ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Тип урока

Урок-экскурсия

Цель урока

Познакомить обучающихся с развитием русской культуры в XVII веке; показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; охарактеризовать истоки “обмирщения” русской культуры; показать сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать о развитии русской культуры в XVII веке; в ходе коллективного обсуждения осознать истоки “обмирщения” русской культуры

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; приём “открытое письмо”, составление хронологической таблицы

Предполагаемый результат

Знать: о многообразии, своеобразии и противоречивости русской культуры; основные понятия темы.

Уметь: определять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; объяснять причины “обмирщения” русской культуры

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты иллюстрации, портреты

Основные понятия

Обмирщение (культуры), парсуна, лепнина, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Сегодня урок изучения нового материала проведем в форме экскурсии. Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие

в XVII век, давайте вспомним:

- Чем же ознаменован этот период?

- Какие важные исторические события произошли в эту эпоху?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные,

личностные

Фронтальный опрос

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. (Демонстрирует слайд.)

Москва - столица Российского государства в XVII веке - это большой многолюдный город. Каждый день через городские ворота сюда въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Именно отсюда и мы начнем наше путешествие

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Цели: познакомиться с развитием русской культуры изучаемого периода, показать её многообразие, своеобразие и противоречивость; сочетание старых и новых элементов. (Какие новшества появились в русской культуре в XVII веке?)

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

1. Устное народное творчество. Историческая песня, сказки, пословицы и поговорки (презентация).

2. Литература (презентация).

3. Викторина “Наука и образование” (см. Приложение 1).

4. Сообщения обучающихся

о первых русских землепроходцах (см. Приложение 2) (домашнее задание).

5. Архитектура (рассказ).

6. Живопись (рассказ).

7. Театр (самостоятельное изучение)

Демонстрируют знания и умения по теме.

1. Вывод: таким образом, народное творчество оказало влияние на развитие литературы

и значительное расширение количества грамотных людей.

2. Вывод: литература XVII века стала носить светский характер

и была направлена на широкий круг читателей.

4. Вывод: освоение Сибири имело огромное значение для местного населения и оказывало положительную роль на дальней-

шее социально-экономическое развитие России.

5. Вывод: светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и “узорочье”.

Работают на сравнение памятников архитектуры.

6. Вывод: итак, изменения коснулись и живописи. Это наблюдается в медленном, но постепенном отходе от канонических образцов иконописания. Изображениям придают портретное сходство

с конкретными людьми. И если присмотреться к иконам, фрескам, миниатюрам, парсунам XVII века, прослеживается настойчивое стремление к реальности, выразительности и подвижности фигур

Учебно- познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

1-2. Анализ произведений.

3. Ответы на вопросы викторины.

4. Выступление с сообщениями. 5-6. Записи в тетради.

7. Самостоятельное изучение

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 10, вопросы, задания

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно- познавательные, Личностные, коммуникативные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Викторина “Наука и образование”

1. По чьему предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа? (Симеона Полоцкого.)

2. Какое учебное заведение XVII века открылось для людей “всякого чина, сана и возраста” и предназначалось для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы? (Славяно-греко-латинская академия.)

3. Когда была открыта Славяно-греко-латинская академия? (В 1687 г.)

4. “Синопсис” - это краткий обзор _________________ событий. (Исторических.)

5. Кто является автором “Синопсиса”? (Архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Газель.)

6. Название типографии в России в XVII веке. (Печатный двор.)

7. Рукописная газета, которая выпускалась нерегулярно, предназначалась для высшего придворного круга. (“Куранты”.)

8. Автор “Статейного списка...”, в котором содержалось первое описание Китая? (Спафарий.)

Приложение 2

Открытия русских первопроходцев

Дежнев Семен Иванович (1605-1673).

Шел тропою он землепроходской

В дни слепые и зрячие ночи.

С Колымы вкруг земли Чукотской

Он провел пытливые кочи*.

Сколько рек на веку он выверил,

Сколько стран исходил незнаемых,

Сколько дел порешил и вырешил –

Дел неслыханных и незнаемых.

Эти строки о Семене Ивановиче Дежневе - сибирском казаке, который еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

В 1898 году в память о Дежневе его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии.

Поярков Василий Данилович - землепроходец. В 1643-1646 годах по приказу якутского воеводы П. П. Головина во главе отряда около 130 человек совершил плавание по р. Лена и ее притокам, перевалил через Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск с 33 спутниками. Собирал ясак с местного населения, жестоко подчиняя непокорных. Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе населения Приамурья.

Стадухин Михаил Васильевич (?-1665).

Якутский казачий десятник, полярный мореход и землепроходец. В 1630 году для сбора ясака перешел с Енисея на Лену, в 1642 году - с Лены на Индигирку. В 1643 году открыл устье р. Колыма, основал Нижнеколымский острог. Собирал сведения о зверобойных угодьях и в 1645 году морем вернулся на Лену. В 1648 году снова прибыл на Колыму. В 1650 году по суше перешел с Колымы на р. Анадырь.

За 10 лет отряд Стадухина обошел всю Северо-Восточную Сибирь. В 1663 году впервые доставил в Москву сведения о Камчатке. За открытия в Сибири был произведен в казачьи атаманы.

Хабаров Ерофей Павлович (1610-1667).

Русский крестьянин, мореход и землепроходец. В 1625 году совершил поездку из Тобольска в Мангазею, а в 1628 году оттуда во главе экспедиции по волокам и рекам перешел на р. Хету. В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск. В 1632-1641 годах перешел на р. Лену, где основал пашенное земледелие и построил соляную варницу. В 1649-1653 гг. предпринял ряд экспедиций в Приамурье. По итогам своего путешествия Хабаров составил первый “Чертёж реки Амур”.


* Кочи - деревянные суда с парусами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]