США в конце XIX — начале XX в.: империализм и вступление в мировую политику - ДВЕ АМЕРИКИ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя

США в конце XIX — начале XX в.: империализм и вступление в мировую политику - ДВЕ АМЕРИКИ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

США в конце XIX — начале XX в.: империализм и вступление в мировую политику
1. Причины успешного развития хозяйства. 2. Фермер чувствует себя покинутым. 3. Господство трестов. Финансовая олигархия. 4. Президентская республика. 5. Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ. 6. «Прогрессивная эра». «Справедливый курс» Т. Рузвельта. 7. «Мы начали овладевать континентом».
Возможная личностно значимая проблема: ориентация личности на достижение успеха в результате упорного труда — залог этого успеха

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что одной из причин успешного развития экономики в США являлось уважительное отношение американцев к труду, бережливость и отсутствие препятствий, сковывавших инициативу личности; наличие в обществе острых социальных противоречий заставило правящие круги перейти к проведению либеральных реформ; внешняя политика США имела экспансионистский характер

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Согласны ли вы с тем, что процесс модернизации в США в последней трети XIX — начале XX в. развивался значительно быстрее чем в первые две трети XIX в.? Если согласны, то укажите причины этого явления и факты, подтверждающие вашу точку зрения. 2. Как вы считаете, существовали ли особенности в развитии империализма в США в сравнении со странами Западной Европы? Если существовали, то в чем они выражались? 3. Подумайте, какие изменения произошли в структуре американского общества в последней трети XIX в. и чем они были вызваны. Поразмышляйте, какие новые проблемы появились в результате этих изменений. 4. В сознании американцев имя Теодора Рузвельта, которого называют первым «современным» американским президентом, связывается с постепенным превращением США в мировую державу. Согласны ли вы с такой оценкой его деятельности или хотите возразить?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы (1), работа в группах (2), сюжетно-ролевая ретроспективная игра «Президентские выборы: наказы избирателей» (3).
Приемы деятельности учителя: 1) Организация лабораторной работы с текстом учебника («Причины успешного развития хозяйства»), образное повествование («Фермер чувствует себя покинутым»; «Господство трестов. Финансовая олигархия»; «Президентская республика»), сюжетный повествовательный рассказ («Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ»), рассказ с элементами драматизации («Справедливый курс» Т. Рузвельта»), информативное сообщение («Мы начали овладевать континентом»). 2) Учитель руководит работой групп, организует предъявление результатов учебной деятельности учащимися. 3) Учитель заранее создает сценарий ролевой игры и готовит его с учащимися, а затем руководит реализацией этого замысла на уроке

Развитие умений учащихся

Учатся переносить знания в новые ситуации (итоги Гражданской войны в США); анализируют источники; делают выводы и высказывают свои суждения; рационально выполняют познавательные задания; предъявляют результаты своей деятельности; самостоятельно работают с источниками; проявляют личное творчество при «вживании» в определенную эпоху и жизнь людей этой эпохи; ведут дискуссию с одноклассниками, авторами научных публикаций и учебников

Основные понятия
и термины

Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара»

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 25. Рабочая тетрадь. Хрестоматия по новой истории. Второй период. — М.: Просвещение, 1993 (раздел «Соединенные Штаты Америки»). Карты: «Соединенные Штаты Америки в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 330—351 (о Теодоре Рузвельте); М. Лернер. Развитие цивилизации в Америке. — М.: Радуга, 1992. — Т. 1. — С. 134—137, 334—336, 467—468; М. Твен. Собрание сочинений. — М., 1961. — Т. 12 (из «Автобиографии», очерки, публицистика); Т. Драйзер. Сестра Керри. Финансист. Титан. Стоик


Комментарии к технологической карте

Содержание урока позволяет использовать различные формы изучения нового материала. Проведение комбинированного урока не представляет какой-либо сложности, поэтому рассмотрим такие формы, как работа в группах и ролевая игра.

При работе в группах учитель выделяет в содержании урока 5—6 сюжетов и распределяет их по группам для самостоятельного изучения. Вместе с определенным сюжетом школьники получают и вытекающую из него проблему. Задача каждой группы — ознакомиться с содержанием, решить познавательное задание и предъявить результаты своей деятельности одноклассникам. Задания могут соответствовать пунктам плана урока, можно также использовать предложенные в технологической карте познавательные задания, дополнив их при необходимости.

Первые десять минут школьники самостоятельно изучают фрагмент параграфа и обсуждают внутри группы вариант ответа на полученное познавательное задание. Затем представители всех групп поочередно предъявляют результаты самостоятельной работы. В заключительной части урока подводятся результаты учебной деятельности, делается общий вывод.

