Народные движения - РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Народные движения - РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Цель урока: выявить основные причины и важнейшие проявления народных движений в XVII в.

Основные знания: причины и особенности народных выступлений в XVII в.; предпосылки и последствия Соляного бунта; причины и последствия Медного бунта; основные этапы восстания под предводительством С. Т. Разина, личность руководителя восставших; причины и последствия массовых выступлений старообрядцев.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Народные восстания в России в 40— 70-х гг. XVII в.», отрывки из «Прелестных грамот» С. Т. Разина (представлены на сайте http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1670razin.html), репродукции картин С. Д. Милорадовича «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», В. И. Сурикова «Степан Разин», гравюры «Степана Разина и его брата Фрола везут на казнь».

Персоналии: Алексей Михайлович, Степан Разин.

Ключевые понятия: восстание, бунт, война.

Даты и события: 1648 г. — Соляной бунт; 1662 г. — Медный бунт; 1667—1671 гг. — восстание под предводительством С. Т. Разина.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту; раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.; объяснять значение понятий восстание, бунт, война.

Основные сведения

Главными причинами массовых народных выступлений в XVII в. явились:

— разорение крестьянского хозяйства в результате опричнины и Ливонской войны;

— ослабление и десакрализация политической власти в период Смуты;

— закрепощение крестьян и рост их повинностей;

— усиление налогового гнёта, ведение непрерывных войн;

— усиление приказной волокиты в государственном аппарате;

— попытки ограничения казачьей вольности;

— церковный раскол и преследование старообрядцев государством.

Всё это обусловило участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, как это было прежде, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоёв духовенства.

Участие в волнениях казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным движениям XVII столетия ожесточённый характер и влекло за собой большие жертвы. В этом состояла принципиальная особенность народных выступлений XVII в. по сравнению с предыдущими периодами.

По мере роста городов и городского населения массовый характер приобретали городские восстания.

Крестьянские выступления начала XVII в. носили массовый характер, их участники, помимо экономических, выдвигали и политические требования.

Самым мощным народным движением XVII в. стало восстание под предводительством Степана Разина. Призыв разинцев к борьбе за волю нашёл отклик во многих землях.

План изучения нового материала: 1. Причины и особенности народных выступлений. 2. Соляной бунт. 3. Медный бунт. 4. Восстание Степана Разина. 5. Выступление старообрядцев.

Ход урока

Начать урок целесообразно с повторительной беседы с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Каковы были причины народных выступлений в конце XVI — начале XVII в.? Какие последствия имели выступления? 2. Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты? 3. Кто и почему становился участником народных выступлений? Как вы думаете, почему столь активно стали подниматься на борьбу горожане?

1. При объяснении материала данного пункта плана учитель делает главный акцент на особенностях народных движений в XVII в., обращая внимание учащихся на расширение круга сословий, участвовавших в антиправительственных выступлениях.

2, 3. При рассказе о крупнейших городских восстаниях XVII в. учитель может предложить ученикам выполнить задание 5 к § 8 рабочей тетради (его выполнение позволит выявить черты сходства и различия этих выступлений).

4. Материал о восстании под предводительством Степана Разина объясняет учитель. Параллельно учащиеся работают с картой «Восстание под предводительством С. Т. Разина» (с. 72 учебника), прослеживая направления движения восставших, находя территорию, охваченную восстанием, народы, принявшие участие в восстании, и города, занятые разинцами. Рассказ учителя о ходе восстания иллюстрируется репродукциями картины В. И. Сурикова «Степан Разин» и гравюр «Взятие Астрахани разинцами» (с. 71 учебника) и «Степана Разина и его брата Фрола везут на казнь».

Для выявления требований восставших учитель использует метод лабораторного занятия. Учащиеся анализируют отрывки из «Прелестных писем» С. Т. Разина.

Причины поражения восставших ученики называют самостоятельно (при этом педагог корректирует варианты ответов учащихся и приводит их к общему знаменателю).

5. Выступления старообрядцев — малоизвестный материал. В качестве примера таких выступлений учитель может привести описание волнений монахов Соловецкого монастыря, называя причины яростной обороны обители.

Ещё в 1657 г. монахи и священники Соловецкого монастыря отказались принять «новоисправленные» патриархом Никоном богослужебные книги. Все увещевания царя и патриарха соловчане отвергли. Восстание началось весной 1668 г., когда наиболее решительные элементы выступили против царских войск, прибывших навести порядок в обители. Наряду с монахами (их было 200 чел.) участие в выступлении принимали участники восстания С. Т Разина и городских волнений Фаддей Кожевник, Иван Сарафанов, Григорий Кривоног, которые непосредственно руководили обороной монастыря. Общее число пришлых мятежников составляло 300 чел. Кроме Соловков, восстание охватило значительные территории Поморья. «Нищие мужики, и бабы, и робята» доставляли повстанцам на остров продовольствие и сведения о численности и вооружении царских войск. Под защитой мощных каменных стен монастыря, располагая большими запасами оружия (около 90 пушек, до 900 единиц ручного огнестрельного оружия, множество пик, бердышей и т. п.), повстанцы успешно отразили все предпринятые отборными полками московских стрельцов штурмы крепости, взорвали подкопы под три башни, делали вылазки, нанося царским войскам большие потери. Не помогла и ожесточённая бомбардировка монастыря царской артиллерией. Крепость была взята лишь в январе 1676 г. в результате предательства монаха Феоктиста, который указал царскому воеводе тайный ход в монастырь. В ночном бою внутри крепости были перебиты почти все её защитники, а попавшие в плен — повешены или утоплены в прорубях. Сам же один из богатейших монастырей страны был разграблен.

Выводы. XVII столетие стало периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.

Домашнее задание: § 8, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—4, 6 к § 8.






Для любых предложений по сайту: [email protected]