Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности - СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ

Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности - СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
1. «Земля выбрасывала своих детей». 2. Люди в движении. 3. Исчезают сословия, усложняется структура общества. 4. Аристократия старая и новая. 5. Новая буржуазия. 6. Новое явление — средний класс. 7. Очень разный рабочий класс. Женский и детский труд.
Возможная личностно значимая проблема: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся могут объяснить, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усваивают причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; прослеживают изменения в положении всех социальных слоев

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные и проблемные задания: 1. Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Как вы думаете, какие процессы, происходящие в обществе, заставили его дать такую оценку эпохе? Согласны ли вы с такой оценкой? Если нет, предложите другой вариант. 2. Как вы думаете, почему появление среднего класса считается признаком стабильности общества? 3. Подумайте, как индустриальная революция повлияла на социальную структуру западноевропейского общества.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учеников или работа в группах.
Приемы деятельности учителя: беседа (о демографических изменениях в обществе), сюжетный повествовательный рассказ (о положении различных слоев населения), организация лабораторной работы с документами, персонификация (С. Родc), обучение решению познавательных заданий, организация работы в группах, обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Учатся рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей; актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками

Основные понятия и термины

Миграция, эмиграция, иммиграция, реконструкция, элита, «рабочая аристократия»

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 3. Рабочая тетрадь. Карта «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие». Образовательное пространство расширяется за счет просмотра кинофильмов, чтения научно-популярной и художественной литературы: А. Давидсон. Сесиль Родс; Д. Голсуорси. Сага о Форсайтах; Т. Драйзер. Финансист. Титан. Стоик; Д. Лондон. Люди бездны. Мартин Иден


Комментарии к технологической карте

Содержание урока тесно связано с предыдущими уроками, так как на нем рассматриваются демографические проблемы и учащиеся уясняют влияние индустриальной революции на изменение социальной структуры общества. При проверке домашнего задания используются вопросы из методического аппарата учебника и задания из технологической карты. При этом особое значение придается обсуждению положительных и отрицательных последствий индустриальной революции для человека. Далее учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают для решения одно из познавательных заданий, заранее не написанных на доске.

На комбинированном уроке учитель раскрывает содержание, придерживаясь предложенного плана. Объем информации в учебнике вполне достаточный и не требует значительного расширения, а при рассмотрении вопроса об эмиграции следует обратиться к документу в конце параграфа — извлечению из работы М. Лернера «Развитие цивилизации в Америке», дающему дополнительные сведения об иммиграционных потоках. Учащимся может быть предложено ответить на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, почему самые мощные потоки европейской иммиграции направлялись в США? 2. Объясните, почему оживление иммиграционных потоков происходило в 1830 и 1880 гг. XIX в.

Для создания у подростков представления о новой буржуазии можно использовать прием персонификации. Рассказывая об истории жизни Сесиля Родса, учитель предлагает учащимся самостоятельно выделить характерные для предпринимателей того времени личные качества и образ жизни. Для понимания школьниками неоднозначности и сложности людей этого типа можно использовать приведенный ниже текст.

Создатель Британской империи. Одной из наиболее ярких личностей своего времени, получившей доступ не только к большим деньгам, но и к большой политике, был Сесиль Родс (1853—1902), пятый сын в семье английского приходского священника, ставший одним из богатейших людей в мире — «алмазным королем» и политическим деятелем. Уже в 1877 г. он написал: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».

Сесиль Родс считал, что англичан слишком мало на земле и все это якобы из-за недостатка жизненного пространства. Эмиграцию как путь решения проблемы Сесиль Родс не признавал: «Было бы бесчестно даже предположить это, поскольку, как я убежден, все мы считаем, что лучше бедность под своим флагом, чем богатство под чужим». Вывод напрашивался сам собой — необходимо расширять Британскую империю. Осуществлять эту цель, по замыслу Родса, должны были те, кто на родине не мог получить титулов и богатства. Главная ставка делалась на младших сыновей знатных семейств: ведь и он сам испытал участь младшего сына. Из этих мальчиков «благородной крови» создавался класс искателей приключений. Так и расширялась Британская империя. Крепко держали в руках бразды правления страной старшие сыновья, и каждое столетие приносили ей новые земли младшие.

Сесиль Родс мечтал после школы получить университетское образование, но в многодетной семье священника таких денег для пятого ребенка не имелось. Так полем деятельности для него стала Южная Африка. Когда семнадцатилетним юношей Сесиль Родс сошел на берег в порту Дурбан, у него не было ничего. Он начал самостоятельную жизнь на алмазных копях. Сначала искал алмазы, затем стал скупать участки земли у старателей. Позже С. Родс с компаньонами создал алмазную корпорацию «Де Бирс», и вскоре он стал ее директором, а затем — «алмазным королем». Деньги сами по себе его не интересовали: они были нужны для превращения Африки в колонию Великобритании. Этой главной идее он подчинил свою жизнь. Осуществил С. Родс и другую свою мечту — закончил Оксфорд, сочетая учебу с предпринимательской деятельностью.

