Повседневная жизнь европейцев - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс

Повседневная жизнь европейцев - ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Повседневная жизнь европейцев:
1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». 2. «Столетия редкого человека». 3. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». 4. О чем может рассказать мода.
Возможная личностно значимая проблема: ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, одежду и т. д.)

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI—XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV—XV вв. Чем эти изменения были вызваны?
Форма урока: комбинированный урок или урок работы в группах. При групповой работе класс делится на 4 группы и каждая выполняет свое задание, а затем предъявляет его результаты.
Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий — голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI—XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.), организация работы в группах (при групповой работе в классе формируются четыре группы учащихся).
На уроке используются межкурсовые связи с историей Средних веков, межпредметные связи с курсом литературы

Развитие умений учащихся

Уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; при работе в группе взаимодействовать с товарищами: слушать, доказывать свою точку зрения; принять другую точку зрения, если она более убедительна; предъявлять результаты своей работы

Основные понятия и термины

Повседневность, канон

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 6. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Детская энциклопедия. — Т. 8; Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия (любое издание). Разделы: Ренессанс. Реформация. Тридцатилетняя война. Мода эпохи Людовика XIV. Рококо (с. 139—222, издание 1987 г.).М. Твен. Принц и нищий. М. Сервантес. Дон Кихот.
Репродукции картин голландских и французских художников (жанровые сцены, натюрморты, городские пейзажи). Якоб Корнелиус ван Остсанен. Портрет мужчины. Рембрандт Харменс ван Рейн. Портреты и жанровые сцены. Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой девушки. Экскурсии в художественные и этнографические музеи


Комментарии к технологической карт.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

После подведения итогов знаний учащихся об изменениях в составе европейского общества и причинах этих изменений учитель задает вопрос: что вы знаете о повседневной жизни людей раннего Нового времени? Вполне вероятно, что учащиеся смогут частично ответить на этот вопрос, используя знания, полученные из внешкольных источников: художественной литературы, кинофильмов и т. д. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает дополнить эти знания и систематизировать их в ходе урока. Он знакомит семиклассников с темой урока, планом урока и познавательным заданием.

Объяснение нового материала может соответствовать плану урока. Приведем некоторые данные, использование которых поможет создать более яркую картину повседневной жизни европейского населения в эпоху раннего Нового времени.

Рассказывая о высокой смертности населения от эпидемий, можно сообщить, что в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев. В XVII в. в 1624—1630, 1634—1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны вспышки чумных заболеваний особенно сильными были в немецких землях, где потери населения от эпидемий и войны составили 60—75% (12—13 млн. человек), при этом 60% погибших приходилось на долю сельских жителей.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Страшный зерновой кризис в XVI в. пережили Франция и Германия, а затем все Средиземноморье. Крестьянская война 1524—1525 гг. в немецких землях стоила жизни более чем ста тысячам человек. В таких условиях население росло медленно.

Говоря о высокой смертности среди населения, следует отметить особенно высокую смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.

Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения можно предложить учащимся заранее подготовленную таблицу:


Численность европейского населения

Численность населения некоторых европейских стран в XVII—XVIII вв.

Век

Численность населения (млн. человек)

Страна

Численность населения (млн. человек)

в XVII в.

в XVIII вв.

Начало XVII в.

95

Франция

около 20

около 26

Начало XVIII в.

130

Англия

около 5

свыше 6

Начало XIX в.

190

Пруссия

свыше 1

свыше 5,5



Испания

около 7,5

около 10,4


В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 78,5% дохода, из них 49,4% — на хлеб; 11,4% — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее — 10,1%.

Следует подчеркнуть различия в структуре питания в зависимости от региона и социального положения личности.

Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVI в.)

В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные — только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы — пища крестьян, вода или сыворотка — их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик, после того как няня ее хорошо разжует... Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.

Но чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.

Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.)

По возвращении во дворец... парадный обед. Он сервирован в одной из передних комнат... за маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой... Не будем подробно останавливаться на меню — это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний — тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле... Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т. е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом... Затем появляются четыре вида закусок... куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких — из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт — дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

При рассказе о моде в эпоху раннего Нового времени следует использовать репродукции картин художников: портреты, жанровые сцены, натюрморты — все это позволяет сформировать у семиклассников живые образы времени.

После ответа на познавательное задание следует проверить усвоение материала по вопросам, предложенным в методическом аппарате учебника. В качестве домашнего задания семиклассникам следует предложить составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье. При этом следует составить два варианта меню: первый — для XVI—XVII вв., второй — для XVIII в. Такое задание позволит также проверить усвоение учащимися динамики изменений в структуре питания, связанных с Великими географическими открытиями и постепенным ростом урожайности.

Материал для дополнительного чтения посвящен Лондону. В дальнейшем учащиеся познакомятся с Римом и Парижем. Рисунки, помещенные в учебнике, позволяют выделить черты различия и сходства между городами Нового времени и Средневековья. Для сравнения следует вернуться к знакомой по курсу истории Средних веков картине «Площадь средневекового города». В рабочей тетради приводится извлечение из книги Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника», позволяющее судить о состоянии улиц, дорог, освещения, уличного движения Парижа в эпоху раннего Нового времени.

Можно предложить учащимся — по желанию — выполнить дополнительное задание: используя материал для дополнительного чтения в учебнике и фактический материал из рабочей тетради, заполнить таблицу:


Черты средневекового города

Черты города Нового времени

Город окружен крепостной стеной

Городское строительство вышло за рамки крепостной стены

Улицы в основном очень узкие, площади маленькие, тесные

Появились широкие улицы и более просторные площади

Очень мало общественных зданий: собор, ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов

Появляется много общественных зданий: большое число соборов, ратуша, увеличивается число госпиталей, сиротские дома, больницы и т. д. В крупных городах есть биржа, банки, крытые рынки

Знать проживала за городской чертой в своих владениях

Строятся многочисленные дворцы, особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа

Готический архитектурный стиль применялся только при постройке общественных зданий и дворцов

Жилые дома, особняки и дворцы строятся в соответствии с господствующим архитектурным стилем (барокко, рококо)






Для любых предложений по сайту: [email protected]