Заря свободы. Европейская реакция в борьбе с революциями - Реакция и революции

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Заря свободы. Европейская реакция в борьбе с революциями - Реакция и революции

Внутрипредметные связи. Испанские и португальские колонии в Латинской Америке. Французская революция конца XVIII в. Греция — часть Османской империи. Легитимизм. Священный союз.

Основные факты и понятия. Освободительные войны в Латинской Америке 1810—1826 гг. Симон Боливар. Карбонарии. Революции в Испании, Португалии и Италии. Проведение либеральных реформ. Освободительная борьба в Греции и ее итоги. Доктрина Монро. Революция 1830 г. во Франции. Восстания в Бельгии и Польше 1830 г. Упадок Священного союза.

Первый вариант проведения уроков

Урок 1. Заря свободы

План урока

1. Колониальное общество в Латинской Америке и предпосылки борьбы за независимость.

2. Освободительная война в Латинской Америке и ее результаты.

3. Революции в Испании, Португалии и Италии.

4. Освободительная борьба в Греции.

Ход урока

1. После краткого вводного слова учителя о подъеме революционного и освободительного движения в Европе и Латинской Америке в 20—30-е гг. (см. комментарий для учителя во втором варианте изучения темы) класс переходит к изучению событий в Латинской Америке. Учитель показывает на карте мира месторасположение этого региона, напоминает, что Южная и Центральная Америка в конце XVI — начале XVII в. попали под власть Испании и Португалии. На основе имеющихся знаний о колониализме, полученных в 7 классе, учащиеся восстанавливают сведения о путях и методах колониализма, взаимоотношениях колоний и метрополий.

Характеристика ситуации в регионе может быть дана самими учащимися на основе опережающего домашнего задания.

Опережающее домашнее задание. Прочитайте в учебнике пункты «Колониальное общество в Латинской Америке» и «Предпосылки освободительной войны в Латинской Америке» и выполните следующие задания:

а) определите особенности колониального общества Латинской Америки, назовите основные группы населения;

б) от имени представителя одной из групп населения (креолов, метисов или мулатов, негров-рабов или индейцев) опишите жизнь в Латинской Америке и выскажите, чем вы недовольны.

На основе выступлений учащихся формулируются предпосылки освободительного движения, которые схожи с причинами Войны за независимость в Северной Америке.

В то же время подчеркивается факт, что в Латинской Америке из-за особенностей колониального общества освободительное движение возникло намного позже, чем в Северной Америке. На этом этапе можно использовать задания 16, 17 на с. 19 в рабочей тетради.


2. Далее учитель рассказывает об основных событиях освободительной войны 1810—1826 гг., опираясь на карту в учебнике «Латинская Америка в XIX в.».

1. Определите по карте, каким европейским странам принадлежали колонии в Латинской Америке.

2. В каких латиноамериканских странах в основном шли военные действия?

3. Назовите в хронологическом порядке даты установления независимости в латиноамериканских странах.

4. Какие территории не получили независимости?

При изучении данной проблемы можно выполнить в классе или дома задания 18—19 на с. 19 в рабочей тетради.


3. При изучении революций в Испании, Португалии и Италии необходимо особое внимание уделить их сходным чертам. Можно использовать задание 26 на с. 22 в рабочей тетради, документы, помещенные в учебнике: «Из обращения Рафаэля де Риего к восставшим войскам и населению 1 января 1820 г.» и «Из программы восстания 1820 г. в Пьемонте». В документах раскрыты идеалы восставших.

Далее целесообразно выяснить результаты революционных действий в каждой стране. Для этого можно организовать самостоятельную работу с текстом учебника.

image15

Выпишите результаты революций в Испании, Португалии и Италии.


4. Учитель информирует учеников о том, что освободительная война развернулась также в Греции. При обсуждении данного вопроса можно использовать задания 22, 23 на с. 20 в рабочей тетради.

Комментарий для учителя

Греческие острова и побережье являлись контактной зоной между исламским и христианским миром. Греция входила в состав Османской империи.

Высший слой греческого населения частично вошел в иерархическую структуру империи. Константинопольский патриарх считался главой не только православной церкви, но и общины. Знатные греческие семьи заняли видное положение не только в торгово-денежных операциях, но и в политической жизни империи.

Населенные греками Ионические острова в Адриатике до конца XVIII в. входили в состав венецианских владений. На островах и побережье сформировалась богатая торговая и судовладельческая буржуазия. Филиалы греческих торговых домов сетью покрыли Европу от Лондона до Нежина и Леванта. Процветавшие греческие колонии заняли прочное место в европейской коммерции, а также превратились в центры национального просвещения и освободительной борьбы.

