СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значение Северной войны для России; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне и превращении России в супердержаву; способствовать формированию у обучающихся умения анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа и представлять результат своей деятельности в форме сообщения, презентации; формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважительное отношение к прошлому своей страны

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с Северной войной, установить логические связи между военными событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль русской армии и военно-морского флота

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины, ход и результаты Северной войны; основные направления внешней политики; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий войны; объяснять причины происходящих на войне неудач и побед; анализировать результаты внешней политики Петра I; работать с картой по заданиям

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Регулярная армия, рекрут, редут

Важные даты

1700-1721 гг. - Северная война.

1700 г. - поражение русских под Нарвой.

1703 г. - основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708 г. - сражение у деревни Лесной.

27 июня 1709 г. - Полтавская битва.

1711 г. - Прутский поход.

27 июля 1714 г. - разгром шведов у мыса Гангут.

27 июля 1720 г. - победа над шведским флотом у о. Гренгам.

1721 г. - Ништадтский мир

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности


Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Петр I по пути в Россию в 1698 году встретился с саксонским курфюрстом и королем Речи Посполитой. Беседа шла без свидетелей, но ее итог имел далеко идущий результат. Монархи

пришли к выводу, что их общий враг - Швеция.

Вопросы:

- А почему Россия была так заинтересована в войне против Швеции?

- Объясните, почему России был необходим выход в Балтийское море.

- Кому принадлежали балтийские берега в XVIII веке?

- Когда эти земли были захвачены Швецией?

- Какие попытки предпринимались Россией, чтобы вернуть выход к Балтийскому морю?

- Чем закончились эти попытки?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

регулятивные, личностные

Ответы на вопросы, работа с картой

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать

свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- В чьих интересах велась борьба за выход к Балтийскому морю? Предлагает обучающимся заполнить таблицу по мере просмотра анимированной карты (см. Приложения 1,2)

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с картой в презентации, заполнение таблицы. Работа с текстом параграфа о реформе в армии, ответы на вопросы. Вывод об изменении положения русской армии после реорганизации

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Вопросы классу:

- В чем причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.?

- Какие уроки мог извлечь Петр I из поражения под Нарвой?

Слушая ответы обучающихся, обобщает их и таким образом логически переходит к следующему вопросу - о реорганизации армии. Вопросы для беседы:

- Какие меры были предприняты для укрепления армии?

- Какая армия называется регулярной?

- Что такое рекрутский набор?

- Какое значение для русского государства имела Полтавская битва?

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимся нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Рассказ о Прутском походе, о морских победах в Северной войне и Ништадтском мире

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Записи в тетради

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее

изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

- Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны? Итоги Ништадтского мирного договора:

• Обеспечен выход к Балтийскому

морю.

• Россия превратилась в великую морскую державу.

• Петр I был провозглашен императором.

• Вырос международный авторитет России, так как европейские державы признали Россию великой империей

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают

задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные

Ответы на вопрос. Вывод: закончилась война, которая длилась 21 год. Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море, а победа в Северной войне сделала ее одной из крупнейших европейских держав

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Организация работы с картой по заданиям (см. Приложение 2)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

Задания к уроку, работа с текстом параграфа, картами

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

1. § 14, вопросы, задания, документы.

2. Написать сочинение “Северная война глазами её участников”

(по выбору)

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Основные события Северной войны

Основные события

Результаты и значение

1700 г. - сражение под Нарвой

Поражение русской армии, потеря всей артиллерии, направление основных сил Швеции против Польши

1701 г. - сражение под Нотебургом (Шлиссельбург)

Первая победа русской армии

1704 г. - взятие русской армией Дерпта и Нарвы

Поднятие боевого духа русской армии; закрепление позиций России на северо-западе

1706 г. - отречение польского короля Августа II от престола

Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский наследник на польском троне)

1708 г. - битва при Лесной

Разгром шведского корпуса Левенгаупта, лишение Карла дополнительных сил

1709 г. - Полтавская битва

Разгром шведской сухопутной армии; снятие опасности шведского завоевания России; восстановление Северного союза; повышение международного авторитета России

1711 г. - Прутский поход против Турции

Поражение русской армии; потеря Россией Приазовья, уничтожение крепостей Таганрог и Каменный Затон; возможность сосредоточить усилия против Швеции

1714 г. - победа русского флота при мысе Гангут

Первая крупная морская победа России

1720 г. - сражение у острова Гренгам

Победа русского флота

1721 г. - Ништадтский мир

Вхождение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии, части Карелии с Выборгом, островов Эзель и Даго. Превращение России в мировую державу

Приложение 2

Задания к уроку

Работа с картой “Северная воина”*.

1. Определите, какие события в ходе Северной войны обозначены на карте цифрами (события даны в хронологической последовательности).

2. Установите соответствие: к каждому отрывку из “Истории России с древнейших времен” С. М. Соловьева подберите условное обозначение, изображающее описываемое в тексте.

