От традиционного общества к обществу индустриальному - ВВЕДЕНИЕ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя

От традиционного общества к обществу индустриальному - ВВЕДЕНИЕ


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

От традиционного общества к обществу индустриальному
1. История XIX в. — история рождения и развития индустриального общества в процессе модернизации. 2. Неравномерность разрушения традиционного общества в Западной Европе. Три эшелона модернизации. 3. Основное содержание процесса модернизации. Коренные изменения в демографической, экономической, политической и духовной жизни. 4. Все ли было прекрасно?
Возможная личностно значимая проблема: развитие индустриального общества нельзя оценить однозначно

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что в XIX в. в Западной Европе и США происходит процесс преобразования доиндустриального общества в индустриальное; знакомятся с понятием модернизация и усваивают основные составляющие процесса модернизации; овладевают знаниями о трех эшелонах модернизации; оперируют понятием индустриальное общество

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично поисковый метод. Проблемное задание: подумайте, как можно оценить процесс развития модернизации с точки зрения европейца или американца и с точки зрения жителя Востока.
Форма урока: школьная лекция.
Приемы деятельности учителя: беседа, образное повествование, информативное сообщение об основных процессах развития индустриального общества в XIX в.

Развитие умений учащихся

Анализ и выделение главного (сравнение доиндустриальной и индустриальной эпох), умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников, умение делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности

Основные понятия и термины

Модернизация, эшелоны модернизации, индустриальное общество, старый капитализм, молодой капитализм, демография

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, введение. Карты: «Великие географические открытия в XVIII в.», «Мир к концу XIX в.». Образовательное пространство расширяется за счет социокультурной среды: экскурсии по городу с целью осмотра памятников архитектуры, жилого строительства, зданий банков, торговых центров и промышленного строительства XIX в.


Комментарии к технологической карте

Главная задача вводного урока — углубить знания учащихся о периодизации Нового времени и дать обобщающую характеристику XIX в. как времени, когда побеждает промышленная революция, процесс модернизации охватывает значительную часть западноевропейских стран и США и даже проникает в страны Востока. На Западе окончательно складывается индустриальное общество.

В начале урока следует провести с учащимися беседу, в ходе которой они могли бы вспомнить основное содержание развития общества в период раннего Нового времени. Следует обратить внимание на оборудование урока. Карты «Великие географические открытия в XVIII в.», «Мир к концу XIX в.», «Начало промышленного переворота в Англии» и «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие» позволят увидеть многообразные и значительные изменения в мире.

Приведем примерные вопросы для вступительной беседы: 1. Вспомните, что означает термин Новое время. Когда он возник и почему? 2. Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему ученые выделяют эпоху раннего Нового времени? 3. Назовите черты традиционного общества. 4. Какие процессы происходили в эпоху раннего Нового времени в политической жизни общества, в экономической жизни общества, в социальном составе общества, в духовной жизни общества? 5. Какой смысл мы вкладываем в понятие человек Нового времени? 6. Подумайте, какие черты раннего Нового времени отличают его от Средневековья. 7. Какие революционные потрясения меняли картину мира в XVI—XVIII вв.? Чем эти потрясения были вызваны? 8. Что вам особенно запомнилось из истории раннего Нового времени? Что из изученного в 7 классе вы считаете полезным лично для себя?

Учитель обобщает ответы учащихся и указывает, что предметом изучения новой истории в 8 классе является XIX в. — время, когда рождалось индустриальное общество. Затем учитель приступает к раскрытию содержания нового материала по плану, указанному в технологической карте.

Информация о трех эшелонах модернизации (иногда применяется термин три эшелона капитализма) не является обязательной, и требовать ее усвоения всеми учащимися не следует. Вполне достаточно, если ею будут владеть сильные ученики, остальные всегда для справки могут использовать учебник.

В 8 классе познавательная деятельность учащихся направлена на понимание причин развития, на определение причинно-следственных связей, на умение делать прогноз. К концу урока восьмиклассники указывают, какие изменения произошли в обществе в результате модернизации, каким стало общество, названное индустриальным, и прогнозируют проблемы, которые рождаются в этом обществе (личный прогноз каждому необходимо записать в рабочей тетради). Учитель предлагает учащимся познакомиться с оглавлением учебника, объясняет структуру книги и предлагает проследить по мере изучения курса, совпадет ли их личный прогноз проблем, возникающих в индустриальном обществе, с теми проблемами, которые возникли в реальном обществе.

В качестве домашнего задания, кроме материала учебника, рекомендуется экскурсия по городу (осмотр памятников индустриальной эпохи) и чтение произведений художественной литературы, углубляющих представления об обществе XIX в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]