В сельских районах Балканского полуострова проживали феодально-зависимые крестьяне, которые вели примитивное хозяйство на землях, принадлежавших турецким и частично греческим помещикам. Исключение составляли фактически самостоятельные общины в труднодоступных горных местностях, на которые османам так и не удалось распространить свою власть.

Национальное движение развивалось под воздействием двух внешних, на первый взгляд несовместимых, факторов: западноевропейской революционной и либеральной идеологии, влияние которой стало особенно заметно во время Французской революции, и русско-турецких войн. Оба фактора способствовали решению назревшей задачи освобождения Греции из-под власти Османской империи, ставшей серьезным препятствием экономического, социального, национального и духовного развития страны. В этом процессе значительную роль играла греческая диаспора.

В 1814 г. в Одессе греками было создано «Дружеское общество». В 1821 г. отряды греков из этой организации перешли границу и вторглись в Дунайские княжества, надеясь оттуда переправиться в Грецию. Экспедиция потерпела неудачу, но послужила поводом к восстанию во всей Греции.

В первые годы повстанцы одержали крупные победы — как военные, так и политические. В 1822 г. Греция была провозглашена конституционной республикой. За образец конституции была взята Французская конституция 1795 г. Но в 1825—1826 гг. военное счастье изменило грекам, и только вмешательство в конфликт трех держав — России, Великобритании и Франции спасло положение. По Адрианопольскому миру 1829 г. независимость Греции была обеспечена. В 1831 г. Греция была объявлена независимым королевством.


В завершение урока учитель подчеркивает, что подъем революционного и освободительного движения, естественно, не мог не вызвать реакции со стороны недавно созданного Священного союза, о чем ученики узнают на следующем уроке.

Творческое задание. Героическая борьба греков была воспета А. С. Пушкиным и Дж. Байроном (он сам принял в ней участие и умер от лихорадки в осажденной турками крепости Миссолунги). Одно из стихотворений Байрона можно предложить учащимся для анализа в ходе домашней работы.

Прочитайте стихотворение Дж. Байрона «Песня греческих повстанцев», опубликованное в 1812 г. и являющееся переводом песни греческого поэта-патриота. Прокомментируйте встречающиеся в тексте исторические термины, названия и имена. Какое сравнение использует автор для призыва греков к освободительной борьбе? Почему борьба греков вызвала такую реакцию поэтов, не являвшихся греками по национальности?


Урок 2. Европейская реакция в борьбе с революциями

План урока

1. Отношение Священного союза к революциям и освободительным движениям.

2. США и освободительная война в Латинской Америке. Доктрина Монро.

3. Революции 1830-х гг. во Франции, Бельгии и Польше.

4. Упадок Священного союза. Значение революций 20—30-х гг.

Ход урока

1. В начале урока учитель рассказывает о действиях стран — участниц Священного союза в отношении революционных движений в Испании, Италии и Греции. По ходу рассказа учащимся могут быть предложены вопросы и задания:

1. Почему европейские монархии стремились подавить революционные движения?

2. Как лозунг легитимизма помогал им обосновывать вмешательство во внутренние дела других стран? Как вы считаете, имели ли они на это право?

3. Почему страны — участницы Священного союза охотно вмешивались в дела Испании, Италии, но не хотели отстаивать законный порядок в Латинской Америке?

4. Почему Великобритания не хотела активно участвовать в подавлении революционного движения?

5. Объясните позицию европейских стран в отношении Греции. Почему Великобритания установила официальные отношения с восставшими, а англо-русско-французская эскадра воевала против турецкого флота, фактически выступая на стороне восставших?


2. Далее учитель подчеркивает, что, поскольку европейские государства отказались вмешиваться в дела такого далекого региона, как Латинская Америка, свое влияние здесь попытались установить США. Учащиеся могут выполнить задание 20 на с. 19 в рабочей тетради.

Суть доктрины Монро учащиеся определяют в ходе самостоятельной работы с текстом учебника. Можно также предложить работу с документом.


Послание президента Соединенных Штатов Америки Монро к конгрессу

2 декабря 1823 г.

«...заявить в качестве принципа, с которым связаны права и интересы Соединенных Штатов, что американские материки, в силу свободного и независимого положения, которого они достигли и которое они сохраняют, впредь не могут быть рассматриваемы в будущем как объект для колонизации со стороны какой-либо европейской державы... Граждане Соединенных Штатов питают самые дружественные чувства по отношению к свободе и счастью своих братьев по ту сторону Атлантического океана. В войнах европейских держав, по вопросам, их одних касающимся, мы никогда не принимали участия, и делать иначе и не соответствовало бы нашей политике...

