ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА - Урок 2

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА - Урок 2

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление о правлении Федора Ивановича; показать путь Бориса Годунова к царской власти; сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний; представить главные направления внешней политики; выяснить причины Смутного времени

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом правления Бориса Годунова; установить логические связи между событиями конца царствования Ивана Грозного и началом правления Бориса Годунова; в ходе коллективного обсуждения осознать роль личности в истории

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины пресечения династии; направления политики Бориса Годунова; основные понятия.

Уметь: определять место и роль основных событий периода правления Бориса Годунова; объяснять причины появления самозванцев; анализировать результаты проводимой политики Бориса Годунова

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями

Основные понятия

Смута, авантюрист, самозванец, дети боярские, патриаршество, крепостное право

Основные события

1584-1598 гг. - царствование Федора Ивановича.

1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова.

23 января 1589 г. - введение патриаршества в России.

1597 г. - Указ об “урочных летах”, начало сыска крестьян.

1590-1593 гг. - Русско-шведская война.

15 мая 1591 г. - смерть царевича Дмитрия в Угличе.

17 февраля 1598 г. - Земский собор избрал на царство Бориса Годунова.

1603 г. - восстание под предводительством Хлопка.

1601-1602 гг. - неурожайные, голодные годы.

16 октября 1604 г. - Лжедмитрий I перешел русскую границу и двинулся на Москву

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- В период царствования немощного Федора Ивановича фактическим правителем страны являлся Борис Годунов.

“Привел меня Бог видеть злое дело,

Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич

На некое был послан послушанье; Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Вдруг слышу звон, ударили в набат,

Крик, шум. Бегут на двор царицы.

Я спешу туда же - а там уже весь город.

Гляжу: лежит зарезанный царевич...”

Просит обучающихся прокомментировать текст

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственные мысли на основе изученного материала параграфа дома

Регулятивные, личностные

Проверка домашнего задания, фронтальный опрос

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- 15 мая 1591 г. отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе в предсмертных судорогах бился младший брат и наследник царя Федора - восьмилетний царевич Дмитрий.

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете: это убийство

или несчастный случай? Предположите свою версию. Кому была выгодна смерть царевича Дмитрия?

Выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении.

Организуют поиск ответа на проблемный вопрос

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с историческим источником

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Спор о причинах гибели Дмитрия продолжается до сих пор.

6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась правившая в России династия Рюриковичей.

В 1598 г. - Земский собор избрал Бориса на царство. Проблемный вопрос:

- Какие силы помогли Борису стать царем?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с текстом учебника, с. 9-10

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов:

- Какие манеры поведения были присущи Борису Годунову?

- Какое впечатление производил царь Борис на современников?

- Какие положительные качества были свойственны Борису Годунову?

Царствование Бориса ознаменовалось сближением с Западной Европой. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободил их от налогов и предоставил право беспошлинной торговли.

“Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада”

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют высказывание, самостоятельно высказывают свои суждения о личности Бориса Годунова

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с документом (см. Приложение)

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скиталися без крова,

А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дальний мир смотря.

И вопль протяжный: “Хлеба! Хлеба! Хлеба!” -

Из тьмы лесов стремился на царя.

На улицах иссохшие скелеты

Щипали жадно чахлую траву,

Как скот - озверенены и неодеты,

И сны осуществились наяву...

К. Д. Бальмонт

- Назовите экономические проблемы, с которыми столкнулся Борис Годунов в 1601-1603 гг.

Организуют поиск ответа на вопросы, выясняют причинно-следственные связи, прогнозируют реакцию общества на сложившуюся ситуацию

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Самостоятельная работа с литературным источником

Умение ориентироваться в содержании предмета

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация

самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Обращает внимание обучающихся на следующий факт:

- В народе зрела мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствие Бориса не благословляется Богом, потому оно беззаконно, достигнуто неправдой.

- Какая могла быть реакция народа на происходящие события?

(Народные восстания.)

В это время по стране поползли слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен

и вынужден скрываться. Рассказывает о Григории Отрепьеве.

Работа с картой:

- Покажите путь продвижения войск самозванца на Москву. Почему Лжедмитрий выбрал именно такой путь: через Чернигов и Северские земли, а не короткий

и прямой путь - через Смоленск?

- В чем причина успеха Лжедмитрия?

Ориентируются в информации.

Отвечают на вопросы:

- Народные волнения охватили большие территории. Наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603 г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские воеводы сумели разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось - было уже слишком поздно.

- Самозванец выбрал длинный путь через Чернигов и Северские земли, а не короткий и прямой путь - через Смоленск, так как в Чернигове и Северских землях оставались недовольные политикой Годунова - это были участники восстания Хлопка

Учебно-

познавательные,

информационные,

коммуникативные,

личностные

Работа с информацией по учебнику, с. 11.

Работа с картой (экран)

Умения использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи.

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета

- Верно ли утверждение?

“Царь Борис - это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом”.

- Что, по вашему мнению, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить свое положение на троне?

- Можно ли считать, что правление Бориса Годунова обещало улучшить внутреннее положение в стране, но “сложный случай распорядился по-иному”? Рассказывает о приходе к власти самозванца.

Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

И в жертву мне Бориса обрекла.

А. С. Пушкин

Делают выводы, высказывают мнение о деятельности царя Бориса Годунова

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Контроль усвоения полученных знаний и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...Домашнее задание:

§ 1, вопросы, записи в тетради, новые слова, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-

познавательные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение

Документ

Профессор С. Г. Устюгов: “Англичанин отметил величественные манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. Борис цвел “благолепием” и “образом своим многих людей превзошел”. Обладая несокрушимой волей, Годунов производил впечатление мягкого человека. В минуту душевного волнения на его глаза навертывались слезы. Годунов поражал современников своим постоянством в семейной жизни и привязанностью к детям”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]