США - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

США - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: дать представление о различиях в капиталистическом и социальном развитии двух главных регионов страны; причинах и ходе Гражданской войны; познакомить с личностью Авраама Линкольна и важнейшими достижениями американской культуры указанного периода.

Основное содержание: Север и Юг. Гражданская война 1861 — 1866 гг. А. Линкольн. Уничтожение рабства. «Реконструкция» Юга. Экономическое развитие после гражданской войны. Доктрина Монро. Проникновение США в Азию. Специфика формирования североамериканской культуры.

Основные понятия: доктрина Монро.

Личность в истории: А. Линкольн.

Оборудование урока: карта «США в конце XIX — начале XX в.».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Север и Юг.

3. Личность в истории.

4. Гражданская война.

5. Экономика после гражданской войны.

6. Доктрина Монро.

7. Специфика культуры США.

Ход урока

1. Проверка знаний может состояться во неурочное время путем анализа заполненной школьниками таблицы «Реформьг Мейдзи в Японии».

2. Развитие Севера и Юга США можно наглядно показать путем анализа статистического материала:

3.

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРА И ЮГА США (1860 г.)


                                                                                                                                                                              

Показатели развития

Север

Юг

Население

23 млн.

9 млн. (из них 3,5 млн. рабов)

Удельный вес в промышленной продукции страны

85%

15%

Количество рабочих в промышленности

1,3 млн.

0,1 млн.

Длина железных дорог

30 тыс. км

10 тыс. км

Производство проката

480 тыс. т

30 тыс. т

Число веретен на текстильных фабриках

5 млн.

0,3 млн.


(Методическое пособие по новой истории. М., 1974. С. 291.)

Вопросы: какая часть США была более промышленно развитой, а какая служила сырьевым придатком к ней? Свою точку зрения обоснуйте. Где использовался труд рабов? Какое влияние оказывало рабство на развитие экономики и общественной жизни страны?

3. Юность Авраама Линкольна — 16-го Президента США.

«Авраам Линкольн родился в 1809 г. Его отец, бедный неграмотный фермер, в поисках лучшей доли переселился из Кентукки в Индиану. Эти места тогда называли «диким Западом»: в лесах кругом еще водились медведи, а дом от дома находился в нескольких милях. Эйбу (уменьшительное от Авраам) не пришлось и года учиться в школе. Он изучил азбуку и научился считать до десяти. Но с детства его охватила неодолимая страсть к учению. Выстругав доску, при свете сального огарка он терпеливо выводил на ней угольные буквы и цифры. Грамотные люди в его округе были наперечет. Часто Эйб шагал много миль, чтобы одолжить какую-нибудь книгу. Эйб помогал отцу вырубать кустарник, пни, обтесывать бревна, пахать, сеять и молотить зерно. Время от времени он нанимался батрачить на соседние фермы или нянчить там детей, чтобы заработать себе на приличную одежду.

Когда Линкольну исполнился 21 год, он перебрался в Иллинойс и начал самостоятельную жизнь. Он работал плотовщиком на Миссисипи и однажды доставил баржу с товарами в Новый Орлеан — богатый портовый город Юга. Там случайно Линкольн с товарищем попали на аукцион рабов. Зрелище было отвратительным, Линкольн поспешил уйти. Он долго шел молча, а затем тихо сказал товарищу, сжимая свои огромные кулаки: «Если мне когда-нибудь доведется ударить по этой штуке (рабству. — Авт.), я сокрушу его!»

Один из немногих грамотных в своей округе, Линкольн получил пост землемера. Он так тщательно и справедливо размечал земельные участки, что люди дали ему прозвище «честного Эйба», которое сохранилось всю его жизнь. Теперь у Линкольна появилось больше времени для занятий, и он стал упорно штудировать книги по праву. Так он сумел фактически заочно получить высшее образование — сдал экзамены на адвоката. Когда его много позже спрашивали, как ему это удалось сделать, не имея университетской подготовки, Линкольн отвечал: «Помните, что самое главное — непоколебимость принятого решения».

