История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Причины и предпосылки петровских преобразований - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I
Цели урока: показать учащимся необходимость реформирования страны; выяснить роль контактов с Западом на протяжении XVII в. для осознания властью необходимости перемен; рассказать о реформах А. Л. Ордина-Нащокина и преобразовательных планах В. В. Голицына, выяснить их значение и причины неудач.
Основные знания: причины усиления западного влияния на Россию в XVII в., особенности его проявления; деятельность Симеона Полоцкого; предпосылки и содержание реформ А. Л. Ордина-Нащокина; преобразовательные планы В. В. Голицына; реформаторские идеи Ю. Крижанича; причины нереализованности этих реформ.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь.
Внутрипредметные связи: Новая история: Европа накануне промышленного переворота; история России: Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение.
Персоналии: Симеон Полоцкий, Фёдор Алексеевич, Пётр I, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, А. Л. Ордин- Нащокин, В. В. Голицын, Ю. Крижанич.
Ключевое понятие: регентство.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований; характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.; давать определение понятию регентство.
Основные сведения
Торговые и политические контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния на быт и традиции населения страны.
Западное влияние на Русь усилилось после присоединения Левобережной Украины и Киева. Западная культура приходила в Россию, по образному выражению В. О. Ключевского, «в польской обработке, в шляхетской одежде». В Москву устремились носители польской культуры из числа украинцев и белорусов, оказавшие значительное влияние на развитие культуры, образования, церковных обрядов.
А. Л. Ордин-Нащокин выступил за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Он хотел обезопасить южные рубежи России, от соперничества с Польшей предложил перейти к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы.
В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянно действующей армии. Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые функции суда и управления выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам и основателям новых мануфактур. По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Другим реформатором стал князь В. В. Голицын. Именно при его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище. Была отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта. Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-На- щокина на поддержку отечественной торговли и ремёсел. Основным препятствием на этом пути князь считал крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал Голицын и идеи введения «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. Всё это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства. Организованные и проведённые под руководством Голицына неудачные Крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина, Голицын считал, что это должна быть наёмная армия. Однако и ему не удалось осуществить всего задуманного, в 1689 г. князь был отправлен в ссылку в Архангельский край.
План изучения нового материала: 1. Усиление западного влияния на Россию. 2. Симеон Полоцкий. 3. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина. 4. Преобразовательные планы В. В. Голицына. 5. Юрий Крижанич.
Ход урока
В начале урока учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы: в чём выражалась отсталость России от стран Западной Европы в конце XVII в.? Какие преобразования следовало провести в России для преодоления этой отсталости?
Ответы на эти вопросы ученики представляют в письменном виде в конце урока.
Урок целесообразно начать с повторительной беседы, актуализирующей знания учащихся, полученные при изучении ими Новой истории.
Вопросы для учащихся: 1. В каких странах Европы к концу XVII в. прочно утвердились капиталистические отношения? Как они проявились в промышленности и сельском хозяйстве этих стран? 2. Какие новые сословия сформировались в этих странах? 3. Каковы были последствия развития капитализма в Нидерландах и Англии?
Обобщая материал повторительной беседы, учитель напоминает, что развитию новых форм хозяйства в этих странах мешали старые, феодальные порядки: 1) развитие промышленности тормозилось средневековыми цехами; 2) феодальные методы эксплуатации крестьян мешали развитию не только сельского хозяйства, но и торговли (пережитки натурального хозяйства тормозили её); 3) произвол королевской власти.
Далее учитель переходит к краткой характеристике России в конце XVII в.
1. Учитель отмечает, что, несмотря на патриархальный характер жизни в России, весь XVII век шло усиление западного влияния на неё. Произошло знакомство с опытом реформ и новыми порядками, утверждавшимися в Западной Европе. Примеры такого влияния можно предложить вспомнить самим учащимся (деятельность А. Д. Виниуса по созданию первых мануфактур).
Вопросы для учащихся: 1. Почему Россия отставала от более развитых стран Европы? 2. От кого в России могли исходить проекты реформ? Что для этого необходимо было сделать?
2. Личность Симеона Полоцкого следует осветить в форме рассказа о его жизни и деятельности, уделив особое внимание тому, с какой целью и почему он был приглашён для воспитания царских детей. Школьники должны уяснить, что именно на долю воспитателя царских детей выпадала трудная задача сформировать у наследников престола стремление к прогрессу российского общества, понимание важности и необходимости изменений при условии сохранения основ традиционного уклада жизни страны. В заключение можно поставить перед учениками вопросы: какие стороны жизни России в XVII в., о которых уже говорилось на предыдущих уроках, следовало реформировать и почему? Чем они не устраивали россиян?
3. Учитель говорит о личности и проектах преобразовательной деятельности одного из первых российских реформаторов — А. Л. Ордина-Нащокина. Сначала следует рассказ об основных вехах его биографии, затем — беседа с учащимися.
Вопросы для учащихся: 1. Какие именно страницы политической жизни А. Л. Ордина-Нащокина сформировали в нём реформатора? 2. С опытом каких стран он был знаком?
Учитель рассказывает об основных реформаторских проектах А. Л. Ордина-Нащокина, ставя перед учащимися вопросы: почему многие из преобразований ему так и не удалось реализовать? С чем была связана опала реформатора?
4. Учитель рассказывает о личности В. В. Голицына и основных идеях его реформ. Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 1 к § 12 рабочей тетради.
5. Представление о личности Юрия Крижанича формируется у школьников с помощью рассказа учителя, опирающегося на соответствующий материал учебника.
Завершая урок, учитель собирает для проверки письменные ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные им в начале урока.
Выводы. Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ. Разрабатывались проекты, началась конкретная деятельность по воплощению некоторых из них в жизнь. Не случайно историк В. О. Ключевский сформулировал мнение о «преобразовательном настроении» в обществе, созданном при царе Алексее Михайловиче. Однако реформы проводились крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге.
Домашнее задание: § 12, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 2—6 к § 12.