Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника» - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя

Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника» - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

В этой главе речь пойдет о странах Востока: Японии, Китае, Индии и Африке. Школьникам следует напомнить, что понятие «Восток» применяется условно. Оно подразумевает почти весь неевропейский мир, исключая те страны и регионы, которые были заселены выходцами из Европы (США, Канада, Южная Америка, Австралия).

Изучая историю Средневековья и раннего Нового времени, школьники познакомились с некоторыми специфическими чертами восточных обществ. Изучение истории XIX в. — истории колониальных захватов промышленного капитализма — позволяет актуализировать межкурсовые связи, углубить понимание особенностей развития Востока, понять, почему Восток оказался неподготовленным к натиску индустриальных стран Запада.

Тема дает возможность увидеть влияние религии на формирование ментальности людей и развитие общества.

Науку давно интересовали вопросы, почему в обществах, где ранее всего возникли очаги мировой цивилизации, не удалось самостоятельно, без вмешательства европейцев, разрушить старые докапиталистические общественные и экономические структуры. Немецкий философ Гегель противопоставлял динамизму Европы «консервативную стабильность» Востока. Восток менялся крайне медленно, жизнь там протекала в замкнутых и разрозненных сельских общинах, подчинявшихся администрации централизованного государства.

Особенностью исторического развития Востока являлось то, что политическая власть и государственность возникли там раньше, чем частная собственность. Государственная власть осуществляла централизованный контроль над обществом. Функции такого государства сводились к централизованному учету совокупного общественного продукта, прежде всего избыточного продукта, за счет которого и существовал аппарат власти: чиновники, воины, а также обслуживавшие их ремесленники, слуги. Таким образом, власть была первична, а частная собственность вторична. Когда частная собственность на Востоке возникла (в урезанном и юридически бесправном виде), верховная власть стала владеть большей частью этой собственности.

Развитие товарно-денежных отношений привело к разложению прежних патриархальных связей и появлению богатых и бедных. Бедные лишались имущества (в последнюю очередь земли, так как долгое время земельные участки по общинной традиции не подлежали отчуждению), шли в батраки, наемники, а то и продавались в рабство. Безземельные брали землю в аренду у разбогатевших. Удачливые торговцы превращались в богатых купцов, а разбогатевшие мастеровые становились владельцами богатых мастерских. Так появился класс частных собственников, однако государство смотрело на представителей этого класса как на социальных паразитов и делало все возможное, чтобы мешать его деятельности.

В результате противостояния государства и частной собственности в странах Востока сложилась следующая ситуация: политическая власть смирилась с частнособственническим сектором, взяла его под свой строгий контроль и пользовалась плодами его деятельности.

Частнособственнический сектор, не имея законов, его защищавших, был заинтересован в сильной власти центра, так как только она одна могла защищать его от произвола местных властей и социальных потрясений.

Главную роль в этом союзе играла политическая власть, и она держала под контролем весь частный сектор и подавляющую долю экономической деятельности в стране. Государству принадлежали казенные земли, оно выступало в роли господствующего класса по отношению к работавшим на них крестьянам.

Конечно, в разных странах Востока ситуация была неодинаковая. Но в отношениях между властью-собственником и массой безликих подданных ученый-востоковед Л. С. Васильев выделяет следующие особенности: «Первая — невычлененность индивида из коллектива. Эта недифференцированность имела свои плюсы и минусы. С одной стороны, именно она препятствовала полному произволу властей, вводя его в определенные рамки, соответствующие установившимся нормам обычного права, тем самым традициям, которые санкционировались и освящались религией. С другой стороны, она вела к тому, что вычленившийся из коллектива индивид, прежде всего богатый собственник, хотя и не только он, не имел... зафиксированных в законодательстве прав, свобод, юридических гарантий для своей деятельности и просто своего существования. Это вело к тому, что собственники стремились окружить себя большим количеством родственников, земляков, прислужников и прихлебателей (клиентов), которые являли собой социальную силу, противостоявшую властям... И хотя связи и престиж нередко играли свою роль, в целом борьба собственника с представителем власти никогда не была борьбой равных.