A. “В IX в. по Р. X. устьем Невы начинался великий путь „из варяг в греки”; этим путем в половине века началась Россия... 16 мая 1703 г. на одном из островков Невского устья стучал топор, рубили деревянный городок”.

Б. “Когда шведы ворвались в лагерь, в рядах испуганных русских солдат раздались крики: “Немцы изменили!” Эти страшные крики отняли последние силы, и все бросились бежать”.

B. “Договор состоял из следующих статей... 4) С шведской стороны уступаются царскому величеству и ею преемникам и полное, и неотрицаемое, вечное владение и собственность завоёванные царского величества оружием провинции... со всеми., правами и доходами”.

Г. “Самую большую радость доставила Петру победа, которую сам одержал над шведским флотом... неприятельский контр Эреншельд с фрегатом и десятью галерами попался в плен”.

Д. “Несмотря на присутствие в Балтийском море английской эскадры, русские войска опустошили шведские берега, а в конце и князь Мих. Мих. Голицын разбил шведскую эскадру”.

Е. “Петр повел войско к... древнему новгородскому Орешку на Невском протоке... После отчаянного сопротивления 11 октября комендант принужен был сдать город...”

Ж. “...Страшная потеря состояла в том, что Левенгаупт явился к Карлу без военных и съестных припасов, на которые была такая надежда в главной армии шведской; наконец, битва... имела еще то печальное следствие для шведских солдат, что они потеряли прежнюю самоуверенность...”

И. “...Два часа кипел отчаянный бой. Петр распоряжался в огне... Карла с больною ногою возили в коляске между солдатскими рядами... тут увидел он всеобщее замешательство своих и закричал... : “Шведы! Шведы!” Но шведы бежали и не слыхали голоса своего короля...!” *

Ответы для учителя.

Северная война

1. 1 - поражение русской армии под Нарвой; 2 - взятие русскими войсками Нотебурга (переименован в Шлиссельбург); 3 - основание Санкт- Петербурга; 4 - битва у деревни Лесная; 5 - Полтавское сражение; 6 - бой у мыса Гангут; 7 - сражение у острова Гренгам; 8 - Ништадтский мир.

2. А-3. Б-1. В-8. Г-6. Д-7. Е-2. Ж-4. И-5.

Работа с картой “Полтавская битва”*.

С помощью карты назовите этапы Полтавской битвы и определите, о каких этапах идет речь в историческом описании сражения и в поэме А. С. Пушкина “Полтава”. Заполните таблицу:

№ на карте

Этап сражения

Историческое описание

Поэма А. С. Пушкина “Полтава





Историческое описание:

I. Король Карл попытался одним ударом прорвать центр русских войск, и шведам удалось бешеной атакой прорвать первую линию, состоявшую из солдат Новгородского полка. Петр I лично повел батальон второй линии в контратаку, на месте прорыва завязался упорный рукопашный бой, который вскоре стал всеобщим.

II. Основные силы обеих армий построились в боевые порядки. Петр приказал вывести из лагеря 42 пехотных батальона, расположив их в центре построения. Между боевыми порядками пехоты и перед фронтом разместилась артиллерия, на флангах - драгуны. Армия была построена в две линии. В боевой порядок построилась и шведская армия.

III. Шведы не смогли подойти незамеченными к русскому лагерю. Русские войска встретили подошедших в три часа ночи шведов интенсивным огнем. Но шведская кавалерия потеснила русских драгун, а пехота прорвалась за линию редутов. Однако, оказавшись без поддержки артиллерии, шведы понесли огромные потери; русские пушки расстреливали их в упор и с флангов. Когда Петр велел отвести конницу с поля боя, шведы приняли это за отступление, бросились ее преследовать и попали под огонь русских орудий. Шведы понесли существенные потери и были вынуждены отойти за пределы досягаемости ружейного и пушечного огня.

IV. Яростная схватка принесла успех русским, и они усилили натиск по всему фронту. Огромное опустошение рядов атакующих шведов производила артиллерия. Бросившись в атаку, русская конница прогнала шведскую кавалерию с поля боя. Примерно за два часа ожесточенного боя по всей линии шведская армия была разбита. Карл XII, сколько ни призывал бегущих остановиться, не смог предотвратить паники.

Поэма А. С. Пушкина “Полтава”:

1. И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

2. Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор — и враг бежит:

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем черной саранчи.

3. Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы...

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

4. Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая.

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

Ответы для учителя.

Полтавская битва

№ на карте

Этап сражения

Историческое описание

Поэма А. С. Пушкина “Полтава”

I

Начало боя, атака шведами русских редутов

3

3

II

Затишье, построение войск перед главным сражением

2

4

III

Главное сражение

1

1

IV

Разгром шведов и их бегство

4

2


* Карту см. в кн.: Перевезенцева Т. В. История России. 7 класс: кн. для учителя, М.; ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2012.






Для любых предложений по сайту: [email protected]