В 80‑е гг. на территории зулусских племен были открыты богатые месторождения золота, началась невиданная золотая лихорадка. С. Родс организует поход на север, обещая каждому «пионеру» по пятнадцать участков для поисков золота. У большинства из этих людей не было ни гроша, но С. Родс им говорил: «Держитесь за меня, и я отправлю вас домой миллионерами». Тысячи человек прошли на север через земли племени ндебелов, пренебрегая запретом их вождя, а затем построили первые четыре форта. Самый южный назвали именем королевы Виктории. Так была создана новая колония — Родезия. Создали и новую компанию — «Золотые поля Южной Африки», и сама королева стала одним из ее пайщиков.

Для Родса наступил его звездный час. Хозяин алмазной и золотопромышленной компании, он свою предпринимательскую деятельность сочетал с политической: премьер-министр Капской колонии, член Тайного королевского совета. За что ему выпала такая честь? Огромные земли завоевал Родс для Британской короны и стал кумиром для англичан. Когда он приезжал в Лондон, толпы людей приветствовали его. Лавочники, рабочие, солдаты — все стремились выразить свое восхищение и уважение, а на обеды, дававшиеся в его честь, собирался весь цвет английской аристократии. Даже сама королева Виктория давала обед в честь Сесиля Родса.

Родc и другие «певцы империи» через прессу внушали всем англичанам, что их благополучие зависит от завоевания колоний. Именно Родс подготовил англо-бурскую войну (1899—1902), закончившуюся для Великобритании захватом новых земель. В этом он видел свое служение Англии.

После его смерти поэт Р. Киплинг написал стихотворение «Надгробное слово, посвященное памяти С. Родса». Там были такие строки:

Послушник мечты, что его вела,
Которой нам не понять,
Он в муках духа рождал дела —
Городам вместо слов стоять.

Далее учащиеся отвечают на вопрос: соответствует ли характеристика Р. Киплинга вашему представлению о С. Родсе? Рассказ о С. Родсе может стать темой ученического сообщения.

Если учитель организует урок в форме групповой работы, то после вступления (1-й пункт плана урока), сделанного учителем, и постановки познавательных заданий каждая группа получает свое задание: 1. Люди в движении. 2. Аристократия старая и новая. 3. Новая буржуазия и средний класс. 4. Очень разный рабочий класс. 5. Женский и детский труд. 6. Женское движение за равные права. В конце урока обсуждаются предложенные учащимся познавательные задания.

Как обычно, если представленное в учебнике содержание недостаточно для самостоятельной работы группы, следует предоставить ей возможность использовать дополнительный материал. В данном случае может быть расширено содержание раздела «Люди в движении».

Вы уже знаете, что для индустриального общества характерны миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».

Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Многим иммигрантам пришлось пережить горькое разочарование. «Америка — это одни обещания»,— говорили они. Часто случалось так, что ирландские или итальянские нищие становились американскими нищими, но некоторым из этих людей удалось достичь власти и уважения в чужой стране. Те, кто хорошо устраивался на новом месте, посылали родственникам письма и деньги. Одни только ирландские иммигранты послали в Ирландию в 40‑х гг. XIX в. более миллиона долларов, что подтолкнуло к переезду новые тысячи ирландцев. Так действовал принцип «Эмиграция рождает эмиграцию». Эмигранты хотели убежать из Старого Света, в котором их больше ничего не удерживало, и воспользоваться любыми возможностями Нового Света, где они были готовы делать все, что потребуется. Большую часть иммигрантов составляли крестьяне, но много было и горожан — безработных ремесленников, обанкротившихся хозяев магазинов, политических эмигрантов. В основном люди снимались с земли, которая не могла прокормить всех. Участок земли был слишком мал, средств на покупку новой техники не предвиделось, да и традиционный уклад сельской общины не способствовал внедрению новых методов хозяйствования. В этих условиях не оставалось надежды не только на свое будущее, но и на будущее детей. Тогда рождалась надежда изменить свою жизнь далеко за океаном. В то время говорили: «Богатые остаются в Европе, уезжают люди среднего достатка и бедняки». Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов создали «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли на Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе. Большинство новоприбывших устраивались у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, у каждого из которых был свой язык и свои обычаи. Эмигранты становились дешевой рабочей силой, согласной на любые, самые тяжелые условия труда.

Очень важно спросить у восьмиклассников: 1. Что из содержания урока представляет для вас особенный интерес и почему? 2. Подумайте, помог ли вам сегодняшний урок найти ответы на личные проблемы.

Вполне возможно, что для части восьмиклассников особый интерес может представить проблема эмиграции, поскольку она существует в нашем обществе.

В качестве домашнего задания, кроме текста параграфа, предлагается познакомиться с сюжетом из раздела для дополнительного чтения «Великий город», что необходимо для создания представлений о демографических процессах и развитии городов в эпоху формирования индустриального общества.






Для любых предложений по сайту: [email protected]