Дух предпринимательства преобразует экономику - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Дух предпринимательства преобразует экономику - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Дух предпринимательства преобразует экономику:
1. «Все продается на рынке...» 2. Развитие мировой торговли. 3. Банки и биржи. 4. Мануфактура — предприятие нового типа. 5. Рождение капитализма.
Возможная личностно значимая проблема: содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и банков в обществе (как вести себя на рынке, в магазине, насколько можно доверять банкам)

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Выделите основные причины возникновения мануфактурного производства. 2. Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества. 3. Согласны ли вы с утверждением, что развитие мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Свою точку зрения докажите.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, образное повествование, описание, комментирование рисунков в учебнике, организация проверки усвоения знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей с курсами истории Средних веков, литературы, МХК (повторение вопросов развития хозяйственной жизни, черт традиционного общества и т. д., необходимых для решения познавательных и проблемных заданий). Обучение решению проблемных заданий и предъявлению результатов учебной деятельности

Развитие умений учащихся

Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать (рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять результаты учебной деятельности

Основные понятия и термины

Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталистическое хозяйство

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 4. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». Образовательное пространство расширяетсяза счет чтения научно-популярной, художественной литературы и социокультурной среды: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 293—297. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Экскурсия по старой части города: осмотр зданий биржи, банков, гостиного двора. Любые репродукции картин, отвечающих теме урока


Комментарии к технологической карт.

Урок имеет ряд особенностей. Во-первых, изучение нового материала в значительной степени строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья, художественной литературы, тем «Великие географические открытия», «Человек Нового времени» и др. Во-вторых, работа над понятиями заключается не только во введении новых понятий, но и в углублении уже известных понятий и терминов («рынок», «банк» и др.).

Начало урока следует посвятить рассмотрению вопросов домашнего задания (см. вопросы в методическом аппарате учебника и познавательные и проблемные задания из технологической карты).

Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, а затем предлагает прочитать название § 4 и подумать, о чем нам может рассказать его содержание. Ответы учащихся могут содержать разные прогнозы, но они обязательно назовут такие явления, как расширение торговли и банковского дела. Следует предложить семиклассникам вспомнить, что им уже известно по этой проблеме.

Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с познавательными заданиями, которые надо выполнить в ходе урока. Первое задание обязательно для всех, второе и третье — по выбору учащихся.

Первые три вопроса плана урока, как правило, у учащихся не вызывают трудностей. Здесь уместен рассказ учителя, обращение к карте и рисункам учебника, позволяющим создать зрительный образ изучаемой эпохи. Кроме того, следует предложить ученикам вспомнить, какие они читали книги или смотрели фильмы, расширяющие их знания по этим вопросам.

Рассказывая о развитии торговли, учитель может сказать:

«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вел свои дела нечестным образом.

Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.

Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало строгому наказанию. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного недовеса».

Более полное представление о купеческих монополиях может дать знакомство с извлечением из книги Ф. Броделя «Игры обмена» (М.: Прогресс, 1988.— С. 412—413). Текст может быть размножен и роздан учащимся вместе с вопросами.

Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов...

Вопросы: 1. Какие причины приводили к созданию монополий? 2. Как монополии влияли на формирование рыночных цен?

Наиболее сложными для восприятия являются проблемы, связанные с зарождением капитализма.

Выясняя причины перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система перестала удовлетворять общество?

Важно подчеркнуть, что с притоком золота и серебра из Нового Света того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Рассказав о создании крупных предприятий, учитель объясняет понятие капитал. Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому важно избежать ошибки, не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения следует продолжить работу над ним и на последующих уроках.

Рассказав о создании мануфактур, учитель вводит понятия капиталист-предприниматель, наемные работники, мануфактура. Знания о двух типах мануфактур — рассеянной и централизованной — не являются обязательными. Хорошо, если есть возможность обратиться к картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура». Затем учащимся предлагается ответить на вопрос: почему мануфактура является предприятием нового типа? Задача учащихся — сделать сравнительный анализ и выделить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Целесообразно при выполнении этого задания заполнить таблицу:

Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской


Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Капиталистическая мануфактура

Каковы размеры предприятия?



Кто работал на предприятии?



Какие орудия труда применялись?



Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?



Существовало ли разделение труда?




После работы с таблицей учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы (см. учебник). Задание достаточно увлекательное и простое, но оно помогает семиклассникам усвоить основные черты предприятия нового типа.

В заключение учитель предлагает учащимся прочитать вывод в конце параграфа, где дается полное определение понятия «мануфактура» и вводится новое понятие — «капитализм».

После этого учащиеся предъявляют варианты решения познавательных заданий. Важно, чтобы, говоря о глубоком кризисе традиционного общества, они назвали рост торговли, развитие денежного обращения, банков, бирж, капиталистических предприятий — мануфактур и само явление становления капитализма.

Затем можно спросить учащихся, что из узнанного на уроке важно для них лично? Вполне возможно, что семиклассники используют содержание урока для расширения своего жизненного опыта.

Вопросы для домашнего задания содержатся в конце параграфа. Следует обратить внимание на задания творческого характера (3 и 4). Материал для дополнительного чтения мог быть уже использован на вводном уроке для иллюстрации «предпринимательского духа».






Для любых предложений по сайту: [email protected]