Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Социальные учения и социальные движения - Промышленная революция и социальный вопрос
Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Положение наемных рабочих. Социальные последствия промышленной революции. Общественные движения в первой половине XIX в.: либералы, демократы.
Основные факты и понятия. Пути решения социального вопроса. Социальные реформы. Социальная революция. Социалистические учения Сен-Симона, Фурье. Коммунисты. Марксизм. Рабочее движение и профсоюзы.
Первый вариант проведения урока
План урока
1. Либералы в решении социального вопроса.
2. Демократы о социальных реформах.
3. Зарождение социализма.
4. Коммунистическое движение.
5. Рабочее движение и его политические интересы.
Ход урока
1—2. Урок можно начать с повторительной беседы о положении рабочих в условиях промышленной революции. В ходе беседы учитель подводит учеников к размышлениям о том, как общество реагировало на такое положение дел.
1. Что такое социальный вопрос? Когда и в связи с какими событиями он возник?
2. Каковы были условия труда и жизни рабочих?
3. В чем были причины столь тяжелого положения рабочих?
4. Мы знаем, что в первой половине XIX в. в Европе сложились достаточно сильные общественные движения. Какие это были движения? Вспомните основные положения их программ.
5. Подумайте, как представители этих общественных движений могли реагировать на такое положение рабочих.
Далее учитель организует самостоятельную работу учащихся, которые на основе текста учебника начинают заполнять схему «Пути решения социального вопроса».
Прочитайте в § 17 учебника пункты «Либералы и социальный вопрос», «Социальные реформы» и впишите в схему суть решений социального вопроса, которые предлагали либералы и демократы.
При изучении данных вопросов можно выполнить задания 25 на с. 55 и 27 на с. 57 в рабочей тетради.
3—4. Далее учитель рассказывает о возникновении новых общественных движений: социалистического и коммунистического. По ходу рассказа продолжается заполнение схемы. На этом этапе можно использовать подготовленные заранее сообщения учащихся о некоторых учениях, названных в учебнике (учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, К. Маркса и Ф. Энгельса). Материалы для сообщений есть в учебнике (помимо текста параграфа, можно использовать документы на с. 165—166), а также в многочисленной дополнительной литературе.
Пути решения социального вопроса
5. На последнем этапе урока изучается рабочее движение. Учитель может напомнить, что первые рабочие организации были созданы в Англии и уже изучались в связи с политическими реформами (чартизм). Учащиеся выполняют задание 30 на с. 58 рабочей тетради, в котором необходимо вписать причины возникновения рабочего движения. Далее дается краткая информация о забастовочном движении, возникновении профсоюзов.
В завершение урока учащимся предлагается мини-дискуссия о том, позиция какого общественного движения в решении социального вопроса была ближе самим рабочим.
Поставьте себя на место европейских рабочих и подумайте, позиция какого общественного движения была им ближе.
Второй вариант проведения урока
Урок проводится в форме лабораторно-практического занятия.
Опережающее домашнее задание. Класс делится на 5 групп, которые представляют либералов, демократов, социалистов, коммунистов и рабочих. Первые четыре группы изучают в § 17 учебника материал о своем направлении и готовят небольшое выступление по поводу возможных путей решения социального вопроса. Группа, представляющая рабочих, изучает формы рабочего движения (забастовки и стачки, восстания, деятельность профессиональных союзов) и обосновывает значимость каждой формы и ее результативность.
План урока
1. Общественные движения в решении социального вопроса:
а) либералы;
б) демократы;
в) социалисты;
г) коммунисты.
2. Формы рабочего движения.
Ход урока
1. Урок можно начать с чтения отрывка о положении рабочих в хлопчатобумажной промышленности Франции, помещенного в учебнике на с. 164. Внимание учеников обращается на тот факт, что бедственное положение широких слоев населения привлекало пристальное внимание современников: ученых, писателей, общественных деятелей. Не могли оставить его в стороне и представители основных направлений общественного движения, о которых ученики уже знают: либералы и демократы. Но вопрос был настолько актуальным, что в процессе попыток его решения возникли два новых направления: социализм и коммунизм.