При подготовке к ролевой игре восьмиклассники заранее (за две недели) получают роли: индейцев, американских негров, фермеров, рабочих, предпринимателей, политиков, военных. Один из учеников получает роль Теодора Рузвельта, кандидата на пост вице-президента от республиканской партии на президентских выборах 1900 г.

Школьники — представители каждой социальной группы заранее готовят рассказ о своей жизни и изготавливают плакат, на котором написаны их требования к будущей власти (наказы). Эти наказы после «озвучивания» вывешиваются на классной доске, а одноклассники должны коротко записать их в тетрадях.

Место действия — зал, где проходит встреча американских избирателей с Теодором Рузвельтом во время президентской избирательной кампании в 1900 г.

Ход игры. 1. Выступление политика — члена республиканской партии, рассказывающего о достижениях США к 1900 г. (причины быстрого экономического развития страны). 2. Выступление Теодора Рузвельта, в ходе которого он рассказывает автобиографию и предъявляет свою политическую программу. 3. Выступления индейцев, американских негров, фермеров, рабочих (можно выделить персоналию Сэма Гомперса), предпринимателей, военных. 4. В заключительной части встречи политик призывает избирателей отдать голоса за кандидатов от республиканской партии. В ходе предвыборного собрания проходит дискуссия между представителями различных социальных групп, обнаруживающая противоречия между фермерами и рабочими, с одной стороны, и предпринимателями-монополистами и банкирами — с другой. Для оживления дискуссии используются проблемные задания (см. технологическую карту).

Ниже приводятся материалы, которые могут быть использованы при работе в группах и при подготовке к ролевой игре.

Выступление политика о причинах быстрого успеха США в области экономического развития: «Победив плантаторов Юга, американские предприниматели бросили свои силы на завоевание континента и на то, чтобы занять достойное место в мировой экономике. Все понимали, что только современной технологии было по плечу освоить новые пространства для новых хозяев: уничтожить леса, запахать земли, проложить железные дороги, собирать хлопок, молотить пшеницу, обуздать энергию рек. Американские бизнесмены не жалели средств на науку, создавая различные исследовательские фонды и лаборатории: ведь наука давала огромные прибыли, новые технологии снижали затраты. Америка превратилась в огромную лабораторию. Значительную роль в повышении производительности труда сыграло развитие общего и технического образования. К 1900 г. расходы на образование в стране (в среднем на душу населения) превышали примерно в 2,5 раза соответствующие расходы Англии и Германии, занимавших по этому показателю первое место в Европе. К концу XIX в. у нас имелось 60 колледжей, готовивших специалистов по сельскому хозяйству. Такие колледжи были в каждом штате. Они организовывали краткосрочные курсы для фермеров, создавали опытные сельскохозяйственные станции. Успехи могли бы быть и больше, если бы не слабые президенты, которых нам навязывали бесхозяйственные демократы.

Нельзя забывать и о том, что у нас свободная страна, где нет средневековых каст, привычек и традиций, которые сковывают инициативу личности в Европе. У американцев особый характер — они стремятся обратить свои способности на достижение успеха. Успех же мы измеряем не только деньгами, но и тем местом, которое занимает человек на ступеньках социальной лестницы, а также тем, насколько он полезен обществу.

Мы, американцы, стремимся делать свое дело как можно лучше. Этому нас учит и наша религия. Трудолюбие и бережливость — вот наш идеал. «Помоги себе сам!» — вот наш девиз. Я рос в бедной семье, но мой богатый дядюшка-бизнесмен в письмах посылал мне не деньги, а советы о том, как важно преуспеть в трудолюбии, умеренности, бережливости. Я следовал его советам и преуспел в жизни. Таким людям, как мы, нужны сильные президенты. Я призываю вас отдать голоса за кандидатов от республиканской партии, партии великого Авраама Линкольна».

Затем выступает кандидат в вице-президенты Теодор Рузвельт. Для подготовки используется текст из учебника — биография Рузвельта (см. материалы «Для дополнительного чтения» и книгу «Американские президенты»).

Основой для сообщений представителей различных социальных групп служат тексты из учебника.

Примерное выступление фермеров: «Главным источником американского богатства является земля, и после гражданской войны на фермах работала половина жителей. Фермер стал главным человеком в стране. Подъем делового духа и прогресс технологии охватил все фермерское дело. Закон о гомстедах привел к освоению 81 млн га свободных земель, но не все получили фермеры — часть земель была расхищена спекулянтами, железнодорожными компаниями, промышленниками. Возникли и другие проблемы: стоимость ферм, инвентаря и орудий труда увеличилась почти втрое.