Мы не будем вмешиваться и не вмешивались в судьбу существующих колоний или протекторатов какой-либо европейской державы. Но в отношении правительств, которые объявили свою независимость и ее поддерживают и независимость которых мы... признали, мы не могли бы рассматривать всякое вмешательство, имеющее целью их угнетение или какое-либо иное воздействие на их судьбу со стороны какой-либо европейской державы иначе как проявление недружественных намерений по отношению к Соединенным Штатам».

1. Кто и когда провозгласил доктрину Монро? Почему она так называется?

2. В чем состоит главное содержание этой доктрины?

3. Какие выгоды США должна была принести эта доктрина?

4. Как повлияло провозглашение доктрины Монро на ситуацию в странах Латинской Америки?


3. Далее ученики делятся на три группы и изучают особенности революций и восстаний 1830-х гг. во Франции, в Бельгии и Польше на основе текста учебника. Каждая группа объясняет причины и результаты революционных событий в той стране, которую изучает. Результаты работы обсуждаются в классе.


4. На последнем этапе урока учитель подводит итоги деятельности Священного союза и революционных и освободительных движений в Европе в 20—30-е гг. Необходимо подчеркнуть причины распада Священного союза. Учитель отмечает противоречия между либеральными и реакционными монархиями, которые возникли под влиянием революций начала 20-х гг. Это привело к распаду Священного союза, но не Венской системы, которая просуществовала вплоть до Крымской войны.


Второй вариант проведения уроков

Два урока, посвященных подъему освободительной и революционной борьбы различных народов и стран и реакции на них Священного союза, можно объединить по форме, не сокращая при этом количества часов (2 часа). В этом случае работа строится по группам, каждая из которых изучает свой регион.

План урока

1. Подъем революционной и освободительной борьбы в мире в 20—30-е гг. XIX в.

2. Освободительные войны в Латинской Америке.

3. Революции в Испании, Португалии и Италии.

4. Освободительная борьба в Греции.

5. Июльская революция 1830 г. во Франции.

6. Восстание за независимость в Бельгии.

7. Польское восстание 1830—1831 гг.

8. Реакция США и европейских государств на революционные и освободительные движения.

9. Значение революционных событий 20—30-х гг. Упадок Священного союза.

Ход урока

1. Учитель характеризует обстановку в мире в 20—30-е гг. XIX в., называет основные очаги освободительной и революционной борьбы этого периода. Целесообразно показать их на карте.


2—7. Изучение событий отдельных восстаний и революций происходит на основе групповой работы. Класс делится на шесть групп, каждая из которых получает опережающее домашнее задание и работает с материалом об одном из регионов (см. план урока). На уроке каждая группа выступает с сообщением о полученных результатах, класс фиксирует необходимые сведения в тетрадях (можно в виде сводной таблицы).

Опережающее домашнее задание. Изучите материалы учебника, относящиеся к вашему региону, и соберите информацию по следующим вопросам и заданиям. Подготовьте сообщение по плану:

1. Выпишите причины революционных или освободительных движений в данном регионе.

2. Назовите хронологические рамки движения.

3. Какие силы участвовали в этих движениях?

4. Каковы были результаты движения? Соотнесите их с причинами и выясните, достигли ли восставшие своих целей.


8. По ходу выступлений групп учитель обращает внимание учеников на реакцию США и великих европейских держав в лице Священного союза на происходившие события. Особое внимание следует обратить на разъяснение сути доктрины Монро, определившей взаимоотношения США и европейских великих держав.


9. На последнем этапе урока подводятся итоги освободительных и революционных движений, определяется их значение. Необходимо сформировать у учащихся целостную картину политических изменений, которые произошли в Европе и Латинской Америке: какие государства получили независимость, в каких были проведены либеральные реформы и т. д.

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 21 рабочей тетради. 1. Локк. 2. Политика. 3. Свобода. 4. Монтескье. 5. Хартия. 6. Кант. 7. Сталь. 8. Нация. 9. Ценз. 10. Гамильтон.

Ответы на кроссворд, помещенный на с. 28 рабочей тетради. 1. Орлеаны. 2. Александр. 3. Гро. 4. Реакция. 5. Ватерлоо. 6. Конституция. 7. Местр. 8. Ультрароялисты. 9. Гизо. 10. Меттерних.






Для любых предложений по сайту: [email protected]