Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя
Нужна ли нам единая и неделимая Италия? - СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии |
Методы обучения |
Проблемный или частично поисковый метод. |
Развитие умений учащихся |
Учатся «проживать» изучаемую эпоху; моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы; вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы; анализировать источники; делать оценочные суждения; вскрывать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения |
Основные понятия и термины |
Карбонарий |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 17. Рабочая тетрадь. Карта: «Объединение Италии». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 553—558 (Джузеппе Гарибальди. Карбонарии); Э. Войнич. Овод. Репродукции картин: Битва при Калатафими, портреты Мадзини, Гарибальди, Кавура |
Комментарии к технологической карте
После проверки домашнего задания восьмиклассники знакомятся с темой и планом урока и выбирают для индивидуальной работы первое или второе познавательное задание. Третье задание обязательно для всех.
Начиная изучение нового материала, учитель предлагает ученикам вспомнить, какие решения принял Венский конгресс в отношении Италии. После обобщения их ответов следует рассуждение учителя о положении Италии и ее судьбе. Ниже в дополнение к учебнику приводятся некоторые данные для конкретизации экономического положения страны и состава населения.
Экономическое развитие страны затруднялось плохо развитым транспортом. При перевозке товаров из Пармы в Модену — на расстояние в 37 миль — надо было 6 раз уплатить таможенные пошлины, а за товары, провозимые по реке По, таможенные пошлины платили 21 раз.
Торговая буржуазия Италии была богаче и многочисленнее промышленной. В Милане имелось несколько десятков крупных фирм, ведущих торговлю с зарубежными странами. Среди торговой буржуазии видное место занимали хлеботорговцы, откупщики и банкиры.
Многочисленны были различные слои интеллигенции: художники, адвокаты, музыканты, учителя, в большинстве люди нуждающиеся, не находящие в этой бедной стране применения своим силам.
Рабочий класс Италии состоял в основном из ремесленных подмастерьев, рабочих мануфактур и сезонных рабочих. Фабричный пролетариат был немногочисленным и получал нищенскую заработную плату.
Рабочее движение чаще всего принимало форму голодных волнений. В больших итальянских городах скопились десятки тысяч полуголодных рабочих, которые вместе с крестьянством представляли собой опасность для существующих режимов.
Затем учитель предлагает ответить на вопрос: как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Италией к середине XIX в.? Школьники отмечают, что разобщенность отдельных частей Италии мешала внутренней торговле и развитию промышленности. Политическое объединение страны и уничтожение старого порядка становились главными условиями модернизации.
Второй вопрос плана раскрывается в пределах учебника. При наличии времени можно включить дополнительный материал, дающий представление о накале борьбы итальянского народа за объединение страны и демократизацию политического устройства.
В ноябре 1848 г. вспыхнуло восстание в Риме. У казармы карабинеров население браталось с национальными гвардейцами, в городе вспыхивали стихийные демонстрации. Народ требовал создания Временного демократического правительства и созыва Итальянского Учредительного собрания. Огромная толпа народа заполнила площадь перед Квириналом — папским дворцом.
Пий IX заявил, что он не намерен подчиняться насилию, и отказался принять требования народа. Но это была не только его личная позиция — такой же точки зрения придерживалось все высшее духовенство и иностранные дипломаты.
Когда народ узнал о позиции святого отца, гул негодования пронесся по площади. Папские власти отдали приказ швейцарцам, охранявшим Квиринал, стрелять. Толпа бросилась в прилегающие к площади улицы. Искали оружие... Вскоре площадь опять заполнилась народом, но это были уже не мирные демонстранты, а вооруженные люди. Теперь стреляли с двух сторон. Выросли баррикады. Национальные гвардейцы и регулярные войска перешли на сторону восставших.
Пий IX вынужден был согласиться на образование светского министерства, на созыв Учредительного собрания и войну с Австрией. К власти пришли либералы. Папа римский бежал из города.
Либеральное дворянство и буржуазия объединились в борьбе за Учредительное собрание. Адвокаты, журналисты, врачи, художники, многие чиновники и мелкие собственники — все становились борцами за независимость и единство Италии.
Центром политической борьбы стали клубы, в которых росло влияние демократов. Гарибальди и Мадзини призывали к провозглашению республики.
21 января 1849 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Четыре дня в нем не умолкали споры: конституционная монархия или республика? Первым в защиту республики выступил Гарибальди, его поддержали другие депутаты-республиканцы.
Подавляющим большинством голосов Учредительное собрание приняло декрет о лишении папы светской власти и провозгласило Римскую республику.
9 февраля 1849 г. трехцветное знамя взвилось над Капитолием.
Затем последовали демократические преобразования: церковные земли отошли в государственную собственность, школу отделили от церкви, сократили налоги, таможенные пошлины и даже ввели повышенный налог на богачей.
Австрия, Франция, Испания и Неаполитанское королевство начали интервенцию против Римской республики. На самых опасных участках сражались с интервентами одетые в красные рубашки храбрецы генерала Гарибальди. Свыше двух месяцев римляне обороняли свой город, и все же настал момент, когда был отдан приказ о прекращении сопротивления. Папа римский восстановил свою власть.
Четыре тысячи бойцов повел Гарибальди из Рима на помощь осажденной австрийцами Венеции. Однако достигнуть своей цели они не могли. Во время тяжелейшего похода Гарибальди потерял почти всех своих соратников и жену Аниту, прошедшую рядом с ним огонь многих сражений. Преследуемый врагами, национальный герой Италии снова должен был покинуть родину.
Третий вопрос плана также рассматривается в пределах учебника. Далее возможна беседа, в ходе которой сравниваются политические взгляды Кавура и Мадзини. Жизненный путь Джузеппе Гарибальди подробно изложен в материалах для дополнительного чтения.
Вопрос о войне с Австрией в значительной степени известен учащимся, так как о ней уже говорилось в связи с внешней политикой Второй империи. Поэтому можно предложить ответить на вопросы: в какой войне участвовало королевство Пьемонт совместно с Францией в 1859 г.? Какими были результаты военных действий? Учащиеся вспоминают, что Наполеон III помог королевству Пьемонт прогнать австрийцев из Ломбардии.
Учитель рассказывает, что в мае 1859 г. объединенные силы французов и итальянцев нанесли поражение австрийцам в битве при деревне Маджента и вошли в Милан.
24 июня произошла вторая и последняя битва при Сольферино, одна из самых кровавых в истории. Австрийцы опять были разгромлены, но дальнейших сражений не последовало. Обеспокоенный большими потерями, опасаясь Пруссии на своей восточной границе, получивший все, ради чего он войну затеял, Наполеон III, к удивлению Европы и негодованию Италии, не советуясь с Виктором-Эммануилом, заключил мир с австрийским императором Францем-Иосифом. По этому миру Австрия уступала Франции Ломбардию (которую Наполеон III отдал пьемонтскому королю), а Венеция оставалась за Австрией.
При изучении пятого вопроса восьмиклассникам может быть предложено подробнее познакомиться с биографией Д. Гарибальди в разделе учебника «Для дополнительного чтения».
При рассмотрении вопроса о завершении объединения Италии учитель, опираясь на ранее изученный сюжет о войне между Австрией, с одной стороны, и Пруссией в союзе с Италией — с другой, указывает, что после поражения при Садове в 1866 г. Австрия отдает Венецию Виктору-Эммануилу II.
Затем учитель рассказывает о завершении объединения Италии, а учащиеся делают оценочные выводы.