Наука, техника и промышленность не зыбывали наши нужды. Они изобрели разного рода сеялки, жатки, сноповязалки и т. п. На полях появились первые паровые тракторы, в 1878 г. Джон Аленби изобрел сноповязалку. Производство сена также увеличилось благодаря применению косилок и конных граблей.

Возникли такие «короли» сельскохозяйственного машиностроения как, например, С. Мак-Кормик из Чикаго. В итоге сельское хозяйство нашей страны заняло первое место в мире. Но техника стоит очень дорого, не все могут ее приобретать.

Наш идеал — семейная ферма и независимый фермер как «человек, у которого нет хозяина». Появились и проблемы: наше хозяйство полностью стало зависеть от рынка. В этих условиях многие семейные фермы стали разоряться. В 1880 г. почти 1/4 часть фермеров лишилась хозяйства и превратилась в арендаторов. В то же время выделились богачи, которые могут себе позволить приобретать новейшую технику и нанимать сельскохозяйственных рабочих — самую бедную и бесправную часть наемных работников.

В 90-х гг. XIX в. наше положение еще более ухудшилось, так как на мировой рынок хлынуло зерно из России, Канады, Аргентины и Австралии. Кроме того, в ряде стран повысили ввозные пошлины на американские сельскохозяйственные продукты и цены на зерно стали падать.

В довершение всех бед мы попали в зависимость от владельцев железнодорожных компаний, увеличивавших цены на перевозку зерна и от хозяев элеваторов. Многим фермерам ничего не оставалось делать, как продавать зерно владельцу местного элеватора по той цене, которую тот назначал. К этому следует добавить необходимость выплачивать банкам грабительские проценты за взятые ссуды, а государство год от году увеличивало налог на землю.

Мы отдадим свои голоса кандидату от республиканцев, но он должен сделать так, чтобы федеральные власти о нас заботились. Мы требуем остановить грабежи со стороны владельцев железных дорог и элеваторов, со стороны торговцев-перекупщиков, уменьшить государственные налоги, помогать фермерам банковскими ссудами под низкие проценты и запретить продавать с молотка за долги наши фермы. Мы не хотим чувствовать себя покинутыми».

Представители индейского населения: «После Гражданской воины нам не стало жить легче. Кто только не вторгался в наши земли! Через нашу территорию прошли золотоискатели, охотники, фермеры, а затем и строители трансконтинентальных железных дорог. Все они вносили свой вклад в разрушение нашей древней цивилизации, сгоняя нас с родовых земель, разрушая наши дома, истребляя скот. Правительство стало проводить против нас военные экспедиции, регулярная армия оттесняла нас в пустыни, сжигала наши поселки, убивала женщин, детей, стариков.

Среди белых никто не сомневается, что их интересы важнее прав коренного населения. В ответ мы поднимали восстания. Особенно упорными были выступления племен сиу и апачей, иногда наши братья даже одерживали победы над регулярными войсками. Они, например, разгромили отряд в 200 человек под командованием полковника Кастера. Но силы были слишком неравны. 23 декабря 1890 г. состоялась последняя битва, после чего нас загнали в особые зоны, которые белые назвали резервацией. Здесь над нами установили правительственную опеку. Государственные служащие должны снабжать нас всем необходимым. Правда, закон 1887 г. позволяет нам становиться фермерами, но фермерство не наша традиция. Выделение фермы противоречит племенным связям и общинному земледелию, да и земли нам отвели самые неплодородные.

Среди белых людей многие относятся к нам враждебно. Ваш сенатор Хант, выступая в Конгрессе, заявил: «Наши селения возведены на их тропах, наши телеграфные линии и железные дороги проложены по их земле. Мы пользуемся их лесами, пашем их землю; дикая природа приручена. Индейцы должны изменить образ жизни или исчезнуть». Но мы не хотим изменяться и не хотим погибать. Наши люди требуют, чтобы им дали возможность жить так, как жили их предки еще до того, как белые люди пришли на нашу землю. Отмените резервации, верните наши земли».

По такому же образцу, от первого лица, готовятся выступления и требования негров, рабочих, военных (излагающих доктрины внешней политики).

После того как прозвучат все выступления и наказы (их тексты вывешиваются на классную доску), ученик, выступающий в роли Т. Рузвельта, произносит заключительное слово, в котором дает обещания выполнить пожелания избирателей и провести ряд реформ, которые уменьшат социальное неравенство, усилят США перед лицом вооружающихся стран Европы, особенно Германской империи, приведут страну к процветанию.






Для любых предложений по сайту: [email protected]