...Отсюда вторая важная особенность социальной структуры на Востоке: слабость отдельных собственников, чье богатство не давало покоя представителям власти и чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. Восточные собственники, особенно торговцы, порой обладали сказочными богатствами, но они предпочитали либо вкладывать их в землю (сдаваемую в аренду), либо проживать. Условий для превращения этих богатств в капитал... не было. Неудивительно поэтому, что капитализм возник не на богатом Востоке, а в полунищей Европе, обогатившейся за счет морских походов и ограбления других народов и умело вложившей полученное богатство в дело, т. е. превратившей его в капитал.

Третьей из важных особенностей социальной структуры на Востоке (тесно связанной с первыми двумя) была корпоративность. Речь идет о многочисленных вертикальных гранях и перегородках, о множестве корпораций типа кланов, каст, сект, землячеств, общин, цехо-гильдий и прочих объединений, которые включали в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов. Эта система вертикальных связей и замкнутых корпораций всегда играла во всех странах Востока заметную роль. Ее социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и противопоставления этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. Нормы обычного права и сакрализованные традиции давали этим корпорациям необходимую защиту от произвола. В то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с ее главы, предоставляя тому право автономно распоряжаться в рамках той или иной подведомственной ему корпорации.

Стабильная, сохранившаяся веками и сознательно культировавшаяся корпоративность сыграла свою решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке. В частности — и это можно считать еще одной, четвертой важной особенностью ее, — речь идет о слабой классовой дифференцированности, о второстепенной, даже ничтожной роли классовых антагонизмов, а то и вовсе об их отсутствии. Даже в тех редких случаях, когда в той или иной стране Востока частный сектор достигал немалых успехов и создавались объективные условия для заметной роли классовых антагонизмов... система корпораций играла свою сглаживающую, приглушающую антагонизмы роль. В рамках касты и богатый, и работавший на него бедняк всегда прежде всего ощущали свою принадлежность к одной и той же касте и свою отчужденность по отношению ко всем другим кастам. В большом клане работавшие на главу-землевладельца бедные члены клана, отдаленные его родственники, никогда не считали главу клана эксплуататором. Он был старшим родственником, руководителем клана, считался благодетелем (именно потому, что позволял другим выжить, обрабатывая его землю на правах арендатора либо батрака). Примерно такой же патерналистский характер имели отношения в рамках крестьянской общины, цехо-гильдий.

Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентские связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем консервативность ее вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно такая взаимосвязь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии... с легкостью сменяли друг друга на престоле, у руля правления, в системе администрации, но структура общества, опиравшаяся на его микроструктуру, т. е. на незыблемые корпорации, сохранялась при этом почти без изменений. Более того, все вновь возникавшие государственные образования охотно брали эту стабильную структуру под свою защиту и заботливо предохраняли ее от перемен. Тем самым все политические и даже социальные кризисы обычно не вели к внутреннему структурному обновлению, к выходу за пределы докапиталистической формации» (Васильев Л. С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 26—28).

Конфуцианство, играя роль основной религии Китая, было и официальной идеологией, и регулятором экономических и социальных процессов, т. е. основой всего китайского образа жизни. Конфуцианство формировало черты национального характера: общественную дисциплину в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умение использовать это новое для упрочнения устоявшихся традиций; постоянное стремление к самоусовершенствованию и к тому, чтобы занять в обществе более высокое место; прочность социально-семейных связей и т. д.

Вторжение Запада, европейского капитала и колониальные захваты явились толчком, который положил начало разложению старого общества и созданию нового. Однако процесс этот был очень болезненным для не подготовленных к нему восточных обществ.


Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника»
1. Насильственное «открытие» Японии. 2. Начало эры «просвещенного правления». 3. Реформы Мэйдзи 4. Новые черты и особенности экономического развития. 5. Изменения в образе жизни общества. 6. Агрессивная внешняя политика.
Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель

Методы обучения
и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 3. Оцените роль религии синто в развитии японского государства и общества. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?
Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ («Насильственное «открытие» Японии»), образное повествование («Начало эры «просвещенного правления»; «Реформы Мэйдзи»; «Новые черты и особенности экономического развития»; «Агрессивная внешняя политика»), картинное описание («Изменения в образе жизни общества»), эвристическая беседа (особенности развития Японии)

Развитие умений учащихся

Используют межкурсовые и внутрикурсовые связи; делают оценочные суждения; определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; вскрывают причинно-следственные связи; ведут диалог и участвуют в дискуссии

Основные понятия
и термины

«Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 27. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX вв.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии. — М.: Издательский дом «Муравей», 1997; Р.‑Э. Дюпюи, Т.‑Н. Дюпюи. Всемирная история войн. — СПб.; М.: 1998. — Книга третья. — С. 599—649


Комментарии к технологической карте

После характеристики новой главы учитель знакомит школьников с темой и планом урока, предлагает выбрать для индивидуальной работы одно из предложенных познавательных заданий.

Можно предложить учащимся вспомнить проявления основных черт традиционного общества в Японии XVI—XVIII вв. Как правило, восьмиклассники называют такие черты, как наличие сословного строя, существование деревенской общины, огромная роль политической власти (государства) в обществе, личное бесправие подданных (отсутствие правовых норм), огромное влияние религии и древних традиций, обожествляющих верховную власть, регламентирующих жизнь человека и диктующих стиль жизни.

Учитель предлагает учащимся поразмышлять над вопросом: чем было вызвано «закрытие» Японии в 30‑е гг. XVII в.? При обсуждении этого сюжета следует обратить внимание на то, что изоляция Японии от внешнего мира была предпринята прежде всего для сохранения древних традиций, эту же цель преследовало и запрещение христианства.

Начиная рассказ о насильственном «открытии» Японии, учитель может предложить учащимся подумать, какие причины лежали в основе этого процесса. В ответах школьников должно прозвучать понимание важности стратегического положения Японии. Страна представляла интерес для США как перевалочная база для американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана, как удобный плацдарм для укрепления американских позиций на Дальнем Востоке, и прежде всего в Китае, где экономически господствовала Великобритания. А Китай с его 300‑миллионным населением волновал американских и европейских предпринимателей как рынок с неограниченными возможностями для производимой на Западе продукции.

Следующие вопросы раскрываются в пределах учебника, но, давая оценку аграрной реформе, внесшей огромный вклад в развитие японского капитализма, учитель подчеркивает, что она обеспечила, хотя бы частично, необходимый для индустриализации страны капитал. Реформы открыли широкий простор для частнопредпринимательской деятельности, юридически защищенной и поддерживаемой властями.

Реформы 70-х гг. привели к изменениям в обществе. Частные предприниматели города и деревни, купцы, банкиры — все сторонники новых методов ведения хозяйства — требовали для улучшения условий своей деятельности новых преобразований, теперь уже в политической жизни. В 80‑е гг. в стране развернулось широкое движение за конституцию (его участники названы выше). Правительство пообещало в 1890 г. ввести конституцию, для чего в Европу и США была послана специальная миссия, которой следовало ознакомиться с соответствующими законодательными нормами и государственными учреждениями за рубежом и выбрать наиболее подходящие из них для Японии. Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка, так как Германия конца XIX в. по многим параметрам была сопоставима с Японией.

В избрании нижней палаты парламента принял участие только 1% населения страны, но это можно считать нормой для общества, еще не подготовленного к активной политической жизни.

Следует объяснить восьмиклассникам, что наибольшую выгоду от некоторой демократизации общества получила молодая японская буржуазия. Крайне быстрые темпы модернизации традиционного общества в социальной, экономической и политической сферах оплачивались страданиями простых людей — крестьян, лишавшихся земли и уходивших на заработки в город, рабочих, попавших в полную зависимость от предпринимателей. Рабочий день продолжался 12—14 часов, применяли и физические наказания. Такова была цена модернизации. Но Япония быстро прошла путь «дикого» капитализма, и этому способствовали не только создавшиеся профсоюзы, но и старые патерналистские традиции, идущие от конфуцианства. Патернализм — опека старшего по отношению к младшим, подопечным. Японские предприниматели стремились налаживать контакты со своими рабочими на началах сотрудничества труда и капитала.

