Усиление колониальной экспансии европейских государств и США - Национальные войны и «революции сверху»

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Усиление колониальной экспансии европейских государств и США - Национальные войны и «революции сверху»

Внутрипредметные связи. Колониализм. Товарообмен между метрополиями и колониями. «Закрытие» Китая для европейской торговли. Доктрина Монро.

Основные факты и понятия. Колониальная экспансия. Великобритания — крупнейшая колониальная держава мира в первой половине XIX в. Присоединение новых территорий Великобританией, Францией, США. Строительство Суэцкого канала (1859—1869).

План урока

1. Колониальная политика европейских государств к середине XIX в.

2. Присоединение новых территорий.

3. Политика в отношении Китая.

4. Строительство Суэцкого канала.

Опережающее домашнее задание. Класс делится на три группы соответственно трем странам (Великобритания, Франция и США), политика которых будет изучаться на уроке. Каждой группе предлагается изучить материалы § 23 и выполнить задания.

image64

1. Опишите отношения вашей страны и колоний к середине XIX в., сформулируйте основные цели колониальной политики (для группы, изучающей США, необходимо вспомнить суть доктрины Монро).

2. Заполните таблицу «Колониальные владения во второй половине XIX в.» по изучаемой стране (см. задание 3 на с. 220 в учебнике).

3. Определите свои интересы в отношении Суэцкого канала и Китая.

Ход урока

1. На первом этапе урока группы представляют колониальное положение Великобритании, Франции, США и основные цели их колониальной политики к середине XIX в.

На этом этапе могут быть использованы задания, основанные на фрагментах документов и характеризующие отдельные стороны взаимоотношений метрополий и колоний.

1. Один из африканских царей так сказал о колониальной политике европейских держав: «Я знаю тактику европейских правительств. Когда они хотят захватить территорию восточной страны, то сначала посылают миссионеров, потом консулов для поддержки миссионеров и в конце концов батальоны для поддержки консулов». Приведите примеры из учебника, подтверждающие эти слова.

2. Т. Маколей, английский либеральный политик середины XIX в., так писал о действиях англичан в Индии: «Побольше, побольше денег — вот девиз той власти, в руки которой судьба бросила миллионы народов Индии! Этот девиз многое объясняет; объясняет он и то, почему так мало было обращено внимания на просвещение и образование народа: ни просвещение, ни образование не принесли бы Компании денег; объясняет он и то, отчего вся эта страна в таком бедственном состоянии, отчего погибли ее фабрики, отчего уменьшилось плодородие почвы: фабрики ее могли мешать метрополии, для поддержания плодородия почвы нужно было издержать много денег, на что Компания не вдруг могла решиться, ибо сама желает получать побольше, побольше денег». На основании этого высказывания определите позицию правительства Великобритании в отношении колоний и отношение к правительственной политике либералов того времени.

3. На Венском конгрессе 8 февраля 1815 г. была принята Декларация об отмене работорговли. Она прилагалась к Генеральному Акту Венского конгресса. Декларация гласила: «Принимая во внимание, что торговля, известная под названием „работорговля“, рассматривалась справедливыми и просвещенными людьми всех времен как несовместимая с принципами гуманности и всеобщей морали; что особые обстоятельства, при которых она возникла, и трудности борьбы с ней возмутительно долго скрывались; но что, наконец, голос общественности во всех цивилизованных странах громко призывает к ее запрещению и так как злодеяния, сопутствующие ей, окончательно выяснены, несколько европейских правительств пришли к фактическому соглашению запретить работорговлю... »

Несмотря на Декларацию, борьба с работорговлей державами практически не велась. Об этом говорят многочисленные факты существования рынков рабов. В одном документе говорилось: «Полагалось продавать в рабство только военнопленных и преступников, но громадное поощрение, которое европейцы оказывали работорговле, приводит к тому, что африканские правители воюют не только с соседними вождями, но захватывают также своих подданных и продают этих несчастных европейцам». Только в 1841 г. державы достигли соглашения о мерах по пресечению торговли рабами. Почему европейские державы не стремились соблюдать декларацию?


2—3. На этом этапе урока группы представляют информацию о колониальных захватах стран на основе содержания таблиц, заполненных дома. Необходимо обратить внимание учеников на способы, которыми действовали державы. Работу целесообразно строить с использованием карты учебника «Мир к 1876 г.».

Далее учитель напоминает ученикам о ситуации, сложившейся в отношениях Японии и Китая с европейскими странами в предшествующий период. Этот материал содержится в учебнике для 7 класса в § 31 «Страны Южной и Восточной Европы». Необходимо подвести учеников к пониманию причин «опиумных» войн. Затем каждая группа высказывает свои интересы в Китае.

При изучении колониальной политики в Китае можно использовать задания 19, 20 на с. 84 в рабочей тетради.

После всех высказываний становится ясно, что каждая страна была заинтересована в расширении своего влияния в Китае и стремилась его закрепить с помощью договоров.


4. На последнем этапе урока учитель рассказывает о строительстве Суэцкого канала и его значении в мировой торговле. В ходе рассказа можно использовать иллюстрацию в учебнике на с. 218. Затем каждой группе предлагается выразить свое отношение к появлению Суэцкого канала и его возможным выгодам и недостаткам для страны.

Вопрос о колониальной войне в Мексике можно оставить для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]