ВВЕДЕНИЕ

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Основными задачами изучения истории России в 7 классе являются:

— продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации учащихся на основе усвоения исторического опыта народов России;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России конца XVI—XVIII в., понимание ими места и роли Российского государства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

— воспитание учащихся в духе уважения к истории России и гордости за героические свершения предков;

— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в различных источниках (в том числе исторических) о событиях и явлениях истории России конца XVI—XVIII в., руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям в многонациональном, поликультурном и многоконфессиональном российском обществе.

Основным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

К личностным УУД относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам современной жизни.

Регулятивные УУД отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД направлены на формирование способности учащихся к осуществлению коммуникативной деятельности, использованию правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Освоение предметного содержания курса истории в основной школе и система формирования универсальных учебных действий предполагают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края в контексте общемирового культурного наследия;

— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира; уважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа, народов России и мира; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);

— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

— создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Важной особенностью современного урока является правильный выбор средств и методов обучения, ориентированный на реализацию системно-деятельностного подхода, развитие у учащихся универсальных учебных действий.

Такой подход требует изменения самой методологии подготовки и проведения учебных занятий. Методические приёмы, предложенные авторами пособия, нацелены на реализацию требований к результатам обучения и освоения курса “История России”1 в основной школе.

Однако окончательный выбор приёмов и методов работы остаётся за учителем, поэтому предлагаемое пособие может лишь сориентировать на общие подходы к решению учебных и воспитательных задач.


1 См.: Примерные программы по учебным предметам: История: 5—9 классы — М., 2010.






Для любых предложений по сайту: [email protected]