Основные итоги истории XIX в. (повторительно-обобщающий урок) - Конец столетия: преобладание Европы

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Основные итоги истории XIX в. (повторительно-обобщающий урок) - Конец столетия: преобладание Европы

План урока

1. Характерные черты в развитии Европы и Северной Америки.

2. Единая мировая цивилизация.

Ход урока

1. Поскольку основное внимание в курсе Новой истории было уделено истории Европы и Северной Америки, то повторительно-обобщающий урок целесообразно начать с этого материала. В заключении к учебнику «Основные итоги истории XIX в.» выделены характерные черты в развитии Европы и Северной Америки, которые следует разобрать с учениками. Предлагаем два варианта изучения материала.

Первый вариант

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и выполнение задания.

image91

Прочитайте в учебнике с. 321—322 (до слов «На фоне этих достижений...») и выпишите характерные черты в жизни стран Европы и Северной Америки, которые появились в XIX в.

Затем класс делится на мини-группы, каждая из которых должна подобрать в учебнике примеры проявления одной из выделенных черт.


Второй вариант

В ходе объяснения учитель выделяет, а учащиеся записывают в тетрадь характерные черты в жизни стран Европы и Северной Америки, которые появились в XIX в.

1. Появление учреждений либеральной демократии.

2. Складывание рыночной экономики.

3. Формирование основных течений общественно-политической мысли и появление политических партий и профессиональных союзов.

4. Широкое распространение машинной индустрии.

5. Появление новых видов транспорта (железные дороги, паровое судоходство).

6. Свобода предпринимательства и торговли.

7. Расцвет культуры, основанный на свободе художественного творчества.

8. Выдающиеся достижения в области науки, коренным образом изменившие жизнь людей.

9. Небывалое развитие образования.

Выделив эти черты, учитель может предложить ученикам следующие вопросы и задания:

1. Сгруппируйте приведенные выше черты по экономической, политической, культурной сферам жизни общества. Прокомментируйте каждую из них.

2. Приведите примеры, подтверждающие наличие перечисленных выше черт в XIX в.

3. Какое из достижений XIX в. вы считаете самым важным? Объясните свою точку зрения.


2. Вторая часть урока посвящена международным отношениям XIX в., которые легли в основу формирования единой мировой цивилизации, основанной на тесных экономических, политических и культурных связях всех народов мира. На этом этапе учащимся предлагается небольшая дискуссия.

Вопрос для дискуссии

Почему историки считают, что на рубеже XIX—XX вв. складывается единая мировая цивилизация, ведь страны и народы были такими непохожими. Подумайте, внес ли колониализм еще больше различий между Западом и Востоком или, наоборот, сблизил их?

При подведении итогов в изучении курса учитель намечает перспективы дальнейшего изучения всеобщей истории, среди которых на первое место можно поставить стремление Германии, Италии и Японии к переделу мира, что привело в начале XX в. к Первой мировой войне.






Для любых предложений по сайту: [email protected]