Образование и наука - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Образование и наука - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: объяснить учащимся роль и значение образования в ходе реформ; обосновать вывод о завершении формирования в стране целостной системы образования в начале XIX в.; на конкретных примерах показать, в чем проявилось влияние системы образования на развитие научных исследований, как осуществлялось взаимодействие науки и образования, науки и производства; помочь учащимся уяснить, как все это влияло на прогресс российского общества.

План урока: 1. Развитие образования. 2. Достижения отечественной науки. 3. Взаимосвязь науки и производства.

Основные понятия: система образования; лицей; сословность образования; военнополевая хирургия; «нептунисты»; «плутонисты»; неевклидова геометрия; пудлингование; паровые машины.

Основные даты: 1803 г. — реформа образования; 1811 г. — открытие Царскосельского лицея; 1839 г. — открытие Пулковской обсерватории; 1826 г. — создание Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии.

Персоналии: А. Ф. Смирдин; И. А. Двигубский; И. Е. Дядьковский; К. М. Бэр; Н. И. Пирогов; М. В. Остроградский; Н. И. Лобачевский; Б. С. Якоби; Э. Х. Ленц; П. Г. Соболевский; В. В. Любарский; Н. Н. Зинин; П. П. Аносов; Е. и М. Черепановы; А. М. Бутлеров.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. — М., 1975; Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI—XIX вв. — М., 1984; Развитие естествознания в России. — М., 1977; Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992.


Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.


Дополнительный материал для учителя

Первый опыт электрического освещения в России:

Электротехника была областью, далеко продвинутою вперед в первой половине XIX в. главным образом трудами русских ученых и изобретателей (В. В. Петров, Б. С. Якоби, Э. Х. Ленд и др.).

30 марта 1853 г. профессор физики Казанского университета Александр Степанович Савельев (1820—1860) осуществил в Казани один из первых в мире опытов по использованию электричества для практических нужд освещения.

Ниже приведено описание опыта Савельева, напечатанное в 1853 г. под заголовком «Опыт гальванического освещения двора Императорского казанского университета»:

30 марта в Казани происходил опыт гальванического освещения университетского двора. Профессор физики Савельев, уступая общей просьбе, решился сделать его в большом виде и с наблюдением некоторых ученых вопросов; говоря короче, опыт имел двоякую цель: первую — осветить город, вторую — определить достоинство различным образом подготовленных углей. Выполнение первой цели опыта потребовало довольно сильной гальванической батареи и возвышенного помещения прибора. Вследствие этого была взята г. Савельевым батарея Даниеля в 108 элементов и Грове в 36 элементов, а самый прибор помещен на крыше Физического кабинета, с которой открывается вид решительно на весь город. Опыт начат был в 9 часов вечера и продолжался до часа по полуночи, следовательно, четыре безостановочных часа. Ровность света была довольно удовлетворительная; более значительные перерывы были неизбежны при перемене углей. Ближайшие здания были освещены превосходно, но в отдаленных от университета частях города действие света не оказывалось, не потому, чтобы свет не достигал этих мест, но потому, что он шел по верху и едва задевал крыши. Чтобы судить о распространении этого света и силе его на значительном расстоянии, приведем наблюдение одного лица, живущего на Арском поле, более чем в двух верстах от университета; из окон его квартиры крыша Физического кабинета совершенно была видна. Светящий прибор казался на этом расстоянии блестящею звездой, втрое более Венеры, света ровного, блестящего, без игры и колебаний колорита, цвета такого же, как цвет неподвижных звезд.


Учреждение Практического Технологического института

В целях образования лиц, технически подготовленных и могущих быть использованными в интересах буржуазии на фабриках и заводах, организовано было в 1828 г. первое в России специальное техническое высшее учебное заведение — Практический Технологический институт в Петербурге.

Ниже приведены отрывки из именного указа Николая I от 28 ноября 1828 г. об открытии института и из утвержденного в тот же день «Положения об устройстве Практического Технологического института»:

Желая способствовать распространению и прочному устройству мануфактурной промышленности в империи нашей, признали мы за благо учредить в Санкт-Петербурге Практический Технологический Институт...

...1. Цель Практического Технологического Института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управления фабриками или отдельными частями оных.

2. Учение воспитанников по теоретической части должно состоять из следующих предметов: 1) Закон Божий. 2) Чистописание. 3) Российский язык по правилам грамматики, с практическими упражнениями, сколько нужно, чтобы воспитанники могли ясно выражать свои мысли. 4) Общие познания географии и обозрение истории. 5) Начала естественной истории. 6) Рисование вообще и особенно машин, планов, строений, узоров и украшений. 7) Арифметика. 8) Алгебра до уравнений. 9) Геометрия и некоторое понятие о практическом измерении земель. 10) Нужные части прикладной математики. 11) Необходимые для ремесел и искусств познания физики. 12) Основательные познания практической химии в отношении к ремеслам и искусствам. 13) Курс технологии, и в особенности тех частей, которые ближайшим образом относятся до цели учреждения института, как-то: а) Красильного искусства, б) Аппретуры ткацких материй, в) Построения разного рода машин; а притом общие познания тех произведений, которые составляют первоначальные материалы для фабрик...


Вопросы и задания для собеседования:

1. Какие факты свидетельствуют о завершении формирования в начале XIX в. отечественной системы образования?

2. Почему Александр I придавал такое большое значение системе образования? В чем это проявилось? 3. С какой целью был создан Царскосельский лицей? Кто в нем учился?

4. Какие изменения произошли в системе образования в 20—50-е гг. XIX в.?

5. Как изменилось содержание образования в эти годы?

6. Какие примеры говорят о том, что система образования в России в эти годы носила сословный характер?

7. Какие открытия в области естественных наук вы считаете главными, в чем проявилось их практическое значение?

8. Почему именно в эти годы получает особое развитие материальная поддержка крупными предпринимателями российской науки, ее отдельных представителей, научных программ?

9. Почему именно в это время получили развитие высшие профессиональные учебные заведения в России?


Темы докладов и сообщений:

1. Образовательная реформа 1803 г.

2. Царскосельский лицей.

3. Издатель А. Ф. Смирдин.

4. Николай Иванович Пирогов — основоположник военно-полевой хирургии.

5. Н. И. Лобачевский.

6. Наука и производство в России в первой половине XIX в.


Домашнее задание: § 15 учебника, вопросы и задания к нему; документы и задания к ним в конце параграфа. Рабочая тетрадь: задания к § 15.






Для любых предложений по сайту: [email protected]