Внешность Линкольна обращала на себя внимание. Это был гигант с могучими руками, способными разогнуть подкову. Над длинной сухопарой фигурой возвышалась небольшая голова с копной буйных волос. Обычно печальное лицо его, изрезанное глубокими морщинами, легко оживлялось, а глаза, глубоко запрятанные под мохнатыми бровями, искрились юмором, как только Линкольн начинал пересыпать свою речь народными поговорками и притчами, которые он подчас сам и сочинял. <...>

УБИЙСТВО АВРААМА ЛИНКОЛЬНА

В истории США были два убийства президентов, разделенные почти веком — Авраама Линкольна в апреле 1865 г. и Джона Кеннеди в ноябре 1963 г. Линкольн был убит актером Бутом, сторонником рабства, связанным с разведкой южан. Привыкший к игре на сцене, Бут решил совершить дерзкий акт, который, по его мнению, спасет Юг от поражения и заставит мир содрогнуться от его поступка. Он организовал заговор с целью похищения Линкольна. Президента планировалось доставить в Ричмонд и там обменять на такое количество военнопленных, которое обеспечило бы победу южан. Но осуществить задуманное не удалось: война закончилась. Тогда Бут решил убить А. Линкольна.

В газетах написали, что 14 апреля президент будет присутствовать на спектакле в театре Форда, который Бут как актер знал очень хорошо. Во время спектакля он беспрепятственно прошел к президентской ложе. В нарушение инструкции полицейский, дежуривший возле ложи, отлучился со своего поста. Бут с пистолетом и кинжалом в руках вошел в ложу. Вплотную приблизившись к президенту, он выстрелил ему в затылок и перепрыгнул через барьер ложи. На сцене Бут прокричал «Смерть тиранам!» и промчатся мимо застывших в изумлении актеров. Никем не остановленный, Бут выскочил из театра, вскочил на лошадь и исчез в темноте.

Рана президента оказалась смертельной. Не приходя в сознание, Линкольн скончался ранним утром 15 апреля. Военный министр Стентон воскликнул над могилой: «Теперь он принадлежит истории!» Бут бежал на Юг, где через 10 дней его настигла погоня. Он укрылся в сарае и отказался сдаться. Сарай подожгли. Один из солдат выстрелил. Когда солдаты ворвались в сарай, смертельно раненый Бут скончался у них на глазах» (По «Методическому пособию по новой истории». М., 1974. С. 300—306).

Вопросы: какие черты характера Авраама Линкольна, выработанные им в детстве и юности, привлекают вас? Почему? Способно ли было похищение или убийство 16-го Президента США изменить ход гражданской войны? Свою точку зрения обоснуйте.

4. Гражданская война освещается в пределах изложенного в учебниках. Возможна запись хронологической таблицы:


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США


                                                                                                                                                                                   

Дата

События

4 февраля 1861 г.

Образование Южной конфедерации в США

12—14 апреля

Бомбардировка и захват южанами форта Семтер. Начало гражданской войны

21 июля

Победа южан при Бул-Ран

8 ноября

Арест северянами агентов Конфедерации на английском корабле «Трент»

20 мая 1862 г.

Принятие законов о земельных наделах (гомстедах)

1 января 1863 г.

Вступление в действие прокламации Авраама Линкольна об освобождении рабов, принадлежавших мятежникам

31 января 1865 г.

Запрещение рабства

9 апреля

Капитуляция армии южан под командованием генерала Ли. Окончание гражданской войны


5. Успехи экономического развития США после гражданской войны излагаются в пределах учебника.

6. О доктрине Монро учитель сообщает следующее: «Джеймс Монро — пятый президент США, правил с 1817 по 1825 г. Выдвинул внешнеполитическую программу президентства США, так называемую «Доктрину Монро». 2 декабря 1823 г. Монро обратился к конгрессу с посланием, основные идеи которого были сформулированы Джоном Куинси Адамсоном, государственным секретарем в его правительстве, который на самом деле являлся автором этой доктрины. Послание начиналось с анализа политических систем Европы и Америки, которые не только различны, но и противоположны друг другу. США заявляют, что не претендуют на вмешательство во внутренние дела европейских стран, но не допустят распространения политической системы этих стран (монархической) на какую-либо часть американского континента. Американский президент обещал не допустить увеличения колониальных владений европейских держав на американском континенте. Монро имел прежде всего в виду Англию, Францию и Россию. В последующей части своего послания Монро обосновал право США на вмешательство в дела всех других американских государств, маскируя это защитой от вмешательства европейцев. Иначе говоря, под видом защиты государств Америки США присваивали себе право контроля над взаимоотношениями всех остальных американских государств с европейскими странами.

