Внутренняя политика в 1725—1762 гг. - ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. - ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Цели урока: проследить общее направление внутренней политики России в 1725—1762 гг.; выделить черты сходства и различий во внутренней политике российских правителей времён дворцовых переворотов.

Основные знания: перемены в системе центрального управления; мероприятия власти, направленные на укрепление позиций дворянства; особенности крестьянской политики в 1725—1762 гг.; изменения в системе городского управления и их значение; политика властей в отношении казачества; отношение правящих кругов к развитию мануфактурного производства.

Образовательная среда: учебник, настенная карта «Российская империя в первой половине XVIII в.».

Ключевые понятия: откуп, подряд.

Дата и событие: 1762 г. — «Манифест о вольности дворянской».

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I; объяснять значение понятий откуп, подряд; описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов.

Основные сведения

Главным направлением внутренней политики 1725—1762 гг. стало укрепление позиций дворянства. Венцом продворянской политики стало принятие Петром III «Манифеста о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательной службы государству.

Этим решением было завершено формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия. Наличие у него лишь прав и привилегий при почти полном отсутствии обязанностей по отношению к государству не могло не сказаться отрицательно на положении дел в стране.

Укрепление прав помещиков шло параллельно с дальнейшим ограничением прав крестьян.

Противоречивой была политика властей в отношении казачества. Так, повинности украинского зажиточного казачества указом 1735 г. были сведены практически лишь к военной службе, в то время как рядовые казаки по своему положению оказались приравнены к крестьянам.

В интересах владельцев мануфактур были приняты решения о прикреплении крепостных к мануфактурам. Указом Анны Иоанновны от 1736 г. на мануфактурах были навечно оставлены не только наёмные работники, но и их семьи, которые в одночасье превратились в тех же крепостных, только занятых иным трудом.

Большое значение для развития промышленности имело учреждение Елизаветой Петровной в 1754 г. первых государственных заёмных банков — Дворянского и Купеческого.

План изучения нового материала: 1. Перемены в системе центрального управления. 2. Укрепление позиций дворянства. 3. Политика в отношении крестьянства. 4. Изменения в системе городского управления. 5. Политика в отношении казачества. 6. Политика в области мануфактурного производства.

Ход урока

1. Перемены в системе центрального управления целесообразно рассматривать в форме школьной лекции, опираясь на материал учебника.

Лекция учителя чередуется с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Почему наследники Петра I отменяли или корректировали принятые им решения? 2. С какой целью был создан Верховный тайный совет? Почему он был распущен? 3. Чем различались функции Кабинета министров и Верховного тайного совета? 4. Можно ли расценивать согласие Анны Иоанновны заменять её подпись на указах тремя подписями кабинет-министров как ограничение императорской власти? 5. Для чего была создана Канцелярия тайных розыскных дел? Какой приказ во второй половине XVII в. выполнял её функции? 6. Чем можно объяснить восстановление функций Правительствующего сената при Елизавете Петровне? 7. С какой целью ею была образована Конференция при высочайшем дворе?

2. Рекомендуемая форма обсуждения основного вопроса урока, связанного с укреплением позиции дворянства, — беседа учителя с учениками.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Как расширялись дворянские привилегии при преемниках Петра I? В чём причина этого? 2. Можно ли считать эту политику продолжением курса Петра Великого? 3. Назовите основные направления и проявления продворянской политики российских монархов 1725—1762 гг.

В качестве практического задания предлагается работа учащихся с отрывком из «Манифеста о вольности дворянской» (с. 181—182 учебника).

Вопрос для учащихся: какие из приводимых в документе привилегий российские дворяне получали впервые?

3. Раскрыв основные сведения о политике в отношении крестьянства, отражённые в учебнике, учитель может предложить учащимся проанализировать указ Елизаветы Петровны от 13 декабря 1760 г. «О праве помещиков ссылать крестьян в Сибирь на поселение».

Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали: публиковать во всём государстве печатными указами: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женский пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными дерзостными поступками многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, к таким вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и иной работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь принимать по заручным доношениям, от самих помещиков или от их поверенных... а помещикам и их поверенным давать для зачёта в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции. а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с жёнами; а буде у коих из тех малолетние дети будут, коих сами помещики при отцах и матерях на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны... за мужеский пол ... до 5 лет по 10 руб.; а от 5 до 15 лет по 20 руб., а в 15 лет, не платя денег, зачитать в рекруты ж, а за детей за женский пол платить деньги вполы вышеозначенных.

Вопросы для учащихся: 1. Чем было вызвано это решение Сената? 2. Какие задачи пытались решить власти? 3. Какие дополнительные возможности воздействия на крестьян получали помещики? 4. Можно ли считать оборотной стороной дворянских привилегий ухудшение положения крестьянства? Почему?

4, 5. Эти пункты плана раскрываются в ходе беседы с учащимися.

Вопросы для учащихся: 1. Чем власть объясняла отказ от введённой Петром I системы городского управления? 2. Что на практике означал возврат к системе единоличной власти воевод в городах? 3. В чём проявилось усиление власти воевод на местах? Вело ли это к росту коррупции в органах городского управления? 4. В чём проявлялась политика расслоения казачества? 5. Что означал отказ от гетманской формы правления на Украине? 6. Почему против этого решения так бурно протестовало казачество?

6. Вопрос о политике в области мануфактурного производства учитель раскрывает на основе учебника. Важно отметить, что росту мануфактурного производства, с одной стороны, способствовали отмена внутренних таможен, учреждение первых кредитных банков — Дворянского и Купеческого, а с другой — прикрепление крепостных к мануфактурам и даже «оставление навечно» при них не только наёмных работников, но и их семей. Таким образом, создание новых мануфактур тормозилось отсутствием рабочих рук в условиях безраздельного господства крепостного права.

Выводы. Внутренняя политика российских правителей в 1725—1762 гг. часто была непоследовательной и потому мало результативной. Последовательность сохранялась лишь в главном — расширении привилегий дворянства.

Домашнее задание: § 22, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—7 к § 22. Индивидуальное задание: сообщение (с элементами презентации) на тему «Русский полководец П. А. Румянцев».






Для любых предложений по сайту: [email protected]