На первом этапе урока учащиеся знакомятся со взглядами представителей четырех направлений общественного движения на решение социального вопроса.
После выступления четырех групп всему классу могут быть предложены вопросы и задания:
1. Прочитайте вопросник для вступающего в тайное общество (документ на с. 164 учебника) и определите, к какому направлению общественной мысли он принадлежал. Какие слова в тексте помогли вам?
2. Прочитайте отрывок из устава одной из политических организаций и определите, каких взглядов придерживались члены этой организации: «Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности».
3. Прочитайте в учебнике документы на с. 165—166 и ответьте на вопросы к ним.
4. Вспомните, что означает слово «утопия».
5. Сен-Симона, Оуэна, Фурье часто называют социалистами-утопистами. Согласны ли вы с таким определением?
2. Группа, представляющая рабочее движение, рассказывает о его основных формах. Помимо материалов учебника, учащимся можно предложить следующие документы, раскрывающие особенности рабочего движения.
Материалы для учащихся
Из рукописного воззвания рабочих г. Клермона, обращенного к фабрикантам
1818 г.
Господа! От неприятности и жестокости вашего сердца мы вне себя; ваше презрение к бедным рабочим, которые помогли вам создать ваше состояние... уже одно то, что мы вами покинуты, господа, могло бы заставить нас сделать то, что мы не хотели бы. Мы не намерены посягнуть на ваше имущество, но если вы не устроите так, чтобы мы получили работу, то мы неизбежно посягнем на вас и на ваши машины. Таким образом, вам дается восемь дней на размышление; если по истечении этих восьми дней вы не уберете шерсть из машин, чтобы дать работу 400—500 людям, находящимся за воротами и на которых вы не удостаиваете взглянуть, — не удивляйтесь, если вы увидите восстание, которое обрушится на вас и на ваши машины...
Резолюция делегатов тред-юнионов (профсоюзов) о всеобщей стачке
Принята в Манчестере 12 августа 1842 г.
Мы, делегаты, представляющие различные отрасли производства г. Манчестера и его окрестностей, вместе с делегатами из различных частей Ланкашира и Йоркшира решительно заявляем, что нашим твердым и сознательным убеждением является, что все бедствия производительных классов возникают исключительно из классового законодательства и что единственным средством устранения нынешних бедствий и широко распространенной нужды является немедленное принятие без урезываний и изменений и возведение в закон документа, известного под названием «Народная хартия».
Собрание рекомендует рабочим всех специальностей немедленно прекратить работу до тех пор, пока вышеупомянутый документ не станет законом страны.
1. В чем рабочие видели причины своих бедствий? Почему они особо пишут о необходимости разрушения машин?
2. Вспомните основное требование Народной хартии, выдвинутой чартистами. Почему профессиональные союзы выступали за ее принятие?
3. Как профессиональные союзы предлагают действовать рабочим до принятия хартии?
На завершающем этапе урока группе, представляющей рабочий класс, на основе выступлений других групп и выполнения заданий предстоит сделать вывод о том, идеи какого общественного движения им подходят больше всего и почему. Учитель должен дополнить ответы учеников и разъяснить, почему рабочие организации с таким интересом восприняли именно социалистические и коммунистические идеи.
Ответы на кроссворд, помещенный на с. 61 рабочей тетради. 1. Паровоз. 2. Протекционизм. 3. Завод. 4. Бессемер. 5. Вилы. 6. Машина. 7. Прялка. 8. Ремесло. 9. Чугун. 10. Мануфактура. 11. Пароход. 12. Спрос. 13. Мартен. 14. Уэльс.
Ответы на кроссворд, помещенный на с. 62 рабочей тетради. 1. Капитал. 2. Ротшильд. 3. Коммивояжер. 4. Пай. 5. Биржа. 6. Акционер. 7. Обнищание. 8. Кредит. 9. Инвестиция. 10. Выставка. 11. Недвижимость. 12. Рынок.