В общих словах доктрина Монро заключалась в принципе взаимного невмешательства стран Европы и Америки во внутренние дела друг друга и одновременно выдвигала положение, согласно которому рост могущества США ставился в прямую зависимость от присоединения новых территорий» (По материалам «Всемирной истории»: В 24 т. Минск, 1998. Т. 17. С. 11-13).

В качестве иллюстрации к доктрине Монро предлагаем таблицу:


РОСТ ТЕРРИТОРИИ США В XIX в. (после принятия доктрины Монро)


                                                                                                                                                     

Территория

Кому принадлежала

Дата присоединения к США

Метод присоединения

Техас

Мексике

1845 г.

Захвачена

Орегон

Англии

1846 г.

Уступлена Англией

Новая Мексика

Мексике

1848 г.

Захвачена

Аляска

России

1867 г.

Куплена



В АБСОЛЮТНЫХ ЧИСЛАХ


                                                                                                   

Год

Территория,млн. кв. км

1776

1,0

1803

2,149

1848

7,720

1867

9,369


(По «Методическому пособию по новой истории». М., 1991. С. 203.) 7. Об американской культуре в учебниках сказано очень мало. Поэтому предлагаем вашему вниманию текст школьной лекции, посвященной развитию американской литературы в XIX в.

«Особенностью развития американской культуры вообще и литературы в частности является сборный характер американской нации. США — страна иммигрантов из Европы и Латинской Америки. Этнически такого народа — американцы — не существует. Не случайно и сегодня сами о себе американцы говорят: гражданин США ирландского происхождения; американец итальянского происхождения. Естественно, что американское искусство испытало на себе влияние многих культур европейских народов.

В этой связи показательно творчество Вашингтона Ирвинга (1783— 1859). В своих самых популярных произведениях — «Книге эскизов» и «Брейсбридж-холл, или Юмористы», сборниках новел, очерков и зарисовок — Ирвинг возрождает легенды европейского средневековья, но и обращает внимание на индейские легенды.

Особенно яркой фигурой среди американских романтиков первой половины столетия был Эдгар По (1809—1849). Он считается основателем детективного жанра в современной мировой литературе. Его «Страшные рассказы» изображают загадочные происшествия, ужасы и невероятные события. Герой произведений — обычно человек, обладающий сильным интеллектом, способный раскрыть тайны, непонятные рядовым людям.

Романтиком был Фенимор Купер (1789—1851). Писатель опирался на опыт Вальтера Скотта, что не мешало Куперу оставаться оригинальным художником. Самым ценным его литературным наследием являются пять романов, объединенных общим героем — охотником и следопытом Натаниэлем Бампо: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Действие всех романов происходит в XVIII в., в эпоху войны между Англией и Францией, развернувшейся на территории Америки. Трагичная судьба главного героя описывается на фоне гибели индейских племен.

Высшее достижение американского реализма связано с именем Марка Твена (Сэмюэля Клеменса, 1835—1910). Твен был по преимуществу сатириком. Подобно Теккерею или Салтыкову-Щедрину, Твен беспощадно осмеивает устои буржуазного мира. Лучшие произведения Твена — «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура» — дают наряду с сатирическим описанием американских нравов поэтические образы родной природы и простых людей Америки. Кроме романов и повестей Твену принадлежит множество рассказов. Смелые выступления и памфлеты снискали Твену огромную популярность и сделали его классиком американской литературы.

Короткий рассказ занял видное место в американской литературе на рубеже XIX и XX вв. Творчество главного представителя этого жанра О. Генри (Уильям Сидни Портер, 1862—1910) оказало существенное влияние на литературу других стран. О. Генри показал себя мастером легкой, веселой новеллы, иногда чисто развлекательной, иногда остросатирической — «Дороги, которые мы выбираем».

Рассказами сначала завоевал себе популярность крупнейший американский писатель начала XX в. Джек Лондон (Джон Гриффит, 1876—1916). Демократические симпатии Лондона, огромный запас впечатлений, накопленных за его жизнь, полную скитаний, проникновенное и нежное восприятие природы — «Белый клык», «Джерри» — обеспечили писателю мировую славу»(По «Всемирной истории»: В 24 т. Минск, 1998. Т. 17, 19).

Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 19—20; А. А. Кредер, § 17—19.






Для любых предложений по сайту: [email protected]