы, поставленной в начале учебной деятельности. Следует понимать, что все зависит от мировоззрения того исследователя, который дает оценку событию (так как однозначного ответа на проблему не существует). Следовательно, имеются и положительные, и отрицательные последствия Великих географических открытий.

При наличии времени попросите учащихся подумать, что из содержания урока показалось им важным для себя лично, почему.

Варианты домашнего задания могут быть различные, но в любом случае следует использовать методический аппарат учебника. Очень полезно, если учитель сможет эти задания прокомментировать. Следует также рекомендовать учащимся прочитать дополнительный текст.






Для любых предложений по сайту: [email protected]