Наука и общество - Век европейской культуры

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Наука и общество - Век европейской культуры

Внутрипредметные связи. Научные открытия, сделанные до XIX в. Состояние науки и образования в XV—XVIII вв.

Основные факты и понятия. Научные открытия XIX в. Использование научных достижений в повседневной жизни. Распространение образования. Революция в технике и транспорте. Позитивизм.

Первый вариант проведения урока

План урока

1. Причины бурного развития науки в XIX в.

2. Научные открытия и их практическая польза.

3. Успехи образования.

Ход урока

1. Урок начинается с повторительной беседы, в ходе которой учитель напоминает ученикам о состоянии развития науки в предшествующие столетия и подводит к пониманию причин столь бурного развития науки в XIX в.

image70

1. Вспомните, что называли научной революцией XVII в.

2. Какие открытия и кем были сделаны в XVI—XVIII вв. в области астрономии и физики?

3. Как научная революция XVII в. могла повлиять на подготовку бурного развития науки в XIX в.?

Далее учитель характеризует причины столь бурного развития науки в XIX в.

Комментарий для учителя

В конце XVIII — начале XIX в. происходили промышленная революция в Англии, политические преобразования в Америке, во Франции. В XIX в. эти процессы охватили практически всю Европу. Промышленная революция, которая стала крупнейшим социальным явлением, поставила серьезные задачи и перед естествознанием, и перед общественными науками, и перед политиками. Обществу все более ясной становилась практическая польза науки. XIX век — эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Исследования, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, образовали спектр естественноисторических наук (геология, палеонтология, биология, эмбриология и т. д.), в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого. К середине века идея необратимости процессов живой и неживой природы, как и человеческого общества, стала признанной, а философская диалектика была заявлена как метод постижения этих процессов. Работы Ч. Дарвина, развитие физико-математических наук (термодинамики, теории электричества, электромагнетизма) подорвали веру в универсальность принципов построения знаний в механике (механическая картина мира) для понимания всех природных явлений, заложили основание для формулирования альтернативных картин мира (электромагнитной и т. п.). Естествознание все теснее связывало себя с производством. Одной из центральных фигур в стремительно развивающемся производстве стал инженер. Появились первые научно-исследовательские институты.

Развитию науки, возрастанию ее роли в производстве, становлению технических наук в решающей степени способствовало совершенствование математики, ее все более интенсивное использование в формулировании научных знаний. Результаты наук стали доступными для практического применения. Математика стала интегрирующим фактором науки, а с середины XIX в. — методом получения научных знаний.


2. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми научными открытиями XIX в. Особое внимание целесообразно уделить их практическому применению в повседневной жизни, на производстве и в транспорте.

Предлагаем два варианта изучения вопроса.

Первый вариант

Учитель рассказывает о важнейших научных открытиях и их применении в жизни людей. По ходу работы можно заполнять таблицу «Научные открытия XIX в. и их значение» либо воспользоваться таблицами в заданиях 3 и 5 на с. 90—91 в рабочей тетради.

Второй вариант

Организуется практическая работа учеников с таблицей и текстом учебника. Учащимся предлагается готовая таблица «Научные открытия XIX в. и их значение», вопросы и задания к ней. При необходимости можно предложить обратиться к пунктам «Практическая польза» и «Новая техническая революция» в § 25.

image71

1. В какой отрасли науки были сделаны самые выдающиеся открытия?

2. Как изменилась жизнь людей с появлением новшеств, перечисленных в таблице?

3. Какие новые отрасли промышленности появились в связи с перечисленными изобретениями?

4. Согласны ли вы с мнением, что в XIX в. произошла новая техническая революция? Обоснуйте свой вывод.

5. Предположите, как реагировали люди на столь значительные события.


3. На последнем этапе урока учитель обращает внимание учеников на изменившуюся ситуацию в системе образования. В сильном классе учащиеся анализируют статистические данные, предложенные учителем. В менее подготовленном классе учитель может сам прокомментировать эти данные, в отдельных случаях обращаясь к мнению учащихся.

Проанализируйте следующие данные и сделайте все возможные выводы.

В Великобритании в 1841 г. доля грамотных среди взрослого мужского населения составляла 67%, а в 1881 г. — 86%. В XIX в. в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, начальное образование стало обязательным. Численность учащихся средних и высших учебных заведений во Франции возросла в 3 раза (с 50 до 150 тыс. человек) (в количественном отношении это резкое увеличение, однако подумайте о качественном значении этих цифр).

В 1830—1870 гг. в Великобритании, во Франции и в Германии число ежегодно публикуемых книг и брошюр увеличилось с 12 тыс. до 20 тыс. названий.

