Внешняя политика Александра II - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Внешняя политика Александра II - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России 60—70-х гг. XIX в.; уяснить, что главной целью внешней политики в этот период было создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы.

План урока: 1. Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в. 2. Европейская политика. 3. Завершение Кавказской войны. 4. Политика России в Средней Азии. 5. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Основные знания: основная цель и главные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.; европейская политика России; отмена некоторых статей Парижского договора; завершение Кавказской войны и значение вхождения народов Кавказа в состав Российской империи; политика России в Средней Азии, образование Туркестанского генерал-губернаторства, значение завоевания Россией Средней Азии; политика России на Дальнем Востоке, определение дальневосточных границ между Россией, Китаем и Японией; причины продажи Аляски.

Основные понятия: Союз трех императоров; «священная война».

Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской войны; 1867 г. — продажа Аляски.

Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.


Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Первый вопрос можно изучить, сочетая объяснение нового материала с выполнением задания 1 (§ 27) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель задает вопросы: какова была расстановка противоборствующих сторон в Крымской войне? Каковы были условия Парижского мирного договора? Какие из них были особенно унизительными для России?

2. Рассказ учителя об основных направлениях и событиях европейской политики сочетается с выполнением заданий 2 и 3 (§ 27) в рабочих тетрадях и работой с документом 1, помещенным в конце § 27. Свой рассказ учитель предваряет постановкой проблемного вопроса: как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Черного моря?

3. Изучение второго вопроса необходимо начать с повторения: каковы причины Кавказской войны? Каковы ее основные этапы? Как изменился характер войны после избрания имамом Шамиля? Затем учитель рассказывает о завершающем периоде Кавказской войны. Учащиеся заполняют таблицу «Завершающий период Кавказской войны»:


Дата

Событие

Итоги и значение Кавказской

войны


4. В классах с высоким уровнем подготовки учащихся, переходя к рассказу о политике России в Средней Азии, можно создать проблемную ситуацию: при определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух влиятельных министерств — военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министерство? Какую позицию занимало министерство иностранных дел? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о развитии событий в этом регионе, о реакции Александра II на действия военных. Затем он задает вопрос: почему император в конечном счете принял точку зрения военных?

В ходе обсуждения проблемы учащиеся заполняют таблицу «Цели России в Средней Азии»:


Политические цели

Военно-стратегические цели

Экономические цели


Затем учитель рассказывает о завоеваниях в Средней Азии, учащиеся заполняют две первые колонки таблицы «Завоевание Средней Азии» (задание 7 § 27 в рабочей тетради), находят на карте «Казахстан и Средняя Азия» Бухарский эмират, Кокандское ханство, Ташкент, границы Туркестанского генерал-губернаторства, Самарканд, Красноводск, Геок-Тепе, Ашхабад.

В заключение необходимо организовать обсуждение проблемы: можно ли считать, что Россия проводила в Средней Азии колониальную политику?

5. В ходе рассказа учителя о политике России на Дальнем Востоке учащиеся выполняют задание 8 (§ 27) в рабочей тетради.

Переходя к проблеме продажи Аляски, учитель организует повторительную беседу: какие территории получили название Русской Америки? Когда они были присоединены к России? Каковы были особенности управления этими территориями? Учитель подчеркивает, что продажа Аляски имела экономические и политические причины. Он предлагает учащимся прочитать документы в конце § 27 и ответить на вопрос: каковы были экономические причины продажи Аляски? Затем он называет сумму, которую получила Россия от продажи Аляски, и задает проблемный вопрос: как вы думаете, почему эта сумма была столь незначительна? Выслушав предположения учащихся, учитель рассказывает о политическом аспекте данного события — Россия рассматривала США как противовес своему извечному сопернику Англии, с которой она сталкивалась на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке. Продажа Аляски американцам наносила удар по английскому могуществу в Северной Америке, устраняла преобладание английского флота в этом регионе, создавая в то же время основания для усиления англо-американских противоречий. Продажа Русской Америки определила дружественные отношения между Россией и США на длительный период.

В конце урока можно провести дискуссию: каково ваше отношение к продаже Русской Америки?


Задание на дом: § 27 учебника и вопросы к нему. Закончить заполнение таблицы (задание 7 § 27 в рабочей тетради). Выполнить задания 4, 5, 6, 9 § 27 в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]