Вопрос о внешней политике рассматривается в пределах учебника. Однако есть смысл уделить внимание проблеме развития в японском обществе националистической идеологии, что было характерно для многих государств конца XIX — начала XX в. В 1903 г. японский общественный деятель Сакаи Косэн писал: «Если японцы страдают от расовых предрассудков белых, то для восстановления справедливости им в первую очередь следует отбросить свои собственные предрассудки и внедрить на своей японской земле чистые идеи подлинного расового братства. Однако нынешние японцы, с одной стороны, возмущаются пренебрежением к ним европейцев и американцев, а с другой — способны насмехаться над китайцами и унижать корейцев».

Подводя итоги беседе, в которой школьники предлагают свои варианты решения познавательных задач, учитель говорит:

«Япония — единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. достиг уровня ведущих европейских держав. В чем же заключается разгадка этого исключительного явления? Во-первых, даже в период «закрытия» страны власть не отторгала все иноземное. Напротив, привыкнув перенимать все полезное для собственного развития, государство продолжало следовать этой традиции. Воспитанная веками склонность к полезным заимствованиям извне привела к тому, что в Японии еще после «первого закрытия» (в XVII в.) продолжались контакты с голландцами. От них в страну поступали достижения западной науки и техники.

Во-вторых, островное положение Японии придавало особую роль торговле и мореплаванию. И хотя купцы принадлежали к самому низшему сословию, в их услугах нуждались могущественные князья, которые предоставляли своим городам и торговому люду льготы. Торговля и мореплавание были частным предпринимательством (государство этим не занималось). Именно через торговцев осуществлялись связи с внешним миром. Это поддерживали князья. Таким образом, японские торговцы и покровительствующие им князья способствовали развитию частнопредпринимательской деятельности.

В-третьих, в Японии власть находилась в руках военных (система сёгуната). Функции чиновников в стране выполняли самураи, верные рыцарскому кодексу чести (бусидо). В Японии не сложилось государство со всеобъемлющим контролем над населением. В результате после революции Мэйдзи молодое государство не было обременено непосильным грузом традиций и бюрократизма со свойственными последнему косностью и коррупцией. Это открывало путь для полезных заимствований, включая и европейскую модель конституционной монархии.

В-четвертых, Япония в силу скудных природных ресурсов была менее привлекательна для колонизаторов, чем Китай или Индия. Позиции европейских государств в экономике Японии были менее сильны, чем в указанных странах. Поэтому преобразования в стране, ломка традиционной структуры осуществлялись не колонизаторами, а молодым государством, взявшим за образец европейские страны. При этом не следует забывать, что молодое государство не опиралось на старые традиции, так как в прошлом им управляли сегуны. Вернувшийся к власти император (не случайно эти события еще называются «реставрация Мэйдзи») был ориентирован на разрыв со старой государственностью, на заимствования с Запада. Главными функциями японского государства стали функции политические, т. е. осуществление той политики, в которой были заинтересованы господствующие классы и социальные слои новой Японии.

В-пятых, агрессивная внешняя политика Японии требовала активной модернизации экономики и общества. В дальнейшем Япония демонстрировала не только свои экономические успехи, но и старую, чуть ли не средневековую по жестокости воинскую традицию, нормы которой предусматривали безжалостное уничтожение не только побежденных воинов, но и гражданского населения в завоеванных странах».

Заключительная часть урока может оказаться сложной для части школьников, поэтому обобщение учителя рекомендуем сопровождать записью на классной доске или в тетрадях по истории. На следующем уроке учащиеся будут сравнивать Японию и Китай в конце XIX в.






Для любых предложений по сайту: [email protected]