В 1831—1882 гг. в Великобритании среднемесячные тиражи газет увеличились с 3,2 млн. до 135 млн. экземпляров, в Париже — с 3 млн. до 44 млн. экземпляров.

В XIX в. появились платные частные и бесплатные публичные библиотеки, доступные рядовым читателям.


Научные открытия XIX в. и их значение


Отрасль науки

Открытия и их авторы

Практическое применение научных открытий

Астрономия

И. Галле открыл новую планету — Нептун

Создание возможности дальнейшего изучения Солнечной системы

Химия

Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов

Открытие новых веществ и их искусственный синтез способствовали развитию химической промышленности (создание новых красителей, органических удобрений)

Физика

Г. X. Эрстед установил влияние электрического тока на магнитную стрелку.

А. Ампер доказал, что электрический ток создает магнитное поле.

М. Фарадей, Э. Ленц установили явление электромагнитной индукции. Их исследования продолжили Г. Ом, Дж. Джоуль, Б. Якоби и др.

Дж. Максвелл разработал теорию электромагнитного поля и электромагнитную теорию света

1844 г. — изобретение аппарата Морзе (телеграф).

1876 г. — И. Грей и А. Белл изобрели телефон.

Конец XIX в. — А. Попов, Г. Маркони, Н. Тесл изобрели радио.

70-е гг. XIX в. — П. Яблочков, А. Лодыгин, Т. Эдисон изобрели электрическую лампочку, что привело к появлению электрического освещения.

Создание электрических двигателей, что привело к появлению электростанков, вентиляторов, пылесосов, мясорубок, электроплит и т. д.

80-е гг. XIX в. — появление трамваев и метрополитена. 80-е гг. XIX в. — Г. Даймлер, К. Бенц изобрели двигатель внутреннего сгорания, что привело к появлению автомобиля и воздухоплавания

Медицина

Открытие возбудителей инфекционных заболеваний — тифа, дизентерии, туберкулеза, холеры

Разработаны методы лечения этих заболеваний и прививки против сибирской язвы, бешенства и дифтерии


Создание наркоза

Применение наркоза при операциях (в России впервые применил Н. И. Пирогов в осажденном Севастополе в ходе Крымской войны)

Биология

Теория Ч. Дарвина

Объяснение происхождения живых организмов путем естественного отбора


Обсуждение данного задания позволит в завершение урока сделать вывод о значительных изменениях, произошедших в жизни людей к концу XIX в. Они стали более образованными и больше интересовались достижениями наук, которые, в свою очередь, активно внедрялись в повседневную жизнь и производство. Полученный вывод можно записать в рабочую тетрадь, выполнив задание 2 на с. 89.

Творческое задание. Изучите в учебнике материал о позитивизме и выполните задание 1 на с. 89 в рабочей тетради. Сделайте вывод о том, почему именно во второй половине XIX в. позитивизм получил такое распространение.


Второй вариант проведения урока

Урок проводится в форме «Исторического аукциона».

План урока

1. Представление научных открытий XIX в.

2. Практическая значимость научных открытий.

Опережающее домашнее задание. Отдельные учащиеся готовят сообщения о научных открытиях по областям знаний: биология, химия, астрономия, физика, медицина. Остальные ученики узнают как можно больше о выставленных на аукцион научных открытиях и возможностях их применения в повседневной жизни и в производстве.

Ход урока

1. Учитель характеризует причины бурного развития науки в XIX в., затем объявляет тему аукциона — «Научные открытия XIX в.» и правила его проведения.

Аукцион — это особый способ продажи товаров. Предмет предварительно выставляется для осмотра (желательно использовать изображения или макеты), слово предоставляется учащимся, готовившим сообщения. Они знакомят класс с историей и содержанием открытий в различных областях науки.


2. На данном аукционе для «продажи» заранее выставляются следующие научные открытия:

1) открытия в области изучения электричества и магнетизма — 3 очка;

2) создание наркоза — 1 очко;

3) открытие возбудителей инфекционных заболеваний — тифа, дизентерии, туберкулеза, холеры — 2 очка.

Стартовая цена (очки) означает, что ученик может вступить в торги, назвав столько «единиц» исторической информации о применении этих открытий в повседневной жизни и производстве, сколько очков обозначено в цене. «Товар» покупает тот, кто даст большую «цену», т. е. назовет как можно больше сведений о применении научного открытия.

После окончания торгов обсуждается вопрос о масштабах изменений, произошедших в жизни людей XIX в. в связи со сделанными открытиями.






Для любых предложений по сайту: [email protected]